Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
09 декабря 17:16Распечатать

Владимир Бутаков. ВТОРОЕ ЛИЦО РОССИИ. Похороны Алексия II cтали не только столько церковными, сколько государственными


Со смертью Патриарха Алексия Второго окончился тот период русской церковной истории, когда ею руководили религиозные деятели, еще связанные со старой Россией. Алексий, хоть и родился уже после революции, но, напомним, 15 лет первых лет своей жизни прожил в буржуазной Эстонии. В русских православных храмах этой страны, в том числе в приходе его отца, состоявшего из обрусевших остзейских дворян, сохранялся дух канувшей в прошлое синодальной Церкви.

По этой причине почивший перовоиерарх РПЦ МП, несмотря на сильное давление, противился реформаторским призывам, исходившим даже из его ближайшего окружения. Он несомненно запомнится как консерватор в широком смысле слова.

Хотя почивший Патриарх так и не вывел РПЦ МП из экуменического Всемирного совета Церквей и не прекратил так раздражавшие верующих "диалоги" с инославными и иноверными объединениями, он все же соблюдал в этом определенную дистанцию. Так и не стал, например, встречаться с Римским Папой, хотя в Кремле к этому его упорно и долго подталкивали. (Впрочем, с католиками всегда с великим удовольствием братался митрополит Кирилл (Гундяев), который избран Местоблюстителем и, скорее всего, вскоре займёт патриарший престол).

Алексий II обладал немецкой деловитостью, дисциплинированностью и аккуратностью. Недаром в епископском сане он несколько лет руководил Хозяйственным управлением Синода и представлял РПЦ МП в международных церковных организациях. Отсутствие "самодеятельности" и точность в выполнении распоряжений начальства были его отличительными чертами, на что особо указывали даже его разного рода "кураторы". А врожденные административные качества помогли справиться с задачами восстановления церковно-хозяйственной жизни.

Он оказался нужным человеком в нужное время. После некоторой первоначальной нерешительности и дезориентации в бурном потоке социальных перемен отлично уразумел новые условия и новые возможности, которые появились у Церкви в капиталистической России, и адаптировался к ним. Посему храмы восстанавливались тысячами, монастыри открывались сотнями, духовные школы возникали десятками.

Алексий II сделал РПЦ МП мощной и влиятельной частью общественно-государственной структуры, главным "коллективным олигархом" России. При нем было восстановлено внешнее духовно-идеологическое влияние православия на жизнь страны, которую многие сравнивали с былой монархической симфонией. Патриарх стал восприниматься как второе лицо в государстве, как его духовный лидер, как Божественная основа "вертикали" власти. И это при том, что сам государственный строй и его представители по-прежнему весьма мало похожи на историческую Россию.

Так возник некий химерический фантом со всеми характерными для него соблазнами и искушениями. Этот фантом в любой момент может улетучиться - большевицкие корни в обществе еще крепки.

Если говорить об имидже почившего Патриарха в обывательской среде, то большинству не только верующих он импонировал благообразной внешностью, гордой осанкой, важной поступью. Служил чинно, "по-архиерейски". Жил в комфорте, даже в роскоши. Он не был ярким проповедником, но говорил по существу. С народом сохранял некоторую дистанцию и, в отличие от митрополита Иоанна (Снычева), наболевших и насущных вопросов касался редко и осторожно. Некоторые считают это проявлением хитроумной церковной дипломатии…  Судьбу его, несмотря на разные коллизии и изгибы, можно назвать благополучной.

Похороны почившего стали не столько церковными, сколько государственными - в присутствии всех "высших чинов". Так не хоронили в царской России ни одного самого знаменитого архиерея. Погребение состоялось, однако, не в патриаршем Успенском соборе Кремля, где покоятся древние Патриархи, и не в соборе Донского монастыря, где находится рака с мощами святителя-исповедника Патриарха Тихона, а в Богоявленском Елоховском соборе, и это стало символичной точкой в земном пути предстоятеля РПЦ МП.

В Елоховском соборе хранятся не только мощи святителя Алексия, митрополита Московского, чье имя носил отошедший в вечность. Там же в свое время было захоронено тело Патриарха Сергия (Страгородского) – основоположника современной Московской патриархии. Именно в этом соборе часто служил сам Алексий II, продолжатель сергианской политики "сращивания" государства и Церкви.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования