Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
06 февраля 17:50Распечатать

Михаил Ситников. "ВОЗМУЩЕНИЕ ВОДЫ" В ТИХОЙ РЕКЕ. О загадочном источнике инициатив клерикального рейдерства


САСТО ЛЕЙ, САСТОЛЬ, СУСТАЛЬ (эрзянский язык) - "тихая, смирная река".

Когда долетела до Москвы весть о решении Владимирского арбитражного суда на предмет отнятия у православных верующих "первой порции" предмета претензий Московской патриархии на чужое имущество, особого удивления это не вызывало. Разве что остается какая-то надежда на инертность коррумпированных чиновников в исполнении поручений, которые могли бы быть еще пересмотрены новым церковным руководством. Небольшая вероятность этого, конечно, остается, хотя последовательность церковных чиновников в целенаправленном рейдерстве с целью отчуждения недвижимого имущества ныне тоже всем хорошо известна.

Российская Православная Автономная Церковь (РПАЦ) воспринимается окончательно огосударствленной Московской патриархией как соперник на "религиозном рынке", впрочем, не без оснований. Другое дело, что тот участок, на котором иерархи, клирики и верующие являют собой реальных оппонентов "миссионерам от МП", не имеет никакого отношения к понятию "рынок", так как представляет собой только религиозное исповедничество. Однако и добропорядочные верующие, к сожалению, не смогли бы, поразмыслив, утверждать, что совершенно не интересующее извлечение выгоды в его условиях никак не касается их интересов. Никуда тут не денешься – как бы ни были они бескорыстны, но чья-то чужая, ненасытная корысть отбирает у них, с одной стороны,  святыни, а с другой – их церковное имущество, что выглядит вполне материально и отражается на православной общине болезненными ощущениями.

Среди оснований, за которые уцепились представители государственного истца, обслуживающие заказ РПЦ МП, насколько известно, упоминается нарушение сроков перерегистрации. Никто не спорит, конечно, с тем, что нарушение чего-либо по закону всегда влечет за собой адекватные последствия. Но можно ли считать адекватным возмездием за нарушение срока оформления документов банальный грабеж – вопрос не столько для юристов, сколько для общественности. Потому что все мы знаем прецеденты, когда "в полном соответствии с законом" одни люди попадали в места заключения за украденные в магазине пару батонов и банку яблочного компота, тогда как другие - за миллионные хищения, аферы и даже убийства, в "соответствии" с тем же законом, - туда не попадали. Более того, они становились почему-то депутатами, губернаторами, директорами попечительских советов, фондов и прочими не менее значимыми фигурами, облеченными народным доверием. Поэтому особого расчета на обращение к закону, который "что дышло", а особенно в кризисных ситуациях, – в России никогда по понятной причине не делалось. Однако любая "лафа" имеет конец. Поэтому и отечественная традиция, в соответствии с которой профессионально воплощенные злоумышления остаются безнаказанными, по причине чего страдают неповинные люди, когда-то да оборвется.

Судя по ситуации, сложившейся в Рязани – с музеем-заповедником "Рязанский кремль", в Суздале - с четырнадцатью храмами РПАЦ, а на дороге от Третьяковской галереи до Свято-Троицкой Сергиевой лавры – вот-вот готовой грянуть - и с Троицей Андрея Рублева, аппетиты РПЦ МП, со всеми явными и тайными персоналиями этого концерна, обнаруживают заметную тенденцию к росту. Все эти и многие другие проблемы, которые у православных связаны с риском быть ограбленными, а у "просто российского народа" с перспективой лишиться такого знакового явления культурного наследия, как та же "Троица", явно объединяют притязания на то со стороны Московской патриархии. Однако любые интриги вокруг столь заманчивого куша в организационном аспекте не могут быть непрофессиональными и, как все в природе, не терпят одиночества, но требуют пары. Поэтому есть смысл вспомнить о том, что без соизволения тому, а может быть, даже и без конкретных директив на то светской власти, никакой суд даже по закону не отнимет никакие храмы у верующих, Рязанский музей – у владеющего им народа России, а Троицу Ветхозаветную кисти преподобного Андрея Рублева - у человечества. Так кому нужно было возмутить "тихую реку" православных? Явно, что не Ангелу…

Интересно, что со стороны светской власти, в компетенции которой гарантировать соблюдение законности в отношении всех трех, наугад взятых, прецедентов клерикального рейдерства, выступает в результате всех иерархических расчетов одно-единственное высокопоставленное должностное лицо – полпред президента РФ в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко. Лицо, по его словам, глубоко верующее и являющееся к тому же председателем Попечительского совета Свято-Троицкой Сергиевой лавры, в данном вопросе не должно бы, разумеется, "разрываться меж двух огней". Ведь, с одной стороны, – закон, всенародное достояние и зримое откровение Троицы, а с другой – всего лишь имущественные притязания чиновных клерикалов, временная актуальность очередного раздела собственности, да как у любого живого человека, собственные внутренние соблазны. Однако не новость, что глубоко религиозные люди постоянно находятся вблизи множества таких "огней", оставаясь верными Богу, а потому остаются не опаленными и обретают духовный опыт. В общем, захотел бы полпред – не было бы такого позорища.

Но почему же тогда на глазах у столь компетентного представительства храмы у православных верующих все же отнимают? Почему памятник истории и культуры в статусе народного достояния России "Рязанский кремль" передается отделенному от государства, по сути, частному религиозному концерну? И каким образом не просто рассматривается и обсасывается со всех сторон, но и вообще встает вопрос об обретении кем-то рублевской Троицы?

Кем, кстати? Потому что никто из, казалось бы, в первую очередь заинтересованных в овладении Троицей представителей РПЦ МП – от наместника Лавры до изложившего свое пожелание покойного Патриарха Алексия II, - никогда не настаивал на том, чтобы рисковать этой Иконой. Так же, как вряд ли хватило бы бесстыдства у кого-то из верующих в самой РПЦ МП настаивать на изгнании своих единоверцев из храмов с целью их присвоения. Да и с Рязанским кремлем, помнится, при предыдущем верующем владыке – митрополите Симоне -  о возможности нынешнего налета музейщики и помыслить не могли.

Тут чувствуется сторонняя властная и тупая воля зацементированной души, для которой факт формального удовлетворения бренду покровителя "государствообразующей" конфессии – и есть то самое "торжество православия", которое можно поставить в ряду своих заслуг перед высшей государственной властью, когда та станет определять дальнейшую судьбу этой души.

Да-да, подушная арифметика. А вы думали, что ВВП или премьер могли лично озаботиться умножением собственности своего "идеологического корпуса"? Не верьте! Не верьте распускаемым сплетням – все проще. Мы все одинаковы и гробим друг другу жизнь, веря не Богу, а тому, что обретаем на это право, когда волею случая кого-то из нас временно выносит поверх остальных.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования