Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
04 февраля 11:03Распечатать

Александр Метлицкий. ОРДЕН ЗА "ПРОЗЕЛИТИЗМ"? К вопросу о критериях успеха православно-католического диалога в России


Сейчас самое время хотя бы ненадолго задуматься над критериями успеха экуменизма. Событийный контекст для этого самый подходящий: с одной стороны, католики провели Неделю молитв о единстве христиан, а с другой стороны, православные избрали нового Предстоятеля Церкви, и будут проясняться позиции, в том числе, и по проблемам межцерковных отношений.

Патриарх Кирилл (Гундяев) еще в ранге местоблюстителя патриаршего престола в интервью еженедельнику "Аргументы и факты" высказался о целях экуменического диалога предельно ясно:"Сам факт общения не означает, что мы стремимся стать единым целым". В частности, он заявил, что в диалоге между Русской Православной Церковью и католиками не может быть никаких компромиссов по вопросам, связанным с вероучением.

Уместен был бы комментарий кого-то из католических епископов или священников, но они выразительно молчат. В тишине мало кто обращает внимание на то обстоятельство, что проблемы в отношениях с православными усугубляются (а иногда - и порождаются) внутри самой Католической Церкви.

Папа Римский Бенедикт XVI в начале понтификата заявил о том, что экуменический диалог следует вести "в любви и истине".

Если наличие или отсутствие любви диагностировать очень трудно, то проблемы с пониманием истины применительно к диалогу с православными в России у католиков дают о себе знать. Похоже, что западные и местные католики по-разному смотрят на то, каковы цели и, соответственно, каковы критерии успеха экуменизма.

С одной стороны, в западной (особенно – итальянской) прессе создается радужная картина о стремительном прогрессе в отношениях с православными в России. Эта картина огорчает российских католиков своим несовпадением с действительностью. Местные почему-то упорно не хотят понять своих итальянских единоверцев, для которых видимые знаки успеха экуменического диалога – это православный орден на груди представителя Ватикана в России, частые паломничества в Москву кардиналов, епископов, священников, триумфальная передача православным храма и огромного здания в Бари, слова архиереев РПЦ МП о "прогрессе в отношениях" и прочие манифестации, которые воспринимаются западными католиками с радостью и надеждой, на фоне загадочной и привлекательной "Святой Руси" и абсолютного доверия всему, что говорят православные архиереи.

С другой стороны, для российских католиков критерии успеха диалога объективно совсем другие, чем у католиков зарубежных. Видимыми знаками улучшения отношений для местных стало бы снятие обвинений в "прозелитизме" и нарушениях "канонической территории", прекращение дезинформации о стремлении польских ксендзов "окатоличить" Россию. Важен уход от "двойных стандартов" в общении, действующие реальные благотворительные, социальные, культурные проекты, а также действительно братская, действительно солидарная помощь со стороны РПЦ МП в решении проблем католиков с властями – с визами для священников, с выделением земли для строительства, с возвращением храмов (если итальянцы отдают храмы в Бари, Неаполе и Милане – отчего же не просят РПЦ МП помочь вернуть католикам храмы в Москве, Смоленске и Вологде?) и проч. Местные католики недоумевают, почему на католические деньги золотят купола православного храма в одном российском городе, тогда как в другом в этом время от недостатка средств на ремонт разваливается на части храм католический...

Критерий успеха диалога для католиков России – это признание их равноправными партнерами, а не готовыми на любые уступки заложниками большой политики, которую проводят уважаемые, но, к сожалению, не понимающие (или умышленно нежелающие понять) ситуацию в России монсеньоры из Ватикана.

Учитывая вертикальную иерархичность католической Церкви, нетрудно догадаться, какие критерии оценки успеха берут верх. И нетрудно понять, сколь малы шансы у российских католиков быть услышанными в Ватикане...

И, наконец, есть один вопрос, по поводу которого недоумевают российские католики: если они по-прежнему занимаются "прозелитизмом", то почему же РПЦ МП наградила представителя Ватикана в России монсеньера Антонио Меннини православным орденом?


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования