Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
01 августа 16:17Распечатать

Иван Павлов. ДИОМИД – ДЕТИЩЕ «ПРОЕКТА РОССИЯ»? Свежий взгляд на проблему «информационного обеспечения» скандала вокруг епископа Диомида в интересах Кремля


Есть такая детская обманка – задаётся вопрос: "Как правильно сказать, "щекатурка" или "щикатурка"?" Редко кто из ребятишек вспоминает, что правильно – "штукатурка". А потому, какой бы вариант ответа ни выбирался, всё равно "мимо". Так и в случае с епископом Анадырском и Чукотским Диомидом (Дзюбаном). Нам вроде как предлагается выбор между олицетворяемым епископом Диомидом очищением Русской Церкви, с одной стороны, и "сергианскими" пороками, обосновавшимися в церковной жизни и олицетворяемыми "митрополитбюро" и Патриархом Алексием II (Ридигером), с другой. Меж тем, не всё так однозначно. На этой рулетке, на какой цвет ни поставь, в выигрыше останется лишь казино. И, судя по всему, казино это – кремлёвское.

***

Ознакомившись с текстом диомидовского Обращения, в котором он предаёт анафеме Патриарха и еретиков-митрополитов, ощущаешь, что это не просто письмо, это самая настоящая диссертация. Причём, одновременно по двум научным дисциплинам как минимум. Такую обстоятельную петицию и за неделю не составишь. Кроме того, по стилистике текст очень напоминает пресловутый "Проект "Россия". И вот тут рождаются сомнения: а знал ли сам епископ Диомид о подготовке данного документа, причастен ли он к "Проекту "Россия"?

Допустим, что именно диомидовские идеи и настроения, вынашиваемые им долгое время, наполнили текст Обращения. Тогда как объяснить его хаотические метания накануне и в период работы Архиерейского Собора РПЦ МП? Если бы епископ Диомид серьёзно и загодя готовил свою анафему, то самый удобный случай и место выступить с нею – Архиерейский Собор. Во-первых, резонанс какой! Во-вторых, это было бы сделано до решения об извержении из сана, после чего все ответные преследования со стороны анафемствованных оппонентов выглядели бы весьма сомнительно.

Ещё более показательно поведение "бунтаря" сразу после извержения его из сана. То он пытался объясниться с Патриархом, то апеллировал ко вновь учреждённому церковному суду, то служил молебны, то улетел куда-то в тундру. Можно ли считать все это четкой и последовательной линией человека, который готовится выступить со столь обстоятельным документом, как Обращение, и со столь сильным архиерейским решением, как анафема вероотступникам?

Все эти сомнения позволяют предположить, что на момент заседания Архиерейского Собора епископ Диомид еще не имел четкого плана готовящейся акции, в которой он станет центральной фигурой. Если это так, то встаёт вопрос: а кто и для чего разрабатывал этот план? Чтобы найти ответ, следует повнимательнее присмотреться к ситуации с различных сторон.

Прежде всего, конечно же, обращают на себя внимание сами тексты, благодаря которым епископ Диомид приобрёл свою скандальную известность. При внимательном их прочтении оказывается, что ничего нового в них нет. По большому счёту, подобная критика на слуху у церковной общественности ещё со времён памятного письма отцов Николая Эшлимана и Глеба Якунина, записки архиепископа Ермогена (Голубева) 1968 года... Не говоря уже об оценках со стороны истиной Русской Православной Церкви Заграницей.

Хотя, особенное, в посланиях Диомида тоже есть. Если взглянуть на конфликт с точки зрения невоцерковленного обывателя, то речь идёт не более чем о каких-то "архаичных" претензиях провинциального владыки в адрес "просвещённого" свято-данилова бомонда. Как же могло случиться, что такой, чисто ведомственный конфликт вот уже полтора года не сходит со страниц и экранов самых "читабельных" и самых "смотрибельных" средств массовой информации? Покушение на Чубайса – куда более яркое событие, многих известных лиц коснувшееся, - не привлекло столько внимания, сколько диомидово "брожение". Разве в нашей стране, без единой отмашки "сверху", такое возможно?

Раз уж вспомнили об отмашке "сверху", то оглянемся и на самое начало церковной карьеры будущего епископа Диомида. А начиналась она с того, что был иеродиакон Диомид келейником ни много, ни мало у самого Патриарха Алексия. По этому поводу стоит задуматься, могут ли случайные люди, так сказать, люди с улицы, становиться адъютантами у таких чинов, как "генералы Дроздовы"? Не с этим ли связаны и некоторые странности в дальнейшей карьере г-на Дзюбана Сергея Ивановича (в монашестве – Диомида), когда вместо ожидаемых всеми взысканий, о которых ходатайствовали правящие архиереи, он получал повышения по службе непосредственно из московских кабинетов патриархии?

Не менее сомнительными выглядят и его оправдания в запоздалой критике Основ социальной концепции РПЦ МП, за которую он сам же и голосовал на первом Архиерейском Соборе, в котором епископ Диомид принимал участие как архиерей! По этому поводу епископ Диомид говорит, что рукоположенный в сан епископа за два дня до Собора, он не успел познакомиться с документом. Хотя документ этот был опубликован и широко растиражирован за несколько месяцев до Собора и активно обсуждался среди церковной общественности в самых дальних уголках России.

Короче говоря, позволим себе предположение, что в нынешнем "явлении нового лидера церковной оппозиции" без "кремлёвской руки" не обошлось. Но зачем это надо "им"? Дело в том, что вся кажущаяся надёжность и проверенность "митрополитбюро" зиждется на конкретных персонах и личных связях. Дай Бог всем членам "митрополитбюро" здоровья и долгих лет жизни, но насколько бы долгой она ни была – всё равно когда-нибудь закончится. И как только ключевые посты в "митрополитбюро" окажутся вакантными, где гарантия, что замещены они будут "кем надо"? Принимая во внимание быстрый рост критических настроений в среде церковной общественности, можно прогнозировать, что неизбежная и скорая ротация церковного начальства будет проходить в условиях жесточайшего идеологического противостояния между "истинно-православными" и "сергианами-экуменистами". В условиях прямого столкновения у последних мало шансов остаться у власти. Это обстоятельство не может не беспокоить "кремлёвских". Лобызания с "митрополитбюро" – это единственное, что придаёт их нахождению у власти хоть какую-то легитимность в глазах верующего населения России, и не только православного.

А дальше всё просто. Кого захочет видеть Патриархом наиболее активная часть православных граждан России, как только эта должность станет вакантной? Правильно - Диомида! Так милости просим! Как говорится, и волки сыты, и овцы целы. А мало "овцам" будет своего Патриарха заполучить, так можно будет и о царе подумать.

Схематично эта процедура может выглядеть примерно так:
Народ, ты за Диомида, или за "митрополитбюро"? – вопрошает, как бы само время.
– За Диомида! – ревнует о вере народ.
– Народ, ты хочешь Диомида в Патриархи?
- Хочу!

В этом месте вступает сам Диомид:

– А ты будешь мне послушным?
– Буду! – на радостях обещает народ.

Примеряя патриаршее облачение, Диомид продолжает:

– Тогда разом, может, и царя России вернём, потому что иное – это ересь цареборчества?
– Вернём! –
приветствует такое решение объединившийся в радости православный люд.

– Тогда,– строгим тоном вещает "народный Патриарх", – чтоб, не дай Бог, никакой гражданской войны ни случилось, пусть царём будет тот, кто сегодня и правит…
– Пусть будет!

Чем не превращение "скоромного порося" в "постного карася", запланированное пресловутым "Проектом "Россия"?

* * *

Когда писались эти строки, в Киеве разворачивался политический детектив под названием "Празднование 1020-летия Крещения Руси", финал которого, ещё раз подтвердил предположения о том, что коллеги не оставляют "товарища Дроздова" без своей помощи.

До самого субботнего (26 июля) выступления Патриарха Варфоломея почти все участники "празднества" ожидали от него провозглашения "незалежности" Украинской Церкви. И как иначе? В течение полугода велись соответствующие переговоры, согласовывались тексты документов, созывалось само это киевское празднество. Всё было налажено и находилось под контролем. Уже отшумели все протесты со стороны московских "заединщиков". Вопреки письму Алексия, уже съехались в Киев некоторые предстоятели поместных Церквей, чтобы приветствовать рождение новой "сестры-Церкви". Уже шоумен диакон Андрей Кураев, буквально за день до начала празднеств, "разоблачил цэрэушника" Варфоломея. Уже президент Ющенко наградил Варфоломея всеми возможными наградами, когда случилось невероятное – тот "дал задний ход".

Что бы это значило? Только одно. На пути от самолёта к месту выступления "кто-то" шепнул Патриарху Варфоломею на ушко несколько слов, которые полностью переменили настроения константинопольского гостя. Что это были за слова, нам, грешным, может, и не узнать никогда. Но, чтобы ни у кого не осталось неудовлетворённого любопытства, в турецкой газете прозвучал своеобразный окрик в адрес Варфоломея. Строжился некий газетчик, требовавший от Варфоломея не вмешиваться в дела других стран. Много, много раз подобное вмешательство никого в Турции не волновало, и вдруг такая щепетильность!

Спрашивается, кому под силу провернуть такую комбинацию перед телекамерами всего мира? Уж, конечно, не турецкому газетчику. И при таких-то возможностях защитников "единства Русской Церкви" разве услышал бы кто-нибудь что-нибудь о Диомиде, не будь в том интереса Кремля?

Кто сейчас помнит некогда нашумевшие выступления преосвященного Ипполита (Хилько), епископа Тульчинского и Брацлавского, с которых и начинался нынешний раскол в архиерейском собрании Московской патриархии? Уж этого Ипполита, бывшего одно время наместником Данилова монастыря, не видно и не слышно.

Не получив открытой поддержки православной общественности, инициаторы "Проекта "Россия" перешли к игре в тёмную. И не только с епископом Диомидом. Теперь все те, кто видит в нём борца с сергианским "митрополитбюро", кто поддерживает его в этой "борьбе", и кто ему противостоит, сам того не ведая, участвуют в исполнении кремлёвского замысла. Ибо, чью бы сторону ни поддержали сегодня церковные люди – "дзюбанову" или "ридигерову", – этим самым они могут приблизить к трону новую царскую династию - "лубянскую". В чём, собственно, и состоит суть "Проекта "Россия".


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования