Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

М.Перкинс, Ф.Хейнсворт. Как живут бахаи. Окончание. [религиоведение]


Часть 1, часть 2.

Как живут бахаи

Введение

Бахаи не носят особых одежд, не происходят из особых расовых или национальных групп, поэтому на первый взгляд отличить их от других людей не так-то просто. С другой стороны, по мере развития Веры бахаи, у ее последователей появляется немало отличительных черт. Как индивидуумы, они уверены в себе и спокойны, поскольку глубоко понимают все то, что происходит на свете вокруг них и осознают свою собственную роль в жизни. Они чувствуют, каких именно практических действий хочет от них Бог в той или иной ситуации.

Они не только сопереживают страданиям миллионов бедных, голодных, бездомных, больных, порабощенных, преследуемых — они, бахаи, счастливы знанием, данным им от Бога, который указал путь и средства для улучшения положения дед; они чувствуют, что могут внести позитивный вклад в этот процесс.

Человечество в своей массе отвергло Слово Божие в качестве силы, способной ему помочь, и поэтому люди утратили способность жить в гармонии со своими ближними. Поэтому лучшее, что может сделать каждый из нас, — вновь довести до сознания человека Слово Бога. Таким образом, задача жизни бахаи проста: донести до людей Послание Баха-Уллы. Поскольку все люди обладают природным даром независимого суждения, им доступно оценить важность этого Послания. Вера Божия существует для всех, она свободна и не связана ограничениями. Никто не должен быть лишен возможности о ней узнать. Как поступит конкретный человек, узнав о Вере бахаи, — касается лично его и Бога; здесь не допускается даже малейшее давление или принуждение. Для приобщения к Вере используются категории качества жизни, ее смысла, духовного излучения, радости общения. Но тогда возникает законный вопрос: если распространение Слова Божиего — дело такой исключительной важности, если нет профессиональных священнослужителей, если никому не платят де¬нег за обучение Вере бахаи, как же тогда достигает эта Вера самых отдаленных уголков мира, не опираясь на какое-либо планирование и организацию? Впрочем, последнее не совсем верно: в Писаниях Веры бахаи имеется набросок, всемирной программы учения Вере, а также план административной системы, которая, по мере своего развития, обеспечит возникновение фундамента Царства Божия на земле. Именно в этом административном порядке, в этой системе управления, реализуемой на местном, национальном и всемирном уровнях, в которой могут принять участие все бахаи, реализуется одна из важнейших отличительных черт их жизни. Сама по себе эта административная система в религиозной истории человечества уникальна, поэтому в настоящем очерке ей будет уделено большое внимание. Необходимо отметить следующее: хотя управление общинами и административные формы часто считаются категориями политическими и далекими от духовности, в Вере бахаи и они составная часть религии, существенная часть Писания, неотделимая от более явно выраженных духовных элементов — молитвы, медитации, поста, поклонения, религиозных норм жизни и т.д. В действительности все перечисленные стороны имеют непосредственное отношение и к административной деятельности, а участие в одном из органов администрации бахаи может дать человеку духовный опыт, приносящий глубокое духовное удовлетворение.

Новый мировой порядок

Всемирная община бахаи

Одна из наиболее ярких черт, отличающих жизнь бахаи, — горячее желание поделиться своей Верой со всяким ищущим. Другая уникальная особенность этой жизни — Административный Порядок, позволяющий каждому мужчине, каждой женщине и каждому ребенку стать частью единой, активной, расширяющейся Всемирной общины бахаи и, будучи частью этого сообщества, напрямую включиться в планы распространения Веры на местном, национальном и всемирном уровнях. Таким образом, для того, чтобы понять, как живут бахаи, нужно рассмотреть некоторые аспекты этого Административного Порядка в его развитии.

В главе I мы подошли к концу Героической, или Апостольской, эры бахаи. Заканчивались первые пятьдесят лет Божиего Откровения и тридцать лет его вдохновенного толкования. Более двадцати тысяч мучеников, названных Шоги Эффенди в его книге „Бог идет рядом" „галактикой героев, опьяненных Богом", отдали свои жизни в Персии и придали, „в свой черед, дополнительный импульс всеохватному движению за нарождающуюся Божию Веру . К этому времени Вера бахаи в своем движении по земному шару распространилась в тридцати пяти странах.

В соответствии с Духовным Завещанием Абдул-Баха (составленном в основных чертах задолго до Его смерти), Его старший внук, Шоги Эффенди Раббани, был назначен Хранителем Веры бахаи. В ту пору Шоги Эффенди был двадцатичетырехлетним студентом колледжа Баллиол в Оксфорде, усиленно учился, приобретая необходимые познания для того, чтобы стать переводчиком Писаний бахаи, совершенно не подозревая о той необыкновенной роли, которую готовил ему дед. Его вызвали в Хайфу, где жил и где был погребен Абдул-Баха. Святая земля, по крайней мере, бахаи, представляется сердцем всей планеты: здесь, в Бахджи, неподалеку от Акки, находится гробница Баха-Уллы, здесь же, в храме на склоне горы Кармел, похоронены Баб и Абдул-Баха.

Шоги Эффенди в качестве Хранителя Веры

Как во времена Хранительства, так и сегодня, спустя много лет, после избрания Всемирного Дома Справедливости, духовный и административный центр Веры бахаи территориально расположены в одном и том же месте. В других религиях дело обстоит иначе. Беспрецедентным в религиозной истории было также условие Абдул-Баха, которое, силою боговдохновенного толкования, исходящего от Хранителя, защитило Веру от разделения и расколов, которые в прошлом истощили духовные силы многих вероучений.

При Хранительстве Шоги Эффенди Вера бахаи стала распространяться в новых странах, на многие языки была переведена литература бахаи, зародилось новое мировое сообщество.

Гению и самоотдаче Шоги Эффенди, Хранителя Веры, мы обязаны всеми успехами мира бахаи, вдохновенными духовными начинаниями, развитием всемирного Административного Порядка, расширением и украшением Мирового Центра Веры бахаи в Святой Земле. О жизни и достижениях Шоги Эффенди, умершего относительно рано, сказано немало. Однако наиболее исчерпывающий труд о нем — книга „Бесценное Сокровище", написанная его вдовой, уроженкой Канады Аматуль-Баха Рухийе Ханум. Еще не настало время для сколь-нибудь исчерпывающей оценки вклада Шоги Эффенди в мировую историю, и за пределами мира бахаи он известен недостаточно. Но если бы единственным свидетельством его гения было написанное им лишь по-английски, этого хватило бы, чтобы поразить любого непредвзятого исследователя.

Его литературное наследие включает в себя историю первого столетия эры Веры бахаи в объеме 181 тыс. слов; опубликованные письма — это еще около 300 тысяч слов текста. Кроме того, тысячи писем, написанных отдельным лицам, группам, комитетам, Местным и Национальным Духовным Собраниям.

Он много писал также по-персидски и по-арабски; около пятнадцати тысяч его писем на этих языках собрано, микрофильмировано и изучено. Его превосходные переводы литературы бахаи с персидского и арабского составляют еще три четверти миллиона слов на самом изысканном и выразительном английском языке, такой только можно себе вообразить. Именно в этой пере¬водческой работе в наибольшей степени проявились его качества толкователя; специалисты по восточным языкам признавались, что после чтения переводов, сделанных Шоги Эффенди, они начинали лучше понимать смысл оригиналов.

Однако гений Шоги Эффенди не сводился к литературной деятельности: он уделял детальное внимание планам распространения учения для Национальных Духовных Собраний; он задумал и спроектировал сады вокруг Храма Баба на горе Кармел и вокруг Бахджи близ Акки; с большим пониманием человеческой природы он давал советы и вдохновлял людей всех классов обще¬ства и религиозных направлений. Все это, в сочетании с простотой личной жизни, которую он вел, и составило уникальность. личности Шоги Эффенди, первого и единственного Хранителя Веры бахаи.

Он умер от азиатского гриппа в ноябре 1957 года в Лондоне, куда приехал вместе с женой, и похоронен на Новом Саутгейт-ском кладбище в Лондоне. Благодаря его жизни и трудам, Хранительство остается одним из „краеугольных камней" Мирового Порядка Баха-Уллы.

Всемирный Дом Справедливости

Несмотря на то, что Баха-Улла дал своим последователям ясные указания и законы, которые впоследствии дополнительно разъяснялись и истолковывались, Он предусматривал в будущем также необходимость постоянного наблюдения за применением этих законов и указаний в обществе, а также регулирования жизни бахаи в ситуациях, не определенных явным образом в Писании.

Баха-Улла видел такую возможность в создании выборного органа под названием Всемирный Дом Справедливости.

„На членах Всемирного Дома Справедливости лежит обязанность совместного обсуждения вопросов, которые непосредственно не открыты в Книге, и проведения в жизнь того, что покажется им необходимым. Бог, воистину, вдохновит их по благоволению своему, ибо, воистину, Он есть Провидец, Всезнающий".

Баха-Улла

„Каждому надлежит обращаться к Священной Книге, то же, что не записано в ней явным образом, относится к компетенции Всемирного Дома Справедливости. Что по¬становит этот орган, единодушно ли, или большинством голосов, есть истина и намерение самого Бога".

Абдул-Баха

Развивая разъяснения относительно полномочий этого верховного органа, Абдул-Баха в своем Духовном Завещании писал:

„Поскольку Всемирный Дож Справедливости наделен полномочиями как принимать законы, явно не сформулированные в Книге и относящиеся к повседневной жизни людей, он может и отменять их ... Ему дозволяется делать это, поскольку законы эти не являются составной частью Явного Божественного Текста".

Таким образом, Абдул-Баха в своем волеизъявлении предвидел все возможные варианты, а именно, институт Хранительства с полномочиями толкования Писания, а также выборного Всемирного Дома Справедливости, наделенного правами принятия решений относительно применения законов и всех вопросов, не отраженных в Писании Веры бахаи. По поводу этих взаимно дополняющих друг друга институтов Хранитель Веры писал в 1934 году:

„Толкование Хранителя в своей сфере столь же полномочно и обязательно, как и решения Всемирного Дома Справедливости, исключительное право которого — обсуждение и окончательное решение вопросов в связи с законами и предписаниями, не поясненными явно в Писаниях Баха-Уллы. Ни один из названных институтов никогда не сможет и не станет вторгаться в сферу другого. Ни один из них не будет пытаться ограничить особую и неоспоримую власть, которою они божественным образом наделены".

Случилось так, что условия для избрания Всемирного Дома Справедливости сложились только к столетнему юбилею Декларации Баха-Уллы (т.е. к 21 апреля 1963 года), когда в Хайфе собрались представители 56 Национальных Духовных Собраний, существовавших в то время. Они провели выборы в соответствии с провидением Баха-Уллы и детальными указаниями Абдул-Баха.

Под руководством Всемирного Дома Справедливости Международное Сообщество продолжало расширяться с нарастающей скоростью, причем единство Веры не ослабевало. Все общественные организации и институты, основанные на человеческих соглашениях, неизменно имеют тенденцию, по мере увеличения численности, к разделению и расколу. Благодаря своей божественной природе Мировой Порядок бахаи с ростом числа своих сторонников становится лишь более единым, сильным и эффективным.

В 1972 году Всемирный Дом Справедливости опубликовал свой Устав, в котором были отражены все упомянутые в Писании предпосылки к его основанию, а также цели и полномочия. В дополнениях к Уставу были определены детали процедуры проведения Международных Съездов, созываемых раз в пять лет для избрания новых членов Всемирного Дома Справедливости.

В апреле 1978 года в Хайфе состоялся Четвертый Междуна¬родный Съезд, в котором участвовали с правом голоса делегаты от 123 Национальных административных органов. Среди них было двое неграмотных: плотник из отсталого южноамерикан¬ского племени и женщина с одного из островов Тихого океана. Их присутствие среди сотен других людей, представляющих за¬мечательное разнообразие рас, религий и культур, продемонст¬рировало, что при Мировом Порядке Баха-Уллы свое предназначение может выполнить любой человек, причем не только на местном или национальном уровне, но далее на всемирном Съезде, избирающем высший административный орган Международного ообщества бахаи.

В 1988 году на Международном Съезде было представлено 132 из 148 Национальных Духовных Собраний, что еще нагляднее проиллюстрировало принцип единства в разнообразии.

Руки Дела Бога

В Писаниях Веры бахаи имеются упоминания об особенной группе лиц, отбираемых для выполнения дел исключительной важности. В своем Завещании Абдул-Баха пояснил возлагаемые на них задачи и порядок избрания этих лиц.

„Руки Дела Бога определяются и назначаются Хранителем Дела Бога. Все они должны быть Его тенью и повиноваться Его требованиям".

„Обязанность Рук Дела Бога — источать Божественное Благоухание, наставлять души людей, способствовать образованию, улучшению человеческого характера и при всяких условиях сохранять святость, воздерживаясь ото всего мирского. Поведением, манерами, поступками, словами должны они выражать свой страх перед Богом. Все Руки дела Бога находятся под руководством Хранителя Дела Бога. Он должен постоянно побуждать в них стремление прилагать все свои способности для распространения благоуханных драгоценностей Бога и вести людей мира, ибо, помимо Божиего Руководства, ничто не приведет их к просвещению Вселенной".

В 1951-1957 годах Шоги Эффенди назначил Рук Дела Бога в количестве тридцати двух. После внезапной кончины Шоги Эффенди в 1957 году именно они приняли бразды правления и находились в этой функции вплоть до 1963 года, когда был избран первый состав Всемирного Дома Справедливости.

Члены Вспомогательных Коллегий

В апреле 1954 года Хранитель Веры призвал Рук Дела Бога, которых назначил в этом году, отобрать из числа бахаи на каждом континенте лиц, которые впоследствии получили название „членов Вспомогательных Коллегий" и в задачи которых входило „действовать в роли заместителей, помощников и советников Рук". Эти члены Вспомогательных Коллегий действовали под непосредственным руководством Рук Дела Бога и, хотя они были подчинены общим требованиям администрации бахаи, в состав ее органов не входили.

Континентальные Коллегии Советников

Согласно Духовному Завещанию Абдул-Баха, Хранитель Веры должен был назначить себе преемника из числа своих потомков. Между тем, детей у Шоги Эффенди не было и, кроме того, не нашлось человека, который отвечал бы высоким требованиям, отраженным в Завещании. Было очевидно, кроме того, что лишь Хранитель может назначать Рук Дела Бога. Когда в 1963 году был избран Всемирный Дом Справедливости, одной из его первых задач было тщательное изучение Писания на предмет обнаружения каких-либо указаний о возможности избрания нового Хранителя. Ведь без Хранителя, кто стал бы назначать Рук Дела Бога? Наконец 6 октября 1963 года было сделано следующее заявление:

„После тщательного, сопровождаемого молитвами, изучения Священных текстов с целью найти ответ на вопрос о преемнике Шоги Эффенди на посту Хранителя Дела Бога, а также после длительных консультаций, включая опрос мнений Рук Дела Бога, находившихся в то время в Святой Земле, Всемирный Дом Справедливости находит, что сколь-нибудь законного способа назначить следующего Хранителя Веры нет".

В ноябре 1964 года Всемирный Дом Справедливости объявил также, что, изучив исчерпывающим образом дело, Священные тексты, а также заслушав мнения Рук Дела Бога, он пришел к окончательному решению: никакой возможности назначать Рук Дела Бога нет и не будет.

Решения по вопросам общего характера, затрагивающим Рук Дела Бога, которые ранее рассматривались всеми любимым Хранителем, теперь относятся к компетенции Всемирного Дома Справедливости, верховного и центрального органа Веры, к которому всем и надлежит обращаться.

В 1968 году Всемирный Дом Справедливости объявил о создании одиннадцати „Континентальных Коллегий Советников", по три для Африки и обеих Америк, по одному для Европы и Австралии; отмечалось, что „их задачи будут включать в себя на¬правление работы Вспомогательных Коллегий в соответствующих регионах, консультации и сотрудничество с Национальными Духовными Советами, а также информацию Рук Дела Бога и Всемирного Дома Справедливости относительно состояния дел в этих регионах".

Это решение освободило Рук от их административных обязанностей во Вспомогательных Коллегиях. Еще более прояснило положение послание Всемирного Дома Справедливости:

„Руки Дела Бога — одна из наибольших драгоценно¬стей, которыми располагает мир бахаи. Освобожденные от администрирования во Вспомогательных Коллегиях, они смогут сконцентрировать свои усилия на фундаментальных задачах общей защиты Веры, ее распространения, сохранения духовного здоровья сообщества бахаи и жизнеспособности Веры бахаи во всем мире".

Всемирный Дом Справедливости (24 июня 1968 года)

Международный Центр Распространения

В июне 1973 года Всемирный Дом Справедливости объявил о создании еще одного учреждения. Предвосхищенный в Писаниях бахаи, этот орган должен был состоять из всех Рук Дела Бога, трех Советников и должен был, помимо прочих задач:

„Координировать, стимулировать и направлять действия Континентальных Коллегий Советников, функционировать в качестве связующего звена между ними и Всемирным Домом Справедливости;

быть полностью в курсе дел во всех частях света и быть способным, на основании этой информации, составлять отчеты для Всемирного Дома, а также консультировать Континентальные Коллегии Советников;

находиться в постоянной готовности распространить работу по учению Вере на новые районы, склонные к ее восприятию либо нуждающиеся в ней, как среди бахаи, так и вне их среды;

привлекать внимание Всемирного Дома Справедливости и Континентальных Коллегии Советников к таким возможностям, давая Всемирному Дому Справедливости информацию, необходимую для его деятельности".

Всемирный Дом Справедливости

Местные Духовные Собрания

В своих писаниях Баха-Улла часто упоминает „Местные Дома Справедливости". В Книге Законов Он пишет: „Господь повелел, чтобы в каждом городе был построен Дом Справедливости, в котором стали бы собираться советники в количестве, равном числу Баха (9). Им надлежит быть доверенными лицами Мило-стивого среди людей и рассматривать себя как хранителей, на¬значенных Богом для блага всех, кто живет на земле".

Абдул-Баха называл эти органы „Духовными Собраниями" и, в частности, писал:

„...Эти Духовные Собрания — сияющие лампы и небесные сады, ароматы святости которых распространяются на все края, а огни знания разливаются на все сущее. Дух жизни от них течет во всех направлениях. Воистину, они — мощные источники человеческого прогресса во все вре¬мена и при любых условиях".

Таким образом, образование Местного Дома Справедливости — цель всякой группы бахаи, где бы она ни находилась. В 1974 году Всемирный Дом Справедливости расширил полномочия Местных Духовных Собраний:

„Богоданный институт Местных Духовных Собраний действует на первом уровне человеческого общества и являет собою основную административную единицу Нового Порядка Баха-Уллы.

Этот институт опирается на семьи и на отдельных лиц, которых он должен постоянно побуждать к объединению в четко выраженное сообщество бахаи, оживляемое и охраняемое законами, указаниями и принципами Откровения Баха-Уллы. Этот институт охраняет Дело Бога; он действует подобно любящему пастырю стада бахаи.

Усиление Местных Духовных Собраний и развитие их роли — жизненно важная цель... они демонстрируют солидарность и все возрастающие отличия общины бахаи, привлекая все больше мыслящих людей к Вере и давая прибежище миллионам жертв духовно обанкротившегося, умирающего нынешнего порядка, не имевших руководства и надежды...

Друзья должны оказывать Местным Духовным Собраниям чистосердечную поддержку прежде всего участием в голосовании при выборе их членов, а затем — энергичным проведением в жизнь планов и программ Духовных Собраний, обращением к ним в минуты опасности и трудностей,

молитвами за успех их дел, радостью за их престиж и достижения. Местное Духовное Собрание — главная награда, Божий дар, который каждая община должна взращивать, любить, которому ей следует помогать и которого следует слушаться, за который она должна молиться.

Основательная и счастливая жизнь общины, достигаемая при условии подлинной эффективности Местного Духовного Собрания, обеспечивает прочный фундамент, на котором друзья могут строить бодрость своего духа, силу и заботу, необходимые им, когда они несут своим согражданам Божественное Послание и посвящают свои жизни Его благодатному началу".

Всемирный Дом Справедливости (апрель 1974 г.)

За исключением особых случаев, Местные Духовные Собрания избираются в первый день праздника Ризван (т.е. с заката 20 апреля по закат 21 апреля). Члены Собрания выбираются тайным голосованием, без какого-либо предварительного выдвижения кандидатур и предвыборных кампаний, из числа всех взрослых бахаи данного города, района, деревни или другой территориальной единицы, к которой относится Местное Духовное Собрание. Эти районы различны в разных странах, но всегда это наименьшая признаваемая административная единица данной страны.

В марте 1923 года Шоги Эффенди сформулировал некоторые задачи Духовных Собраний:

„Распространение веры, его направление, пути и средства, масштаб, глубина, хотя и существенны для дела сами по себе, ни в коей мере не составляют единственного аспе¬кта, на котором должно концентрироваться все внимание этих Собраний.

Местные Духовные Собрания должны способствовать развитию согласия и дружбы между их членами, сглаживать всякие следы недоверия, холодности и отстраненности в сердцах и вместо этого вселять активность и сердечное сотрудничество в интересах служения Делу. Собрания должны суметь в любое время протянуть руку помощи бедному, страждущему, больному, сироте, вдове, независимо от цвета кожи, общественного положения и вероисповедания. Они должны всемерно способствовать как материальному, так и духовному просвещению молодежи, обучению детей, открывать, где это возможно, просветительские учреждения бахаи, организовывать их работу и осуществлять наблюдение за нею, обеспечивая наилучшие условия их развития и деятельности..."

Национальные Духовные Собрания

Описывая в Своем Духовном Завещании порядок выборов во Всемирный Дом Справедливости, Абдул-Баха упоминал „вторичные Духовные Собрания"; в 1923 году Хранитель Веры призвал ряд стран создать у себя Национальные Духовные Собрания. В его письме мы читаем:

„Непосредственная цель Национальных Собраний — стимулировать, объединять и координировать путем постоянных личных обсуждений многостороннюю деятельность друзей и Местных Собраний; кроме того, путем тесного и постоянного контакта со Святой Землей, осуществлять начинания и общее руководство делами Веры в данной стране.

Национальное Собрание служит и другой цели, не менее важной, чем первая, поскольку со временем это Собрание должно трансформироваться в Национальный Дом Справедливости... который, согласно явному тексту Завещания, вместе с Национальными Духовными Собраниями других стран, будет осуществлять прямые выборы членов Всемирного Дома Справедливости, того высшего Собрания, которое станет руководить делами движения, организовы¬вать и объединять их во всем мире"'.

В последующие годы появилось много Национальных Духовных Собраний, функции которых становились под руководством Хранителя все более ясными, а деятельность приобрела силу и авторитет. После создания Национального Духовного Собрания в какой-либо стране оно должно стремиться как можно скорее приобрести права законности с целью воплотить международный стандарт администрации бахаи в том виде, в каком они четко определены Писаниями. Официальный статус могут получать и Местные Духовные Собрания, в чем видится свидетельство развития их эффективности и стабильности.

Национальное Духовное Собрание Великобритании существует более 64 лет; до 1972 года оно представляло всю территорию Британских островов, а затем, с появлением Национального Духовного Собрания Ирландской республики, стало представлять только Соединенное Королевство. Юридическим лицом оно стало в 1939 году.

Съезды

Национальное Собрание избирается делегатами, собирающимися обычно на национальном съезде, проводимом во время праздника Ризван (т.е. между 21 апреля и 2 мая). Съезд имеет три основные функции: сначала принимается отчет прошлогоднего Национального Собрания; затем избирается новый состав Национального Собрания; наконец, проводится совещание с участием вновь избранного состава.

Официальные должности

Все Духовные Собрания, Национальные и Местные, большинством голосов выбирают из числа своих девяти членов Председателя, Заместителя Председателя, Секретаря и Казначея. При этом ни один из членов Духовного Собрания, занимающих ту или иную официальную должность, не имеет иных полномочий, помимо тех, что даны ему (ей) Духовным Собранием..

Выборы бахаи

Процедура выборов бахаи, установленная Хранителем в его ранних посланиях к Американской Общине бахаи, настолько отлична от всех систем выборов, известных в политике, что на ней стоит остановиться подробнее. Итак, выборы — еще один специфический аспект жизни бахаи. В них реализуется баланс между долгом и свободой, подобного которому нет ни в одной из политических систем мира. Равновесие достигается благодаря тому, что, с одной стороны, имеется непререкаемый авторитет Слова Божиего, с другой — абсолютная свобода голосовать за любого в соответствии со своей совестью. При этом, как на местном, так и на национальном и мировом уровнях формируется система управления, не имеющая аналогов вне Всемирной Общины бахаи.

В спокойной и молитвенной обстановке участник выборов тайно заполняет свой бюллетень; при этом он свободен от какого-либо давления и уверен в правильности исхода голосования. Кто бы ни был избран в результате выборов, все избиратели немедленно и от всего сердца принимают этого человека. Подсчет голосов ведется по принципу относительного большинства (за исключением выборов на официальные должности, когда необходимо набрать абсолютное большинство голосов). Следующий отрывок, написанный в 1925 году и относящийся, собственно говоря, к выборам в Национальное Духовное Собрание, тем не менее дает картину выборов бахаи на любом уровне:

„Сколь велика честь и сколь деликатна задача делегатов, собравшихся, чтобы избрать своих представителей, тех, кто заслугами своими облагородит и обогатит анналы Дела! Если мы обратим наш взор к высоким качествам членов собрания бахаи, мы преисполнимся чувствами собственной недостойности, смятения и лишь мысль о том, что, если мы станем достойно выполнять наше предназначение, недостатки наши и лишения в жизни будут скомпенсированы всепобеждающим духом Его благодати и мо¬гущества, — одна лишь эта мысль утешает. Поэтому избранным делегатам следует без малейшего следа страстей и предубеждений, независимо от соображений материального характера, остановиться на именах лишь тех из нас, кто наилучшим образом сочетает необходимые качества — бесспорную верность, беззаветную преданность, опытный ум, признанные способности и зрелый опыт".

Шоги Эффенди

Высокий административный стандарт

Будучи избранными, члены любого административного органа бахаи имеют перед собою некий образец, которому стремятся следовать. Кажется, достичь его почти невозможно, но он — цель любого Духовного Собрания, независимо оттого, кто его составляет — интеллектуалы из Лондона, Нью-Йорка, Токио, Тегерана или Буэнос-Айреса, члены пигмейского племени из джунглей центральной Африки, финские лапландцы или аборигены Австралии. Некоторые элементы этого стандарта вкратце обрисованы в нижеследующих цитатах.

„Будем помнить, что в самом основании Дела лежит принцип несомненного права индивидуума на самовыражение, свободу изъявления своих убеждений и взглядов...

Будем также иметь в виду, что в основе Дела Бога лежит не диктаторская власть, но смиренное товарищество, не власть произвола, но дух искреннего любовного совещания... Нисколько не теряя истинного духа бахаи, можно надеяться соединить принципы милосердия и справедливости, свободы и подчинения, святости прав личности и самоотдачи, бдительности, скромности, благоразумия, с одной стороны, и братства, открытости, смелости — с другой.

Обязанности тех, кого друзья сознательно и свободно избрали своими представителями, накладывают на избранных не меньшую ответственность, чем на избравших; обязанности избранных не менее обязанностей избравших. Дело избранных — не диктовать, но советоваться, причем не только с членами Собрания, но с возможно более широким кругом друзей, которых они представляют. Члены Собрания должны видеть себя не чем иным, как инструментом, предназначенным для лучшего и более достойного исполнения Дела Бога. Они не должны воображать себе, что они украшают собою людей Дела Бога, существенно превосходя других по способностям или достоинству, что они — единственные, кто служит учениям Дела и его принципам. Они должны относиться к своим задачам с исключительной скромностью, и стремиться широтой своих взглядов, обостренным чувством справедливости и долга, открытостью, полной преданностью благу и интересам друзей, Дела, человечества, завоевывать не только доверие и настоящую поддержку тех, кому они служат, но уважение и искреннюю любовь. Они должны последовательно избегать духа исключительности, атмосферы секретности, освободиться от позы превосходства, изгнать из своих обсуждений все формы предрассудков и страстей.

Им следует в разумных пределах посвящать друзей в свои дела, знакомить их со своими планами, делиться с ними своими проблемами и тревогами, искать их советов и консультаций. Когда же им придется прийти к некоему решению, после бесстрастного, внимательного и сердечного совещания им следует обратиться с молитвою к Богу, сделать честный и непредвзятый выбор и подчиниться голосу большинства, который, как говорит наш Учитель, есть голос истины, который следует не оспаривать, но всем сердцем проводить в жизнь. Этого голоса друзья должны всецело придерживаться и считать его единственным средством, которое обеспечивает защиту и процветание Дела...

Пусть каждому заинтересованному читателю станет ясно, что среди самых главных и священных задач для тех, кому выпала честь начинать, направлять и координировать дела Веры, имеются задачи, требующие от них завоевать доверие и любовь тех, кому им выпала честь служить. Их долг — изучать взгляды заинтересованных сторон, знакомиться с позициями, личными убеждениями тех, укрепление чьего благосостояния — их святая обязанность..."

Шоги Эффенди

Совещание у бахаи

Учение Баха-Уллы о совещании и принципе совещательности придает знакомым вещам новую глубину. Консультации бахаи — одновременно и процесс духовного роста его участников, и практический метод принятия решении, адаптированный к способности человека к совместным действиям. С помощью принципа совещательности, навыков проводить консультации бахаи получают возможность отыскивать истину, находить нужные решения трудных задач и выдвигать новые идеи. Этот процесс бахаи стремятся воплотить во всех сферах своей жизни, применить для решения семейных и личных проблем, в своей работе и в деятельности своих общин, "совещание, — писал Баха-Улла, — есть светильник руководства, ведущий за собой и наделяющий пониманием". В этом — ключ благополучия и для отдельных людей, и для групп, но лишь в последнее время человечество достаточно созрело для понимания этого принципа.

Во время совещаний бахаи развивают свои духовные и интеллектуальные способности и учатся гармонично сотрудничать с другими. Нелегко научиться этому искусству, так как оно требует духовных усилий от каждого участника. „Истинная консультация, — писал Абдул-Баха, — есть духовный обмен мнениями в атмосфере любви". Нет ни партий, ни групп, ни фракций, никто не должен обеспечивать поддержку своих идей или защищать их от других. Постоянно обращаясь к своду духовных принципов, содержащихся в Писаниях, бахаи обращают большое внимание на непредвзятый подход к фактам перед началом совещания. Все члены, принимающие в нем участие, привносят свои идеи, соображения, мнения и приучаются расставаться с ними так, как если бы они уже не принадлежали тем, кто их высказал, а стали общим достоянием. Таким образом, имеет место и процесс отрешения от своего „эго". При таком подходе можно достичь большей объективности, чем когда люди борются с идеями других, стараясь преуспеть в приобретении поддержки присутствующих.

Равное внимание следует уделять всем предложениям, невзирая на формальные моменты, такие, как образование и материальное положение того, кто их высказал. Баха-Улла учит отделять идеи от личностей. При этом признается, что идеи часто сталкиваются между собой; Абдул-Баха объяснил, что „сияющая искра истины появляется лишь после столкновения различных мнений". Совещание бахаи дает средство, с помощью которого такое столкновение идей приносит продуктивные и эффективные результаты; гармония среди советующихся при этом даже увеличивается.

Свобода высказывания своих взглядов в соответствии с собственной совестью есть существенная черта совещаний бахаи, но это средство должно использоваться не иначе как с умеренностью, вежливостью и без унижения чужих мнений. В благоприятной атмосфере, создаваемой молитвой, индивидуальным духовным усилием и взаимным обращением сердец „к царству в вышних", высвобождается новая творческая энергия. Часто окончательное решение вовсе не походит на предложения, которые выдвигались отдельными людьми, — в результате совещания рождается совершенно новая идея.

В общинах бахаи практикуется такое положение, при котором каждый может принять участие в обсуждениях, причем такое участие даже приветствуется. Иногда совещания устраивается группами бахаи с целью лучше понять какую-либо ситуацию и услышать мнение всех. Однако, когда речь идет о необходимости принятия решений Духовным Собранием, в силу вступает другой принцип. Как только решение Духовного Собрания Принято, каждому следует всем сердцем его поддержать и действовать согласно принятому решению, даже если он сам высказывался или голосовал против него. Несмотря на то, что предпочтение отдается единогласным решениям, это не является обязательным требованием; иногда приходится прибегать к голосованию. Все Духовные Собрания руководствуются принципом добровольного принятия результатов голосования по большинству. Абдул-Баха разъясняет, что бахаи следует „во всяком вопросе искать истины и не настаивать на собственном мнении, ибо упрямство и несговорчивость в конце концов приведут к разладу и раздорам, истина же останется сокрытой".

Нелегко научиться совещаниям, но это существенный элемент Мирового Порядка бахаи. „Принцип консультации, — писал Абдул-Баха, — один из фундаментальных элементов божественного здания", а Шоги Эффенди писал, что „совещание, искреннее и раскованное, — основа этого небывалого порядка".

Девятнадцатидневные встречи

Рассматривая ниже календарь бахаи, мы увидим, что в нем имеется 19 месяцев. В начале каждого месяца бахаи проводится довольно необычное собрание. Это мероприятие носит главным образом административный характер, в течение которого Местное Духовное Собрание совещается с общиной, знакомит ее со своими планами и ищет советов по вопросам, представляющим общий интерес. Это собрание называется Девятнадцатидневной Встречей. Она состоит из трех частей и организуется таким образом, что именно в ней наилучшим образом проявляется духовное единство и духовный подъем общины. В Девятнадцатидневной Встрече могут принимать участие только „официально признанные" бахаи, однако приветствуется участие в них бахаи оказавшихся вне своей родной общины. Особенно торжественна первая часть встречи, когда поются, читаются или декламируются избранные места из Писаний бахаи. Затем следует вторая часть, в течение которой под руководством членов Местного Духовного Собрания проводится совещание, делаются отчеты о разнообразных видах деятельности Духовного Собрания и его комитетов, а также заслушивается доклад казначея о состоянии местного фонда. Когда эта часть оканчивается, друзья переходят к угощениям, которые, в зависимости от условий, могут варьировать от простого стакана воды до солидного обеда.

Итак, еще одна отличительная черта жизни общины бахаи и каждого бахаи в отдельности - Девятнадцатидневные Встречи. В связи с Девятнадцатидневными Встречами интересно заметить, что дети бахаи в возрасте до 15 лет могут свободно их посещать. Нередко родители регистрируют своих детей в качестве бахаи, одновременно обучая их законам, учениям и истории всех мировых религий. Однако в возрасте 15 лет человек должен подтвердить свои обязательства в качестве бахаи. Тем не менее как мы видели, он не может принимать участие в выборах бахаи до 21 года. Молодой человек или девушка старше 15 лет, не подтвердившие свою принадлежность к Вере бахаи, Девятнадцатидневных Встреч посещать не может, даже если их родители бахаи. Если община бахаи весело, энергично и плодотворно проводит свои Девятнадцатидневные Встречи, это показатель активной, растущей и сплоченной общины.

Помощники Членов Вспомогательных Коллегий

Руки Дела Бога и Коллегии Советников работают непосредственно с Национальными Духовными Собраниями Члены Вспомогательных Коллегий - в контакте с Местными Духовными Собраниями и индивидуальными бахаи. Руки и Советники назначаемые, соответственно, Хранителем и Всемирным Домом Справедливости, не принадлежат к так называемой „выборной стороне административного порядка и не подлежат выборам в Национальные Духовные Собрания. Члены Коллегий, тем не менее, могут назначать „Помощников" для выполнения отдельных задач, и эти Помощники могут оставаться на любом выборном административном посту или назначаться членами любых комитетов как на местном, так и на национальном уровне.

1 октября 1969 года Всемирный Дом Справедливости дал дополнительные разъяснения по поводу относительной роли выборных и назначаемых должностей:

„В компетенцию Духовных Собраний, поддерживаемых соответствующими комитетами, входит организация и направление работы по распространению учения; в рамках этих задач они должны, разумеется, делать все возможное для стимулирования и вдохновления всех членов общины. Вместе с тем у Духовных Собраний, обремененных административными делами и распространением Учения, а также прочими аспектами жизни общины бахаи, неизбежно не будет хватать времени для вдохновления верующих.

Полномочия по принятию решений принадлежат Духовным Собраниям, они же направляют верующих, которые, со своей стороны, воплощают в себе первичную силу реализации этих решений. Главная задача Вспомогательной Коллегии — помочь вызвать эту силу к жизни и организовать ее. Этот вид деятельности жизненно важен, поэтому, если Члены Вспомогательной Коллегии в состоянии эффективно выполнить эти функции, им следует по возможности избегать участия в административной работе".

Таким образом, работа Помощников направлена на содействие Вспомогательным Коллегиям в „проявлении инициатив и направлении деятельности по выполнению соответствующих задач", а также на поощрение бахаи обращаться к Коллегии Помощников за вдохновением и к Духовным Собраниям за руко водством и поддержкой.

Комитеты — местные и национальные

Члены Местных и Национальных Духовных Собраний выбираются по своим качествам — преданности, верности, способностям, опыту, но они редко могут быть специалистами во всех областях общественной деятельности. По этой причине Духовными Собраниями назначаются комитеты экспертов. Комитеты ответственны только перед Духовными Собраниями, избравшими их. Они проводят встречи, выбирают должностных лип, совещаются по вопросам своей деятельности, определяют круг своей компетенции, вырабатывают отчетные документы для админист ративных органов, их назначивших. В общине бахаи, таким об разом, ответственность лежит не на отдельных лицах, а на выборных административных органах; в свою очередь эти органы стремятся использовать опыт, рвение и энтузиазм членов общин с тем, чтобы каждый мог принять полноценное участие в каком-либо виде деятельности по своим интересам. Это личное участие и ответственность — еще одна отличительная и увлекательная сторона жизни бахаи.

Два Столпа

Итак, во всемирном Административном Порядке Баха-Уллы, очевидно, имеется две стороны, или две части, С одной стороны, это „назначаемая" часть, в которую входят: Хранитель Веры, указанный в Духовном Завещании Абдул-Баха; Руки Дела Бога, назначаемые Хранителем; Советники, назначаемые Всемирным Домом Справедливости; Члены Вспомогательных Коллегий, назначаемые Советниками; Помощники, назначаемые Членами Вспомогательных Коллегий. С точки зрения административной структуры рядовые бахаи избирают Местные Духовные Собрания; их делегаты выбирают Национальные Духовные Собрания, а члены последних избирают Всемирный Дом Справедливости.

Хранитель Веры бахаи в своем письме от 8 февраля 1934 года, опубликованном впоследствии под названием „Завет Баха-Уллы", говорил о двух институтах — Хранительстве и Всемир¬ном Доме Справедливости как о „двух столпах", „поддерживающих мощное административное строение". В одном из параграфов этого письма Хранитель писал:

„...Эти взаимно дополняющие друг друга учреждения административного порядка Баха-Уллы следует рассматри¬вать как божественные по своему происхождению, основополагающие по функциям и взаимно дополняющие друг друга по своим целям и задачам. Их общая, фундаментальная цель — обеспечить непрерывность той богоданной власти, которая проистекает от Источника нашей Веры, сохранить единство ее последователей и поддержать целостность и гибкость ее учений. Эти два учреждения сообща управляют делами Веры, координируют всю деятельность, способствуют ее интересам, исполняют ее законы и защищают ее вспомогательные институты. Таким образом, каждое из этих учреждений действует в четко определенной сфере; каждому приданы сопутствующие органы — инструменты для эффективного выполнения конкретных задач и обязанностей".

В 1965 году Всемирный Дом Справедливости дал следующее дополнительное разъяснение этого положения:

"Единство Учения обеспечивается существованием аутентичного текста Писания и подробными толкованиями, данными Абдул-Баха и Шоги Эффенди в сочетании с абсолютным запретом на представление какого-либо „авторитетного" или „вдохновенного" толкования либо узурпации функций Хранителя. Единство администрации обеспечивается авторитетом Всемирного Дома Справедливости. Такова, выражаясь словами Шоги Эффенди, „неизменность его Откровенного Слова. Такова гибкость, характеризующая функции назначенных им исполнителей. Первая из них предохраняет подлинность Веры и оберегает чистоту Закона. Вторая, подобно живому организму, обеспечивает возможности распространения Веры, приспособления к нуждам и требованиям постоянно изменяющегося общества ".

Бросая еще один взгляд на эту уникальную картину, именуемую „Новый Мировой Порядок", мы увидим, каким именно образом осуществляется „практическая реализация тех идеалов, о которых мечтали Пророки Бога и которые с незапамятных времен воспламеняли воображение провидцев и поэтов всех веков". Эти слова почерпнуты из одного раннего письма о „Мировом Порядке", адресованного бахаи Запада; дата его написания — 1930 год. В этом письме обсуждаются различия между Верой бахаи и церковными органами других религий. Представляется уместным привести здесь еще несколько фраз из этого в высшей степени замечательного письма.

„Баха-Улла не только напоил человечество новым и воскрешающим Духом... Он, равно как и Абдул-Баха после Него, ясно и точно установил ряд законов, основал определенные учреждения и обозначил существо Божественного Промысла. Всему этому суждено было стать моделью будущего общества... единого средства объединения мира... декларацией царства справедливости на Земле..."

Фонд бахаи

В связи с быстрым распространением Веры бахаи по свету, строительством на всех континентах прекрасных Домов Преклонения, приобретением недвижимости для многих местных и национальных центров Веры бахаи и основанием сотен местных и национальных фондов, а также школ бахаи, учебных и других учреждений, часто спрашивают: „Откуда берутся эти средства?"

В фонде могут участвовать только бахаи. Нельзя проводить какую-либо работу по распространению Учения, приобретать ка¬кую-либо собственность, основывать какой-либо специальный фонд, вообще заниматься какой-либо деятельностью иначе, чем на средства, поступившие из достоверно известного и признава¬емого источника. Привносить в фонд — обязанность каждого бахаи. Размер взносов, их сроки, форма, назначение (для общего использования или для определенной конкретной цели) — все это дело совести каждого индивидуального верующего. Взносы делаются местному, национальному или международному казначею, без привлечения внимания окружающих, часто даже секретно.

В случае, если на принятии взноса в фонд бахаи, настаивает не-бахаи, ему следует объяснить, что средства из подобных источников не могут быть использованы для целей Веры; их следует перевести на счет какой-нибудь благотворительной организации. Шоги Эффенди писал:

„Я чувствую, что должен немедленно напомнить вам о необходимости всегда иметь в виду кардинальный принцип, гласящий, что все взносы в фонд должны быть исключительно и обязательно добровольными. Следует всем объяснить, что любые формы принуждения, какими бы косвенными или незначительными они ни казались, в корне подрывают принципы, лежащие в основе фонда с самого его основания..."

„Обеспечение фондов составляет жизненную основу тех зарождающихся учреждений, основу которых вы стараетесь заложить. Безусловно, нельзя переоценить их значение. Нет сомнения в том, что невыразимое благословение увенчает каждое усилие, направленное к этой цели..."

„Мы должны быть подобны источнику или роднику, постоянно опорожняющемуся и постоянно наполняющемуся из невидимого резервуара. Всегда быть готовыми отдать ради блага ближнего, не страшась бедности и надеясь на неизменный дар источника всякого богатства и всех благ — вот секрет правильной жизни".

Дома Преклонения бахаи

В будущем Дома Преклонения бахаи будут построены в каждом городе и в каждой деревне, но на сегодняшний день они возводятся по принципу „один храм на континент или островную группу"; при этом для целей будущего строительства уже приобретено немалое количество земельных участков. При относительно небольшом количестве верующих считается более разумным потратить взносы бахаи на распространение Веры и на помощь бедным и недостаточно образованным верующим в развивающихся странах. Поэтому строительство прекрасных храмов оставляется на будущее, когда Вера охватит новые миллионы людей. Уже построенные Дома Преклонения, а также те, что строятся в настоящее время, демонстрируют новые принципы культового процесса и служат скорее моделью того, как эти сооружения будут выглядеть в будущем.

Центральное здание Дома Преклонения имеет девять сторон; его двери открыты людям любого происхождения. Оно увенчано куполом. В стенах Дома Преклонения пение, декламация, чтение исполняются только голосом — использовать музыкальные инструменты не разрешается. Могут читаться отрывки Писаний раз личных религий; проповеди же и административная деятельность проводятся вне его стен.

По мере развития Дома Преклонения вокруг его центрального сооружения воздвигаются дополнительные, например, школа бахаи, приют, больница, сиротский дом. Другими словами, Дом Преклонения, по понятиям бахаи, служит не только духовным, но и социальным нуждам общины, ее воспитательным и гуманитарным потребностям. Название Дома Преклонения по-арабски звучит как „Машригуль-Азкар" и в дословном переводе означает „Место, где восходит рассвет Восхваления Бога".

В настоящее время Дома Преклонения построены: в Уилмет-те (близ Чикаго, США), в Кампале (Уганда), во Франкфурте-на-Майне (ФРГ), в Сиднее (Австралия), в Панама-Сити (Пана¬ма), в Новом Дели (Индия) и в Апиа (Западное Самоа). Уил-меттский Дом Преклонения имеет одно вспомогательное учреждение — Дом престарелых; в Уилметте, в Кампале и во Франкфурте Национальные Духовные Собрания соответствующих стран размещаются в непосредственной близости от центральных зданий Домов Преклонения.

Календарь бахаи

В мире имеется поразительно большое число систем календаря; поэтому, если ставится цель достижения подлинно всемирного единства, необходимо принятие единой, всеми признаваемой системы исчисления дат. Еще одна отличительная черта жизни бахаи — их приверженность календарю, введенному в свое время Бабом. Этот календарь используется во всех аспектах жизни общин бахаи и содержит в себе некоторые принципиально новые идеи, касающиеся измерения времени и установления дат. В качестве основной единицы принимается солнечный год, но начинается он, как в Древней Персии, 21 марта, в день весеннего равноденствия, и отмечается праздником Навруз, который празднуется также в современном Иране и некоторых сопредельных ему странах. Таким образом, момент начала года получает астрономическое обоснование; что касается начала эры бахаи, то ее первый год — год Декларации Баба, т.е. 1844.

В календаре бахаи 19 месяцев по 19 дней в каждом; всего это дает 361 день, поэтому между восемнадцатым и девятнадцатым месяцами помещается 4 или 5 „вставных дней". Празднику Навруз предшествует девятнадцатый месяц, совпадающий с постом. Баб назвал месяцы в соответствии с эпитетами Бога; что касается суток бахаи, то они начинаются и кончаются заходом солнца.

(***)

Взаимоотношения с "внешним" миром

В третьей части книги основное внимание уделено особенностям жизни бахаи, функционированию общин и особенному календарю бахаи. Не следует, однако, думать, что бахаи хотят жить и работать вдали от мира, в своеобразных „коммунах", либо еще как-нибудь изолироваться от людей. Напротив, они всячески стремятся как можно полнее включиться в любые виды деятельности, которые, по их мнению, могут наилучшим образом служить интересам ближних и всему человечеству в целом. Им приходится заботиться о распределении своего времени, так как они весьма активны и заняты. В молодом возрасте они стремятся достичь успехов в учебе с тем, чтобы в будущем оказаться способными принести обществу максимальную пользу. В то же время они горят желанием принимать участие в молодежных мероприятиях бахаи, воскресных школах, становиться странствующими учителями Веры как в своей стране, так и далеко за ее пределами. Многие молодые бахаи используют свои каникулы для посещения общин, которые обычно редко навещаются гостями из-за рубежа. Распределяя свое время, бахаи должны иметь в виду необходимость возможно более полного участия в движениях, способствующих прогрессу человечества.

На местном и национальном уровне бахаи, в зависимости от страны, часто сотрудничают с неправительственными и общественными организациями и движениями, эсперанто-клубами, экологическими группами и другими, использующими в своей деятельности принцип универсализма. В случаях, когда та или иная организация вовлекается в партийную или политическую борьбу, начинает отдавать предпочтение одной из противоборствующих сторон, проявлять предпочтение одной из противостоящих друг другу идеологий, Западу или Востоку, черным или белым, бахаи прекращают свое участие в этой организации и прекращают поддержку деятельности, направленной на достижение интере¬сов одной группы за счет других.

Международное сообщество бахаи

Замечательные успехи были достигнуты в последние десятилетия на международном уровне. Весной 1947 года Национальное Духовное Собрание США и Канады было аккредитовано при Информационном Бюро ООН в качестве неправительственной организации, представленной наблюдателем. Год спустя уже восемь таких Национальных Собраний были коллективно признаны в качестве международной неправительственной органи¬зации под названием „Международное сообщество бахаи".

Международное сообщество бахаи активно участвует в работе все большего числа учреждений ООН, включая Экономический и Социальный Совет, Комиссию по Правам Человека, Комиссию по Правам Женщин, Комиссию Социального Развития, Комиссию по Народонаселению и Фонд ООН по Борьбе со Злоупотреблением Наркотиками, а также почти все конференции ООН и „международные годы". Община также сотрудничает со все возрастающим числом органов ООН по развитию и гуманитарным вопросам, таким, как ЮНИСЕФ, Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев, Программа ООН по Окружающей Среде и Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО). Международное сообщество бахаи выпустило множество брошюр и обращений по вопросам, относящимся к сфере компетенции ООН, таким, как мир и разоружение, социальное и экономическое развитие, устранение расовой дискриминации, наука и техника, права человека, положение женщины, народонаселение, злоупотребление наркотиками, охрана окружающей среды, проблемы детей, молодежи и преста¬релых, семья, вода, предотвращение правонарушений, опустынивание, проблемы населенных пунктов, космическое пространство, национальные меньшинства, университет ООН и мирное ис¬пользование атомной энергии. В этих документах не только предлагается взгляд бахаи на проблемы жизни и общества, но и предлагается применение принципов бахаи к конкретным мировым проблемам.

Б октябре 1987 года был заключен формальный договор между Всемирной Общиной бахаи и Всемирным Фондом Природы; таким образом, Вера бахаи стала шестой по счету мировой религией, присоединившейся к Сети ВФП „Религии и Охрана Природы", созданной в 1986 году с целью добиться взаимодействия природоохранных и религиозных групп в деле охраны окружающей среды.

Социальное и экономическое развитие

В то время, как социальное и экономическое развитие стало делом международной важности лишь в последние десятилетия, для бахаи эти проблемы представляют собой естественный результат развития общества за последние сто лет. В 1897 году общины бахаи в Иране приняли обширную образовательную программу, которая оказалась настолько удачной, что к 1930-м годам в большинстве иранских общин оказалась практически ликвидирована неграмотность, было достигнуто полное раскрепощение женщин и повсеместно признано значение науки, образования и способов укрепления физического здоровья. Служение всем, независимо от веры, расы или национальности, — существенный элемент жизни бахаи.

Развитие общины бахаи начинается с того момента, когда бахаи начинают претворять духовные принципы своей религии в жизнь. Этот процесс, вместе с „прямотой поведения", требуемой от каждого, и с принципом совещательности, дает более глубокую уверенность в своих силах. По мере постижения путей улучшения условий своей собственной жизни, бахаи становятся способны демонстрировать преимущества своего образа жизни для других, причем неважно, находится ли община в „развивающейся стране" или в более благополучной материально части мира. Учение Веры бахаи дает своим последователям ключ к успеху — единство, как в духовной сфере, так и в сфере действия.

В 1983 году во Всемирном Центре Веры бахаи было открыто Бюро по социальному и экономическому развитию с целью содействия и координации деятельности в этой области. В 1988 году бахаи участвовали в более чем 1200 проектах развития почти в 100 странах по всему миру, нередко в сотрудничестве с другими неполитическими учреждениями. Несмотря на то, что бахаи благодаря своей административной системе способны достичь высокой степени международного сотрудничества, программы развития бахаи основаны на активности широких масс людей и черпают энергию из этого источника. Ежегодно избираемые Местные Духовные Собрания представляют собой идеальное средство для постоянного направления, поддержки и оценки проектов развития. Во всех своих проектах экономического и социального развития, которые способствуют росту чувства уверенности в своих силах, бахаи развивают принципы всемирного гражданства и взаимозависимости народов и стран.

В районах, где материальный уровень наиболее низок, если нет доступных для местного населения школ, бахаи открывают начальные учебные заведения для содействия овладению грамотой. Они включаются в программы сельского развития, в работу образовательных радиостанций, в аграрные и медицинские проекты. Как следствие значения, которое придается роли женщин в содействии экономическому и социальному развитию и установлению мира, их нуждам и чаяниям уделяется особенное внимание.

Обещание всеобщего мира

В октябре 1985 года Всемирный Дом Справедливости опубликовал обращение, адресованное всем людям планеты и получившее название „Обещание Всеобщего Мира". К декабрю 1986 го¬да, заключительному месяцу Международного Года Мира, этот документ был вручен главам 186 государств. В большинстве случаев представители Национальных Духовных Собраний непосредственно вручали главам государств эти послания, попутно разъясняя воззрения бахаи на пути достижения мира. Одновременно бахаи распространяли воззвание и среди политических деятелей национального и местного уровня. В течение Международного Года Мира было разослано и вручено более миллиона экземпляров воззвания в переводе на 63 языка. Эта работа продолжается и сейчас, с тем, чтобы содержание обращения стало известным всем слоям населения всех стран. Многие общины полностью или частично опубликовали содержание обращения в своих местных периодических изданиях, чтобы с ним познакомилось возможно большее число их сограждан.

„Обещание Всеобщего Мира" определило средоточие деятельности бахаи как до, так и после Международного Года Мира. Оно помогает людям всей планеты понять, какими путями можно достичь мира между народами. Бахаи продолжают организовывать мероприятия, способствующие делу мира, указывая народам пути их единения и демонстрируя способность всех людей к построению мира. Они в особенности подчеркивают способы преодоления существующего ныне паралича воли и поддерживают в своих согражданах надежду на будущее человечества. Как разъясняет Всемирный Дом Справедливости: „Искреннее признание того факта, что предрассудки, война и эксплуатация отражают незрелые стадии обширного исторического процесса и что человеческий род испытывает ныне неизбежное смятение, отражающее его коллективное возмужание, — не повод для отчаяния, а необходимое условие начала колоссальной работы, направленной на построение миролюбивого порядка. Основные мотивы темы, которую мы предлагаем Вашему вниманию, состоят в том, что такая работа возможна, что необходимые для этого конструктивные силы существуют, что объединяющие человечество социальные структуры могут быть созданы.

Несмотря на то, что грядущие годы могут принести новые страдания и беды, каким бы туманным ни казалось ближайшее будущее, община бахаи убеждена, что человечество встретит это высшее испытание с верой в благополучный исход. Конвульсивные перемены, к которым все быстрее и быстрее движется человечество, отнюдь не знаменуют конца цивилизации. Напротив, они послужат высвобождению „скрытых возможностей человека", выявлению „полной меры его назначения на Земле, внутренней красоты его сущности".

Источник нашего оптимизма — предвидение, заходящее дальше прекращения войн и создания организаций международного сотрудничества. Постоянный мир между народами есть существенный этап, но, как утверждает Баха-Улла, не окончательная цель социального развития человечества. За гранью первоначального перемирия, вызванного страхом мира перед ядерной катастрофой, за политическим миром, в который народы войдут неуверенно и во взаимном подозрительном соперничестве, за гранью даже многих экспериментов по сотрудничеству, которые смогут сделать реальными эти шаги, лежит величественная цель: единение всех народов мира в единой всемирной семье.

 Русский перевод (с) Станислав Концебовский, 1990

[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования