Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

Арье Барац. Чудо и вероятность. Фрагмент из книги "Два имени Единого Бога. Годовой круг чтения Торы". [иудаизм]


ТЕОДИЦЕЯ

В главе "Бешалах" описывается прохождение сынов Израиля через воды Ям-Суф: "И простер Моше руку свою на море, и отворил Господь море сильным восточным ветром всю ночь, и сделалось море сушею; и расступились воды. И пошли сыны Израилевы внутри моря по суше: а воды были им стеною справа и слева от них. И погнались египтяне, и вошли за ними все кони Паро, колесницы его и всадники его в средину моря... И простер Моше руку свою на море, и возвратилось море при наступлении утра к природной силе своей, а египтяне бежали ему навстречу. И опрокинул Господь египтян среди моря" (14.21-27).

В этой главе рассказывается и о других чудесах, среди которых в первую очередь следует назвать выпадение мана (16.14-19) и выведение воды из скалы (17.5-7). И все же разделение моря выделяется на общем фоне чудес.

Действительно, не нужно быть профессором термодинамики, чтобы понять, что долгое время держать огромный вал воды в вертикальном положении "трудно". Иудаизм фактически признает это своеобразной единицей "трудности", говоря по поводу разных - уже вполне естественных - событий (например, о соединении суженых или о пропитании мира), что "это так же трудно, как разделить море". Но именно из этих слов особенно ясно, что в целом религия не склонна так уж радикально разделять между чудесными явлениями и явлениями естественными.

Как пишет Магараль в предисловии к своей книге "Гвурат Ашем", всякое чудо совершается по каким-то своим законам, которые предусмотрены божественным замыслом.

Вместе с тем наука также оставляет определенное место чуду, именуя его "флуктуацией". Действительно, хотя и с некоторыми оговорками, наука допускает любое самое немыслимое событие, главное только, чтобы оно произошло еди-нократно. Коль скоро молекулы двигаются случайно, то случайно они могут устремиться все в одну сторону и даже некоторое время образовывать стоящий водный вал. У этого события имеется своя вероятность.

Итак, практически любое чудо можно объяснить естественно, не прибегая, как выражался Лаплас, "к гипотезе Бога". И религия, и наука в принципе согласны с тем, что чудеса вполне "естественны".

Но тут возникает главный вопрос: как Всевышний участвует в судьбе мира? Как соотносится естественное развитие мира со сверхъестественным? Другими словами, каким образом, никак не вмешиваясь в мир, Всевышний этим миром все же управляет?

А ведь, согласно вере иудаизма, Он управляет им именно таким образом — не вмешиваясь напрямую. Действительно, главный пафос иудаизма состоит в идее того, что Всевышний нигде не "подыгрывает" человеку, что Всевышний ждет от человека самостоятельных свершений. Всевышний "вдохновляет" человека, поддерживает его в испытаниях, но отнюдь не балует его чудесами.

Вот в каких словах выражает эту мысль Мартин Бубер: "В других учениях душа Бога, посланная с неба на землю или отпущенная на землю, могла бы быть вновь отозвана на небо и освобождена, и творчество, как и искупление, могло бы идти в одном направлении — сверху вниз; но это невозможно для иудейского учения, которое целиком основано на взаимоотношении между человеческим Я и божественным Ты, на реальности этого взаимоотношения, на встрече. В нем человек, этот ничтожный жалкий человек, по предвечному назначению своему, является помощником Бога. Ради него, избирающего Бога, создан мир. Внешняя видимость мира для того существует, чтобы через нее человек доискивался самого ядра. Сферы для того раздвинулись, чтобы он их вновь сблизил. Творение ждет его. Сам Бог его ждет. И от него — "снизу" должен изойти призыв к искуплению. Благодать — будет ответом Бога".

И в то же время Всевышний признается Царем мира, полностью определяющим его судьбу. Как же это совмещается? Как, "не вмешиваясь напрямую", Всевышний все же управляет миром по Своему усмотрению?

В своей знаменитой работе "Теодицея" Лейбниц в следующих словах выражает свое понимание управления миром со стороны Всевышнего: "Бесконечность возможностей, сколь бы большой она ни была, не больше, чем бесконечность мудрости Бога, который знает все возможное. Можно даже сказать, что если эта мудрость не превосходит эти возможности экстенсивно, так как предметы разумения не могут выйти за рамки возможного, являющегося в некотором смысле исключительно сверхчувственным, то она превосходит их интенсивно по причине бесконечного числа комбинаций, которые она осуществляет с этими возможностями, а также по причине столького числа размышлений, которым эта мудрость предается. Мудрость Бога не довольствуется тем, что заключает в себе все возможности, она их постигает, сравнивает, заставляет их воздействовать друг на друга с целью определить степень их совершенства или несовершенства, силы и слабости, добра и зла; она даже выходит за пределы конечных сочетаний, она создает из них бесконечное множество бесконечных вещей, т. е. бесконечное множество возможных следствий универсума, каждое из которых содержит бесконечное число созданий. Тем самым божественная мудрость распределяет все возможности, которые она уже частично рассмотрела, по нескольким универсальным системам, которые она также сравнила одну с другой; результатом всех этих сравнений и размышлений явился выбор наилучшей из всех этих возможных систем, который осуществила мудрость для полного удовлетворения благости; вот это и есть поистине замысел нынешнего универсума" (2.225).

Картина, изображенная Лейбницем, впечатляет, а его идея, будучи столь общим образом сформулированной, я думаю, не вызовет возражений никакой монотеистической религиозной системы. Между тем эта картина подразумевает вполне конкретный механизм управления миром, а именно вероятностные закономерности.

Всевышний действует там, где все зависит от случая, т. е. там, где возможны разные события, а поэтому Он может выбрать то, которое пожелает, оставляя это событие во власти "естественных законов" и оказываясь полностью незамеченным для нас. Всевышний действует там, где все зависит от случая, а так как от случая, как мы выяснили, зависит все, то мы вправе сказать, что посредством случая Он может действовать повсюду. Однако как в рамках этой гипотезы Божественного управления миром человеческая свобода может влиять на выбор Всевышнего?

СЕАНС ОДНОВРЕМЕННОЙ ИГРЫ

Да, Эйнштейн безусловно прав, Бог не играет в кости, но зато Он, возможно, играет во что-то наподобие шахмат.

Создается впечатление, что естественный ход истории, который внешне выглядит имманентным и обходящимся без "гипотезы Бога", вполне может обеспечиваться законами вероятности.

Всевышний может использовать вероятностные события, просчитывая их последствия, как шахматный игрок. Не нарушая глобального вселенского баланса случайных событий, не нарушая "законов вероятности", Всевышний незаметно для людей может определять развитие истории, сознательно выбирая одни варианты и отвергая другие. Используя законы вероятности, мы легко можем представить, как, "напрямую не вмешиваясь" в управление миром, Всевышний в то же время является его полноправным владыкой.

Согласно простой вере, Всевышний может все, в частности, Он может сделать так, что у человека, бросающего монету, сто раз подряд выпадет решка. Более того, Он может устроить такое чудо даже и для всех шести миллиардов обитателей земного шара.

Возможно, это и так, но я бы хотел предложить здесь другую гипотезу, согласно которой Всевышний связывает Себя законами вероятности и посылает людям стократное выпадение орла только в соответствии с его математическим ожиданием. Всевышний решает, кто, где и когда получит "приз", но количество "призов" Он согласен признать ограниченным.

Таковы правила этой игры, и в соответствии с этими правилами Всевышний полностью определяет ход истории, не нарушая законов природы и оставаясь никем не замеченным. В рамках предлагаемой гипотезы "явные чудеса" совершаются Всевышним на основании именно этих правил. "Явные чудеса" совершаются за счет тех ничтожных вероятностей, которые имеются у всякого события, и эту вероятность Всевышний "накапливает" за счет того, что не допускает никаких "флуктуации" в других областях.

Кто знает, может быть, для того Всевышний и создал эти гиганские миры, эти миллионы галактик, двигающихся по жестко предначертанным траекториям, чтобы в нашем земном мире выявить некоторое пространство свободы, в котором возникла бы жизнь, в котором были бы возможны "флуктуации" и "случайности"!

Но с кем играет Всевышний? Кто сидит по другую сторону "доски"? Конечно же, человек, который силится все предвидеть и планы которого Всевышний постоянно взвешивает и либо дает им реализоваться, либо нет. По существу, это сеанс одновременной игры. Один Всевышний играет с миллиардами людей одновременно, причем совершенно незаметно для многих из них.

Всевышний играет с людьми, как сами люди играют в шахматы. Он просчитывает ходы и решает судьбу каждого. Как сказано: "Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом" (Мишлей 19.21).

Мы часто говорим о возможностях предсказывать и провидеть события, но мы мало отдаем себе отчет в том, что результаты нашего предсказания, по меньшей мере в некоторых случаях, могут влиять на ход истории.

Писание прямо говорит об этом. "Восстают цари земли и властелины совещаются вместе — против Господа и против помазанника Его: "Разорвем узы их и сбросим с себя путы их?" Сидящий на небесах усмехается, Господь посмеется над ними" (Тегил 2.4). Или: "Замышляет нечестивый злое против праведника... Господь посмеется над ним" (37.13).

Действительно, как еще можно понимать слова: "Господь посмеется над ними"? Разве они не означают того, что планы — а тем самым и прогнозы некоторых — Всевышний намеренно разрушает? Ну, а что, если в каких-то деталях планы народов совпадали с Его планами? Разве не значит это, что Он иногда может поменять даже Свой собственный план только для того, чтобы "посмеяться" над предсказателем? Судя по тому, что мы постоянно загадываем и предсказываем, а происходит обычно то, чего никто не предвидел, Всевышний весьма любит "посмеяться".

В самом деле, люди тщательно просчитывают варианты развития событий и вроде бы сами их организуют, но в то же время они сплошь и рядом попадают пальцем в небо. Создается впечатление, что Всевышний внимательно следит за тем, чтобы каждый раз придумывать что-то такое, чего не мог предвидеть даже мудрейший из аналитиков. Могли ли, например, мудрые люди подумать, что большевики удержатся у власти? А потом, после того как большевики удержались, могли ли мудрые люди предвидеть, что коммунисты заявят о самороспуске? Мудрые люди читали исследование диссидента Юрия Орлова и соглашались, что тоталитарный режим не может разрушиться изнутри. Все пытались предвосхитить события, но тех немыслимых и "абсурдных" вариантов, которых избрал Господь, не предвидел никто. Про Израиль я уже не говорю, на этой земле "очевидные" прогнозы превращаются в "нерелевантные" в течение нескольких часов.

Чтобы Всевышний не погнушался предсказанием аналитика и согласился придать именно такое развитие событиям, которое этот аналитик предвидел, этот аналитик, по всей видимости, должен быть большим праведником.

Но в то же время есть и другая доска, или, точнее, это та же доска, но в другой плоскости, на которой отражается вся картина целиком, и здесь Всевышнему противостоит "мозговой центр" мира — Ангел смерти, который работает точно так же, как сам Всевышний в описании Лейбница.

Всевышний играет "белыми", сатана — "черными". Люди здесь уже не столько игроки, сколько фигуры, наделенные талантами и собственными достижениями. Но при этом эти фигуры, которые не определяют собственных ходов, обладают единственной свободой — произвольно менять цвет и переходить на сторону противника. Так, например, Всевышний рассчитывал на какую-нибудь "ладью", но она согрешила. Или наоборот, Сатана полагал сделать удачный ход, но его "офицер" раскаялся и полностью изменил картину сражения.

Как много говорят нам в этом отношении скупые слова из протокола последнего допроса Жанны д'Арк: "Спрошенная, слышала ли она после четверга свои голоса, отвечала, что да. Спрошенная, что они ей сказали, отвечала, что Господь передал через святых Екатерину и Маргариту, что Он скорбит о предательстве, которое она совершила, согласившись отречься, чтобы спасти свою жизнь, и что она проклинает себя за это".

На этой "доске" фигуры полностью предопределены в своих возможностях, но цвет они выбирают сами, причем каждое мгновение. Как сказано об этом в Гемаре: "Господь решает над каплей, кто из нее произойдет - мужчина или женщина, слабый или сильный, бедный или богатый, низкорослый или высокий... а также решает все, что с ним (человеком) случится. Но будет ли он праведным или нечестивым -этого не решает, а отдает (выбор) в руки самого человека, одного его..." (Нида)

И все же, исходя из антиномического определения рабби Акивы "все предопределено, но свобода дана", Всевышний -лучший из шахматистов, ибо в определенном смысле Он предвосхищает даже и цвет "шахматных фигур", как сказано: "Все соделал Всевышний для Себя, также и грешника на день зла" (Мишлей 16.4).

Источник: Арье Барац, "Два имени Единого Бога. Годовой круг чтения Торы", Гешарим, Иерусалим, 5764 - Москва, Мосты культуры, 2004


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования