Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
04 августа 18:13Распечатать

Валерий Емельянов. ИТОГИ КИЕВСКОГО ЮБИЛЕЯ «ДЕСЯТЬ-ДВАДЦАТЬ». Заметки весьма стороннего наблюдателя


Итак, последний церковно-сановный гость покинул златоверхий Киева. Настало время подводить послепраздничные итоги, предаться, так сказать, "похмельной" рефлексии.

Главной интригой "юбилея-10-20" были, конечно, не сами торжества, а интрига, связанная со всеобщим ожиданием сенсации, которую якобы должен был сотворить в Киеве, в присутствии высших представителей православного мира, Вселенский Патриарх Варфоломей. В самом вульгарном виде ожидаемая сенсация сводилась к следующему – Вселенская патриархия фактически принимает под свой омофор УПЦ КП Патриарха Филарета, до настоящего времени находящуюся в изоляции внутри православного мира, и идет на разрыв с Москвой. Как известно, сейчас православные Украины остаются в состоянии разделения, и это разделение сопровождается довольно жесткими скандалами и конфликтами, пока еще далекими от своего завершения. Мало того, наряду с ожиданием судьбоносной декларации Варфоломея, определенные силы без обиняков давали понять, что церковный праздник пройдет в формате политического Майдана.

Вскоре появились сообщения о массовых уличных акциях, о сожжении портретов Патриарха Алексия, вывешивании портретов президента Ющенко и Патриарха Варфоломея, о последующем разбиении об них бутылок, а также о появлении в Киеве и близ него разного рода "молодогвардейцев" среди которых выделялся небезызвестный Кирилл Фролов, небезопасный даже на каком-нибудь безобидном дне физкультурника. Глядя на все это, у автора, решившего остаться в Москве, возникло две мысли. Первая - характерная для одной весьма традиционной части киевского населения: "Погромы будут?" Благо, прецеденты – во время приездов Алексия II в Киев в 1990 и 1997 гг. – имеются. Вторая о том, что если мероприятие сорвано не будет, то оно пройдет без каких бы то ни было серьезных решений. Да и заваривать в формате Майдана большую церковную "кашу" представлялось неэффективным. 

Так и случилось. Первоиерархи Церквей совершили то, что им и полагалось - совокупность богослужебных ритуалов, не дав себя втянуть в политическую стихию.
Даже если устно в ходе предварительной встречи в Стамбуле Вселенский Патриарх и благословил создание автокефалии, то ведь подобные этому заявления он уже делал не раз, а величие данного момента (1020-летия!) требовало уже более публичной и более высокого уровня декларации.

Алексий II, неожиданно изменив планы, не поехал в Донецк по болезни, хотя есть очень большие основания полагать, что это "дипломатическая" болезнь. Ведь в русскоязычном и москвофильском Донбассе ему пришлось бы сыграть роль в определенной мере уже не церковного, а церковно-политического трибуна. Роль, от которой он заметно дистанцировался. Не удалось повлиять на церковно-политические процессы в Украине и православному Катону - Кириллу Фролову, видимо, в силу реального масштаба его собственной фигуры. По некоторым данным, он скрылся из Киева после того, как СБУ завела уголовное дело, фигурантом которой является бесстрашный борец за "единую и неделимую".

Украинские власти, рассчитывая на то, что "юбилей-1020" приведет к полноценной декларации автокефалии, воссозданию митрополии образда 1686 года, в значительной мере основывались на импульсивной потребности восстановления исторической справедливости. А ситуация явно требует более аккуратного и взвешенного анализа.

Конечно, исторически справедливо, что Царьград - мать Киеву, а Киев - мать Москве. Справедливо и то, что независимое государство имеет право на самостоятельную независимую Церковь. Однако уровень этой независимости напрямую определяется внутренней способностью церковного организма сохранять и реализовывать свое единство. В Украине как УПЦ МП, так и УПЦ КП не являются некими искусственными образованиями, они имеют свой полноценный клир, мир, церковную жизнь, реально укоренены в народной церковной жизни. Есть еще третий фактор - Украинская Греко-Католическая Церковь, опосредованное значение которой для успеха торжеств также не было учтено. Известно, что глава УГКЦ Верховный Архиепископ Любомир кардинал Гузар еще в 2004 году выступил с пастырским посланием "Об утверждении патриаршего уклада Украинской Греко-Католической Церкви". В нем рассматривался вопрос о необходимости установления санкционированного Святым Престолом патриаршества как это принято во многих восточно-католических Церквах. Однако совершенно очевидно, в том числе и из текста документа, что патриархат УГКЦ предполагается на перспективу именно как единый патриархат для Украины и символическим выражением этого стал переезд кафедры предстоятеля УГКЦ, культурно связанной с западной частью страны, в столицу - Киев.

Совершенно гипотетически, но все-таки предположим, что все эти церковные нестроения, очень острые и потому реально могущие сказаться на обстановке не только в Украине, но и в соседних странах (не поэтому ли МИД Турции дипломатично намекнул, что миссия Варфоломея в Киев не в интересах страны), перекинутся и на Запад. По цепочке не только в Украине, но и во многих странах православно-католического пограничья встанет ребром вопрос - быть с Римом или с Фанаром. Причем, каким бы ни был ответ на этот вопрос (хотя ясно, кто из этих двух "символических центров" сильнее и перспективнее во всех отношениях), он приведет к сокрушению всей традиционно сложившейся церковной архитектуры Востока Европы с многообразными последствиями. В общем, при подготовке "юбилея-1020" должным образом не был учтен реальный внутри- и внешнеполитический контекст этой акции.
А что же теперь будет? Реализация полноценной независимости Украинской Церкви возможна после достижении достаточно прочного единства трех ее "ветвей" и создания такого положения, при котором государственная власть в своей публичной политике "равноудалена" от религиозных групп и выступает лишь модератором в отношениях между ними (надо помнить, что, несмотря на обилие религиозной символики, Украина, как и Россия, - светское государство).

Пока же, на ближайшее время, сохранится статус-кво в отношениях Украинских православных Церквей со всеми вытекающими отсюда явлениями, в том числе - периодическими запретами на въезд в страну господам типа Затулина и Фролова.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования