Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
31 июля 17:05Распечатать

Иннокентий Павлов. ОТЛОЖЕННЫЕ ПОРАЖЕНИЯ. Заметки церковного историка. Часть вторая – 90-летие расстрела Царской семьи


Часть первая – здесь.

Вдвойне противно

Название этого раздела навеяно моей же собственной заметкой "Противно", появившейся 19 августа 2000 г. в приснопамятной газете "Сегодня". Она не содержала каких-то оригинальных идей, более того, нашёлся некий эрудит, который обвинил меня тогда чуть ли не в плагиате, поскольку несколькими днями ранее, как оказалось, схожие мысли высказал на страницах парижской "Либерасьон" Люсьен Амальрик, сын известного российского историка-диссидента Андрея Амальрика. Меня тогда это даже развеселило, я нашёл в сети и саму заметку Л. Амальрика, и её перевод на сайте "ИноСМИ.Ру". Честно говоря, я был весьма доволен, что, глядя с разных позиций, парижский либеральный журналист и московский церковный историк видят один и тот же безобразный факт. Высказывая даже не собственное мнение, а делясь наблюдениями, мы и впрямь с Л. Амльриком тогда оказались едины в главном. Собственно, главная идея моей заметки свелась тогда к следующей фразе: "Для многих российских монархистов, бывших такими ещё в советские годы, по имеющимся у меня отзывам, противен сам факт, что святое для них дело [церковного прославления Царственных мучеников] совершается бывшими агентами КГБ, проявлявшими известное рвение в своем сотрудничестве с советской репрессивной машиной, повинной в гибели бывшего Государя". Нечто подобное Л. Амальрик услышал уже в Париже, от живых ещё тогда русских монархистов из беженцев первой волны.

Ну а чтобы не быть голословным относительно былого "известного рвения", причём именно в связи с почитанием Царственных мучеников, я среди прочего привёл тогда пример, свидетелем которого был сам, а именно - как в 1981 г. тот же Кирилл (Гундяев), тогда архиепископ Выборгский и ректор ЛДАиС, по указанию КГБ, не задумываясь, исключил из числа учащихся одного иеромонаха за то, что тот молился на панихиде о членах убиенной Царской семьи. Самое интересное, что этот иеромонах сам не был инициатором этой панихиды, а, будучи дежурным священником в академическом храме, прочитал и поданную записку "о упокоении убиенных рабов Божиих Николая, Александры…" и других, даже не упоминая их монарших титулов, как это стало принято в РПЦ МП с 1991 года.

Теперь, в год 90-летия екатеринбургского расстрела, становится противно вдвойне, поскольку высветилось многое из того, что до времени находилось в тени.

Что касается самого юбилея, то заранее стало ясно, что он пройдёт скомканно. Александр Солдатов на "Портале-Credo.Ru" связал это с тем, что из Кремля в Чистый переулок поступила "рекомендация" не слишком педалировать данный юбилей. Если это было и так, в чём лично я не уверен, то, думаю, что и на этот раз не в связи с "чекистским ренессансом", а скорее с иллюзией некоего "национального единства", которое таким образом якобы может быть нарушено ввиду известного разделения в российском обществе по отношению к последнему Всероссийскому Самодержцу. Впрочем, в отличие от времён приснопамятной КПСС, идеология теперь у нас не главное. И, скорее всего, какой-то генеральной идеологической линии в вопросе о Царственных мучениках всё-таки нет. Вот и бдительное "око государево" в Государственной Думе, и кремлёвский рупор в СМИ - спикер Грызлов - не только появился 7 июля с.г.на таком связанном с Домом Романовых объекте, как собор в честь Феодоровской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге, но и нашёл теплые слова в адрес последнего Российского Государя, призвав осудить убийство его и его семьи как "преступление большевизма". Так что всё-таки остаётся думать, что и без всяких подсказок самой верхушке РПЦ МП было как-то неинтересно глубоко влезать в юбилейную тематику. Вот увидели миллионы российских телезрителей ночной не то марафонский бег, не то марш-бросок от храма-на-Крови (б. дом Ипатьева) в Екатеринбурге к Ганиной яме с тремя архиереями во главе, включая бывшего "карловчанина" Марка (Арндта). Да Марию Владимировну, позиционируемую не без участия РПЦ МП в качестве Главы Императорского Дома, хотя происходит она от морганатического брака. Между прочим, юридически (или, если угодно, канонически) у РПЦ МП столько же прав на преемство исторической Православной Российской Церкви, сколько у лиц императорской крови, но происходящих от неравнородных браков, на преемство Императорскому дому Романовых.

Однако, в зеркале российских СМИ в связи с 90-летием екатеринбургского расстрела отнюдь не вышеуказанные сюжеты заняли главное место, а завершение Следственным комитетом при Генеральной прокуратуре РФ идентификации обнаруженных ещё в прошлом году останков Цесаревича Алексея Николаевича и Великой Княжны Марии Николаевны. Это сразу же напомнило о скандале десятилетней давности, когда руководство РПЦ МП "воздержалось" от признания проведённой Генеральной прокуратурой такой же идентификации останков Государя и Государыни, а также Великих Княжон Ольги, Татьяны и Анастасии, и устранилось от их государственного погребения в усыпальнице Российских Государей в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. Помнится, что и Мария Владимировна тогда последовала в Троице-Сергиеву лавру, тогда как остальные Романовы (кстати, ни в коем случае не признающие её "Главой Императорского Дома") приняли участие в государственной церемонии вместе с первым президентом России.

Теперь, в свете событий прошедшего десятилетия, становится понятным смысл тогдашней патриархийной игры. Известно, что в РПЦЗ (в то время ещё единой и не признающей РПЦ МП) тогда безоговорочно, в качестве единственно истинной версии относительно судьбы останков Царской семьи и их слуг, признавалась та, что в 1919 г. была выдвинута колчаковским следователем Николаем Соколовым, а именно - о практически полном их уничтожении в Ганиной яме. То немногое, что самому Соколову удалось там собрать, затем оказалось в качестве главной святыни в построенном в память о Царственных мучениках соборе РПЦЗ в Брюсселе. Да и РПЦ МП к 1998 г. уже хорошо обустроила Ганину яму в качестве места будущей эксплуатации культа. Так что в условиях ельцинской вольницы было где-то даже престижно пофрондировать в связи с совершенно бесспорным заключением экспертов. И как бы затем ни протягивала Московская патриархия свои руки к собственности РПЦЗ, общественное мнение в её лоне решено было расположить к Москве, чему в частности и был призван послужить её тогдашний афронт в отношении "идентифицированных демократами" останков членов Царской семьи.

За истекшие 10 лет в России, как известно, изменилось многое. С нынешней властью уже не забалуешь как со стариком Ельциным. Понятно, что она тоже не станет затягивать с погребением Алексея Николаевича и Марии Николаевны. Весьма вероятно, что и уровень государственно участия в этом деле будет столь же высоким, что и в прошлый раз. Всё же престижно поучаствовать в церемонии и последующем обеде, на которые есть повод пригласить царствующие дома Европы. Очевидно, что на этот раз и Алексию II, и возглавителю РПЦЗ МП митрополиту Илариону, многим обязанным прошло-нынешней российской власти, да и той же Марии Владимировне придётся поучаствовать в мероприятии, которое, вероятно, достаточно скоро произойдёт в Петропавловском соборе. Скорее всего, какие-то договорённости на сей счёт уже имеются. О чём, кстати, свидетельствует молчание "первых лиц" РПЦ МП по поводу последней идентификации.

На долю же СМИ, в том числе и приближённых к российской власти, выпадают лишь разговоры с такими второстепенными персонажами как оо. Владимир Вигилянский и Всеволод Чаплин. Их заявления напоминают довольно бессмысленную ритуальную пляску, имеющую очевидную цель не сказать чего-то, что привело бы к потере лица их работодателей. И всё же некая перспектива того, о чём вскоре придется говорить последним, порой проскакивает. "Русский Newsweek" в своём № 20 (14-20 июля с.г.) в материале Никиты Максимова и Павла Седакова "Царское это дело. Убийство последнего императора исследовано до последней кости" приводит интересное свидетельство на сей счёт: "Источник, близкий к патриархату, считает, что трений между комиссией [Правительства РФ, возглавляемой Б. Немцовым] и представителями РПЦ могла быть меньше, если бы от дела отстранили следователя Владимира Соловьева, "проявлявшего неуважение к церковному взгляду, человека, с которым церковь никак не могла договориться". Это косвенно подтверждает и руководитель пресс-службы РПЦ Владимир Вигилянский, который говорит, что Соловьев "не смог ответить ни на один вопрос, поставленный церковью". Вот так-то. Виноват, как всегда в России, будет "стрелочник". При этом что-то никак не припомнятся эти самые "вопросы, поставленные Церковью", во всяком случае, гласно.

Но чтобы ни произошло вскоре, у сюжета с Царственными мучениками есть ещё один важный аспект, который, безусловно, в дальнейшем будет иметь продолжение. Ни в 1981 г. РПЦЗ, ни в 2000 г. РПЦ МП не прославили в лике святых верных слуг Государевых, которые совершенно добровольно, по велению христианской совести, последовали за ними в изгнание и разделили их страдание. Почему это не было сделано - также понятно. Ведь наряду с доктором Евгением Боткиным, поваром Иваном Харитоновым и горничной Анной Демидовой, вместе с Царской семьёй в доме Ипатьева был расстрелян лакей Государя Алоизий Трупп, римско-католического исповедания.

Впрочем, в истекшем месяце Истинно-Православная Церковь, предводительствуемая Митрополитом Рафаилом (Прокопьевым), нашла возможным прославить в лике святых страстотерпцев Евгения, Иоанна и Анну, оставив вопрос о соответствующем прославлении Алоизия Труппа как принадлежащего к римско-католическому исповеданию на усмотрение католической Церкви. Очевидно, что в такой формулировке нет ни малейшего экуменизма, а есть лишь долг памяти достойного человека и христианина.

Понятно, что нынешнее деяние ИПЦ(Р) едва ли получит теперь заметный резонанс. Важно другое. Есть пример надлежащего подхода к екатеринбургской трагедии. И коль скоро в нашем обычае делать что-то значительное к юбилеям, пусть даже и притянутым за уши, как "1020", то уверен, что 100-летие убиения Царской семьи и верных слуг её пройдёт по-настоящему достойно, поскольку это будет уже совсем другая Россия, с совсем другой Церковью, которая будет уже Российской и Истинно-Православной.

(продолжение следует)


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования