Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
05 февраля 18:11Распечатать

Валерий Емельянов. ШАХИД - НЕ САМОУБИЙЦА, или Почему в исламе нет “ритуальных самоубийц”


Любые военные действия в рамках конфликта на Ближнем Востоке, на землях, где пересеклись пути иудаизма, христианства и ислама, несомненно, обретают религиозную окраску и мотивацию в глазах очень широких масс людей. Тем более это относится к нынешней фазе арабо-израильского противостояния, когда противником Израиля выступают уже не секулярные палестинские организации, а исламисты из Хизбаллы и ХАМАС. Результатом этого незамедлительно становится оживление предрассудков и стереотипов в отношении религии и, прежде всего, ислама.

На днях прошла информация, что Иран готовится послать в район сектора Газы около 70 тысяч студентов-басиджей для "проведения актов ритуальных самоубийств", на которые их благословил своим эдиктом лидер революции аятолла Хаменеи. Сообщения исламских источников информации рассказывали о них совсем иначе - как о добровольцах, собирающихся на войну с "сионистскими оккупантами".

Истина оказалась примерно посередине. 5 января иранское агентство ИРНА распространило сообщение о том, что около 70 тысяч иранских студентов внесли себя в списки так называемых "эстешхади"­ - людей, сознательно ищущих мученической смерти на пути Аллаха. Одновременно вышел призыв лидера революции Хаменеи, в котором каждый, погибший в битве с израильтянами, объявлялся шахидом с автоматическим попаданием в райские сады. Также официальный Тегеран дал понять, что призыв Хаменеи вовсе не равнозначен официальному объявлению войны еврейскому государству.

Итак, речь идет об актах мученичества. Но обязательно ли мученичество в исламе означает самоубийство, тем более "ритуальное"?

Самоубийство в исламе, как и в других авраамических религиях, запрещено. В аятах Корана, правда, нет ни строчки о самоубийстве. Зато оно жестко и однозначно осуждается в хадисах. "Тот, кто намеренно лишит себя жизни, будет гореть в адском пламени" (хадис передан Абу Хурайрой). Вот еще два хадиса от этого авторитетного передатчика: "Тот, кто покончит с собой через повешенье, будет душить себя вечно в адском огне, тот, кто покончил с собой ударом ножа, будет вечно резать себя в адском пламени". Еще один хадис от Джунуба: "Благословенный Пророк говорил: "Некий человек, решив покончить жизнь самоубийством, нанес себе раны. Аллах Всевышний сказал: "Мой раб поспешил навлечь на себя смерть и поэтому Мы сделали рай для него запретным".

Мученическая смерть в исламе вовсе не равнозначна тем актам террористического суицида, которые мы наблюдаем в Палестине и, увы, в краях более близких. Собственно понятие "шахид" происходит от слова "шахада", то есть свидетельство собственной веры в Единого Бога. Это может быть свидетельство не только словом, но и делом, или даже смертью в борьбе на пути Аллаха. Однако надо помнить, что мученичество шахида означает свидетельство принципов ислама, и потому логически возникает вопрос­, как может быть проявлением свидетельства веры поступок, коренным образом противоречащий ключевым принципам вероучения.

Многие улемы считают единственно возможной мотивацией (ниятом) джихада­ стремление к установлению истины. Это может быть связано со сражением, даже мученической смертью на поле битвы, однако никогда и нигде мученичество не устанавливалось как самоцель. Исламу чуждо религиозное обоснование действий, подобных тем, которые совершали в последнюю мировую войну японские камикадзе.

В обосновании суицидальных актов сегодня мнения улемов разделились. Некоторые из них, близкие к палестинскому исламскому сопротивлению, пытаются оправдать эти действия следующим образом­: почти безоружным (?) палестинцам противостоит мощнейшая израильская военная машина, и потому акты такого "самопожертвования", в том числе и со стороны женщин и подростков, вполне законны с точки зрения ислама. Но обращаем внимание на то, что в подобных фетвах присутствует политическая, но зато отсутствует сугубо религиозная аргументация. Среди просмотренных фетв обнаружилась только одна, выпущенная имамом римской мечети Махмудом Ибрагимом Муссой, - о том, что убийства евреев в Палестине муджахеддинами-самоубийцами дозволительно, ибо эта земля сегодня­ "территория войны" ("дар-уль-харб").

Чтобы не тратить время на полемику с этой трактовкой, приведем здесь же весьма аргументированное мнение другого, также итальянского улема Абдул-Хади Палацци по этому вопросу. Логика отца-основателя ХАМАС шейха Ахмеда Ясина, утверждавшего, что женщина, совершившая тяжкий грех, через такого рода акты самоубийства становится шахидкой и обретет рай, просто поражает: это странное предложение искупить один грех совершением другого. Кстати, суицидальную практику осудил в своем высказывании еще в 2001 году великий муфтий Саудовской Аравии Абдульазиз Бен Абдалла аш-Шейх, назвав акты самоубийства в борьбе с врагами "неисламскими".

В сборниках хадисов есть исчерпывающие определения того, кого можно считать шахидом. Вот один из них: "Убаада ибн аль-Саамит передает, что Пророк говорил: "Кто средь вас считается шахидом?" Ему ответили: "Тот, кто убит на пути Аллаха". Пророк сказал: "Шахидами в моей умме могут называться лишь некоторые. Одни из них – те, кто убиты на пути Аллаха, другие­ - те, кто умер от чумы, от болезни живота, а также женщина, умершая от родов с ребенком во чреве". Хадис приводится в авторитетных для суннитов сборниках у имама Ахмада, Ибн Маджааха. Во втором по авторитетности сборнике хадисов Муслима этот хадис приводится с дополнением, что шахидом может считаться также мусульманин, погибший в результате обрушения стены. Причем иснад (цепочка передатчиков) этого хадиса определяется высшей степенью достоверности "сахих" ("хороший, достоверный хадис"). Самоубийцы в этом списке не состоят.

В последние годы в связи, прежде всего, с палестинской интифадой делаются более интеллектуально утонченные попытки прямо или косвенно оправдать "шахидов"- cамоубийц. В частности, такую попытку сделал самый авторитетный из современных суннитских улемов - шейх Юсуф аль-Карадави. Отвечая на вопрос об отношении к актам женщин-самоубийц, он заявил, что акты самопожертвования, в том числе и проведенные женщинами в Палестине, являются актами высшей доблести на пути Аллаха. При этом он ссылается на коранический аят, гласящий: "Среди людей есть такой, который продает свою душу, дабы снискать довольство Аллаха. А Аллах снисходителен к своим рабам (Коран 2:207). Абзацем ниже доктор аль-Карадави указывает, что нельзя отождествлять шахидство (без кавычек) и самоубийство. Но эта фетва может быть вполне логично понята как справедливое оправдание возможного подвига мусульманской женщины в войне, что отнюдь не равнозначно акту самоубийства.

Надо также вспомнить, что во времена пророка Мухаммада и его изначального откровения существовали совсем иные виды оружия и боевой техники, чем сейчас, и понятно, что в представлениях того времени мученичество означало либо гибель в открытом и справедливом бою, либо в плену от рук мучителей. Самоубийство в том историческом контексте, по определению, никак не могло стать актом борьбы за веру.

Еще одну "тонкую" попытку оправдания актов подобного рода предпринял также всемирно известный богослов, заместитель председателя Европейского совета по фетвам (то есть вышеупомянутого аль-Карадави) шейх Фейсал Моулави. В своей фетве от 2004 года он пытается оправдать "мученические операции" на основе известного достоверного хадиса пророка: "Поступки­ по намерениям. Каждый получает то, к чему стремился" (хадис имеется в самом авторитетном сборнике аль-Бухари). Резонно заметить, что на основании общего и широкого подхода к толкованию подобного хадиса (что в обыденной практике чаще всего и случается) "положительным намерением" человека можно оправдать его самые жестокие и негативные по сути своей поступки.

Но возведение в абсолют человеческого намерения (нията) противоречит духу ислама, где высшим сувереном является Аллах Всевышний, а деяние человека благо только в том случае, если оно согласуется со Словом Аллаха Всевышнего, изложенном четко и ясно в Коране. Кстати, этот самый хадис имеет продолжение: "Кто уходит (хиджра) во имя Аллаха и Его посланника, тот уходит во имя Аллаха и Его посланника, а кто­ ради мирских целей, или чтобы найти жену, тот уходит ради того, к чему ушел". То есть намерение может быть двух видов: ­поиск горнего или дольнего, как пути для дальнейшей жизни.

Как же сочетается с волей Аллаха самопожертвование собой в открытом бою, или для уничтожения вооруженного противника? Самым прямым образом, это нравственный поступок. Как сочетается с волей Аллаха то, когда "шахиды" почему-то принимают за вооруженного агрессора тель-авивскую пиццерию? Как понимать заявление одного из лидеров ХАМАС Махмуда Захара, обращенное к Израилю: "Они (израильтяне) узаконили убийство своих детей"? Такой подход никак не сочетается с исламом, ибо в аяте сказано: "Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, сражайтесь, но не преступайте­, поистине Аллах не любит преступающих" (Коран 2:190). То есть высший источник веры ислама по отношению к хадисам и мнениям богословов четко и недвусмысленно выводит мирное население за пределы насилия, связанного с войной.

Итак, шахидство в исламе и самоубийство следует признать вещами не просто разными, но и несовместными. Тем более полным нонсенсом являются утверждения о неких "ритуальных самоубийствах" как о части вероучения и религиозной традиции ислама. Но, с другой стороны, надо сказать, что существует также девиантное, неадекватное понимание ислама и, как раз в рамках этого явления делаются попытки религиозно оправдать то, что к вере и религии не имеет никакого отношения. Это явление как феномен существует во всех без исключения религиозных традициях. Но только в исламе, причем в наши дни и по причинам не религиозным, а сугубо политическим, этот, выражаясь наукообразным языком, "девиантный тренд" стал опасно преобладающим. И мусульманам следует глубоко осмыслить это как явление весьма опасное и трагическое для них самих и их веры.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования