Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
17 февраля 17:13Распечатать

Александр Мусин. ВОЦЕРКОВИТЬ НЕИЗВЕСТНОГО СОЛДАТА. В борьбу за влияние Московской патриархии вовлекают мертвых, которые хороши тем, что молчат


Впервые могила неизвестного солдата появилась в Париже 11 ноября 1920 г. в память о павших в Первой мировой. Ее безымянностью общество подчеркивало равенство всех перед смертью в бою вне зависимости от национальности и отношения к религии. Похоже, нас ждет историческое открытие: неизвестный солдат, похороненный у Кремлевской стены, может стать православным.

Если в 2007 году в ЖЖ еще только обсуждался вопрос о постановке креста на могиле неизвестного солдата у московского Кремля, то 2004 году крест из серого гранита уже вторгся в гармонию мемориального комплекса Серафимовского кладбища в Петербурге, построенного в 1965 году по проекту архитектора Я. Лукина и скульптора Р. Таурита. Процесс получил новый импульс совсем недавно, и остался незамеченным ни прессой, ни обществом. А зря…

11 февраля Патриарх РПЦ МП Кирилл встретился с сотрудниками Отдела внешних церковных связей, который он возглавлял до своего первосвятительства. Говоря о различии между равноправием и равенством всех религиозных организаций, он вспомнил историю 1992 г. Дословно он сказал следующее: "Мне позвонили и сказали, что Патриарх и все другие руководители разных религиозных групп – кто пожелает – должны возложить венок вместе. Я ответил, что это будет не совсем правильно, уже хотя бы потому, что Неизвестный солдат наверняка был православным, что большинство людей, которые погибли в Великой Отечественной войне, были православными людьми. …Поэтому, отметил я, было бы хорошо каким-то образом оттенить роль Святейшего Патриарха в этой церемонии".

Власти СССР и РФ всегда спекулировали на трагедии и героизме народа в Великой Отечественной, убеждая всех вокруг, что этот народ сражался за идеалы коммунизма, сплотившись в порыве патриотизма вокруг верховной власти, за что этой власти и надлежит быть благодарной. Впрочем, за процитированной выше фразой Патриарха кроется не столько желание переписать историю, сколько определенное отношение к обществу, в котором его Церковь совершает свою миссию. Кирилл (Гундяев) всегда жестко выступал против миссионеров, нарушающих строгие границы "канонической территории" РПЦ МП, однако не желал видеть четкую границу между обществом и Церковью, прочерченную Евангелием. Все "православные по культуре" и "православные по рождению" рассматривались им как члены РПЦ МП, по крайней мере, потенциальные. Это приводит к тому, что собственно церковная жизнь подменяется внешней общественной деятельностью, часто с коммерческим оттенком, что не идет на пользу ни Церкви, ни обществу.

Теперь в борьбу за влияние патриархии вовлекают и мертвых, которые хороши тем, что молчат. Покушение на могилу неизвестного солдата, которую общество, усвоившее из Владимира Высоцкого, что "на братских могилах не ставят крестов", и уставшее от идейных стычек, неофициально считает "нейтральной территорией", вряд ли будет воспринято в России позитивно.

Задавшись вопросом из песни Высоцкого, стоит действительно задуматься: станет ли обществу легче понять собственную историю и справиться с современным проблемами, если на могиле неизвестного солдата поставить крест? Пусть и православный…

"Неизвестный православной солдат" - это уже не старый анекдот, не оплошность спичрайтеров, а повествование первого лица "от первого лица". Ошибка команды лишь в том, что она дала спорную цитату в СМИ. Впрочем, частотность таких ошибок говорит о профессионализме свиты, которая делает короля. Пока новый Патриарх делает ставку именно на "ближний круг", наделяя его полномочиями ВРИО и опасаясь принимать ответственные кадровые решения. Московская патриархия становится собранием "первых замов" из числа викариев – зависимых от Патриарха епископов, не имеющих право на собственные решения: епископ Егорьевский Марк (Головков) заведует теперь ОВЦС МП, епископ Вяземский Игнатий (Пунин) – Смоленском, епископ Балтийский Серафим (Мелконян) – Кенигсбергом. Впрочем, 100 дней Патриарха, по которым можно будет судить о дальнейшем развитии событий и которые приходятся на время между Пасхой и патриаршими именинами, еще не минули…

Краткая версия статьи опубликована в газете "Город 812" 16 февраля 2009 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования