Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
03 апреля 15:15Распечатать

Евгений Королёв. ЕЩЁ РАЗ О РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ. Плохо не то, что мы видим за Россией особое духовное предназначение, а то, что не видим такого предназначения за остальными странами


Поводом к написанию данной статьи стал фильм архимандрита Тихона (Шевкунова) "Гибель империи. Уроки Византии". Я сам не один год участвую в русском православно-патриотическом движении, но и мне фильм показался несерьёзным, поверхностным и популистским. Подумалось: неужели это и всё, на что мы, православные, способны? Только на то, чтобы изо дня в день, из года в год, разными словами талдычить об одном и том же, "какие мы хорошие" и "какие они плохие"? И одно лишь это нытьё выдавать за некое основание русского предназначения, выраженного уваровской формулой "Православие, самодержавие, народность"?

Возьмите любую статью, любую книгу о русском православии или православной России, везде, в принципе, об одном и том же – о Святой Руси, о Третьем Риме, об особой духовной миссии. Всё, в общем-то, верно, благородно, призывно. Но если посмотреть на ситуацию с другой стороны – со стороны результативности наших действий по воплощению в жизнь соответствующих идеалов и ценностей, то всё как-то плоско, тупо и неэффективно. Почему?! Может, нам не хватает каких-то особых знаний, какого-то сокровенного опыта? Может, подучиться надо?

И тут обнаруживается, что учиться-то, собственно, не у кого. Оказывается, только Россия, одна лишь на всём белом свете, имеет своё высшее предназначение (те самые "православие, самодержавие, народность"). Остальные страны и народы вроде как по случаю сюда забрели. Нет в их существовании никакого особого призвания, никакого высшего смысла. Что с Востока, что с Запада – одна сплошная случайность, одно сплошное недоразумение. Мало того, но за эту самую исключительность России, за её богоизбранность ненавидят-де, её все остальные страны. Ненавидят и живут одной лишь мечтой о скорейшем её уничтожении.

Скажете: бред? – Самый настоящий! Но из всей нынешней писанины по национально-патриотической тематике только это и вытекает. Не будем, однако, предаваться истерике, отнесёмся к данной ситуации объективно, с холодной отстранённостью исследователей. И тогда обнаружится, что бредовость нашей позиции состоит не в том, что мы видим за Россией особое духовное предназначение, а в том, что не видим такого предназначения за остальными странами и народами, не понимаем высшего смысла их присутствия на планете. Как минимум – это некорректно. Как максимум – обнаруживает существенные пробелы в наших собственных представлениях об окружающем мире. Попробуем рассмотреть данную проблему более внимательно и хотя бы в самой общей, схематичной форме восполнить обнаружившиеся пробелы.

Итак, если Россия – это Третий Рим, призванный воплотить на Земле идеалы православия, самодержавия и народности, то что на этом фоне представляют собой другие страны и народы планеты?

***

1. Русская цивилизация

Понятно, что когда мы говорим о России, мы имеем в виду явление более масштабное и значительное, нежели "Российская Федерация", "СССР" или даже "Российская Империя", взятые по отдельности. Россия – это и первое, и второе, и третье, и ещё много всего другого, что позволяет говорить о самой настоящей Русской цивилизации. Именно это понятие наиболее полно соответствует содержанию Русской миссии в целом. Кроме того, понятие "Русской цивилизации" позволяет более чётко обозначить геокультурные границы нашего импровизированного исследования. С одной стороны (от России) – это Западная цивилизация (Европа). С другой – Восточная цивилизация, вобравшая в себя территории от Японии до Турции, между Россией и водами Тихого и Индийского океанов.

2. Западная Цивилизация

2.1. В жизни европейских стран и народов, прежде всего, обращает на себя внимание строжайшая упорядоченность этой жизни. Абсолютный порядок во всём и везде – в городах и сёлах, в новейших небоскрёбах и старых одноэтажных домиках, в работе и отдыхе, в скорби и радости. Безусловный порядок во всём. И не просто порядок, а такой, несоблюдение которого считается проявлением плохого тона; такой, который является критерием национально-культурного достоинства его исполнителя. И так практически по всей Европе (где живут коренные европейцы). Не в этом ли порядке состоит одно из предназначений Западной цивилизации? Порядок – как прославление Творца в высшей степени разумном обустройстве своей жизни. Как своеобразный земной отголосок и Его Высшего Разума, устроившего всё Мира-здание по (определённому) ряду.

2.2. Второе, чем обращает на себя внимание Западная цивилизация, чем она пронизана, буквально издревле – это своей приверженностью прогрессу. Прогресс не просто как увлечение изобретательством или "коллекционирование" каких-то научных открытий, а прогресс как органичное вплетение творческого богоподобия человека в ткань его повседневной жизни.

2.3. Наконец, третьим предназначением Западной цивилизации является воспевание индивидуализма как проявления полной свободы личности, дарованной Творцом. И дело здесь не ограничивается примитивом типа "что хочу, то и ворочу". Ситуация более сложная, проецирующаяся на эсхатологические аспекты жизни каждого конкретного человека. Человек не просто имеет право на индивидуальность, на обособленность – он обречён в конце пути предстать перед своим Создателем один на один, и только так. И никаких "фиговых листов". И в этом смысле Западная цивилизация вполне может быть воспитателем индивидуализма как способности личности принимать на себя всю ответственность за свою собственную жизнь.

2.4. Таким образом, высшее предназначение Западной цивилизации – то, ради чего она возникла на Земле и развивается, – можно обозначить своеобразной идеологической формулой (подобной уваровской), включающей в себя: порядок, прогресс, индивидуализм.

3. Восточная Цивилизация

3.1. Одним из ярких отличий Восточной цивилизации является крепчайшая привязанность её народов к определённой традиции. Как для Западной цивилизации порядок, почти так же для Восточной – традиция, которая пропитала и скрепила весь жизненный строй восточных стран и народов. Однако такое сравнение будет весьма условным. Порядок в Западной Цивилизации есть самодостаточная величина, в то время как традиция в Восточной цивилизации является живой связью человека с природой, его предками, давно минувшими событиями и прочими судьбоносными явлениями. Традиция в условиях Восточной цивилизации – это "неподвижная подвижность", когда как бы одна и та же судьба проживается всё новыми и новыми людьми, новыми и новыми поколениями. Это своеобразный ритуал, связывающий воедино и воспевающий "неизменность Божественной переменчивости" (в Своих творениях).

3.2. Суть второго отличия Восточной цивилизации можно определить как созерцательность – некая социально-психологическая отстранённость представителей Восточной Цивилизации от всего того, что к этой цивилизации не относится. Есть в этой созерцательности что-то от смирения, исповедуемого практически каждым вероучением. Смирение как "деятельное недеяние" в масштабах целой цивилизации, в процессе которого мало изменяющаяся Восточная цивилизация оказывается гораздо более жизнеспособной и экспансивной, нежели её соседи – Западная и Русская цивилизации.

3.3. Корпоративность или даже клановость – именно так можно обозначить третью составляющую высшего предназначения Восточной цивилизации. В её условиях корпоративность (так будет более корректно) реализуется сразу на нескольких уровнях. Начиная с семьи, затем род, племя, и далее по клановой иерархии – у кого-то "тейпы", у кого-то "жусы" и т.п. В условиях Восточной цивилизации неформальные корпоративные связи гораздо более прочны, нежели отношения формального характера, как-то гражданство, принадлежность к какой-либо профессиональной группе и др. Можно предположить, что через "корпоративность по-восточному" ярче всего и в каком-то смысле правильнее всего реализуется принцип любви к ближнему. Не к абстрактной "свободе личности", не к утопическому "всеобщему благу", а к конкретному члену своей собственной семьи, рода и т.д.

3.4. Таким образом, можно сказать, что промыслительная предназначенность Восточной цивилизации направлена на прославление Бога через традицию, созерцательность и корпоративность.

4. Сравнение цивилизаций

4.1. Теперь всё вышесказанное о цивилизациях изобразим в виде схемы. Начертим круг – это Мира-здание, в целом. Разобьём круг на три равных сектора – Восточную, Русскую и Западную цивилизации. Каждый из секторов разделим на три уровня.

Первый уровень (ближний к центру круга) – это уровень "призматический". Через него та или иная Цивилизация воспринимает Мир и себя в нём. В Восточной цивилизации такой "призмой" является традиция. В Русской – православие. В Западной – порядок.

Второй уровень – это уровень "принципа", которым руководствуются в своих действиях представители той или иной цивилизации. На Востоке это созерцательность. В России – самодержавие. На Западе – прогресс.

Третий уровень (наиболее дальний от центра) - это уровень (предпочтительной) "формы", пользуясь которой, представители той или иной цивилизации реализуют обще значимые (для себя) задачи. В условиях Восточной Цивилизации – это корпоративность. В Русской – народность. В Западной – индивидуализм.

4.2. Таким образом, на основании вышесказанного можно найти признаки онтологичности не только Русской, но ещё и Восточной, и Западной цивилизаций. Это значит, что даже если сейчас мы ошибаемся в трактовке онтологических формул Восточной и Западной цивилизаций, мы всё равно подтверждаем саму возможность онтологического подхода к анализу прошлого, настоящего и будущего развития каждой из них. Вне зависимости от того, правильно ли, нет ли - нам удалось определить общий смысл высшего предназначения Восточной и Западной цивилизаций, это никак не упраздняет и не умаляет значения наших знаний о Русской цивилизации как о национально-государственном сообществе, прославляющем Всетворца через утверждение на Земле идеалов православия, самодержавия, народности.

4.3. Вместе с тем, к сожалению, приходится ещё раз отметить, что возможность онтологического подхода к рассмотрению Восточной и Западной цивилизаций, помимо прочего, раскрывает большое отставание Русской цивилизации в плане практического воплощения своего предназначения. Если взглянуть на ситуацию объективно, то совершенно очевидно, что все составляющие формул предназначения, как Восточной, так и Западной цивилизаций, получили своё полное воплощение в повседневной жизни соответствующих стран и народов. Настолько полное, что и сами эти теоретические формулы удалось обнаружить только с оглядкой на практику. Что же касается России, то тут всё наоборот. Скоро исполнится двести лет со времени появления уваровской формулы "Православие самодержавие народность" и пятьсот лет со времени появления филофеевской формулы о Третьем Риме, а на деле мы день ото дня всё больше и больше удаляемся от своих идеалов. Сегодня мы от них дальше, чем двести лет назад, и ещё более далеко, чем пятьсот лет назад. Таков наш вклад в исполнение Россией своего высшего предназначения.

5. Почему так получается?

5.1. Любой думающий человек задастся по этому поводу вопросом: "Почему так получается"? Ответ находится быстро. В своём фильме о Византии, архимандрит Тихон (Шевкунов) лишь озвучил его в очередной раз. Он сказал, что Православную цивилизацию (в лице Византийской Империи) сгубили, с одной стороны, меркантильные предатели латиняне, с другой – кровожадные варвары Востока. "Мы хорошие, они плохие" – и вся недолга! История и вправду знает немало примеров проявления антирусской политики, как со стороны Запада, так и со стороны Востока. Одно лишь "но": в истории существует немало и других фактов – враждебного отношения России, как к странам Запада, так и Востока. Таким образом, в этой субъективной плоскости международной жизни определённый баланс между взаимной "любовью" и "ненавистью" цивилизаций вполне очевиден. Во всяком случае, настолько, что ни один серьёзный исследователь не решится рассуждать об участниках тех или иных событий в ракурсе "плохих" и "хороших".

5.2. Представим себе некий земельный надел, владелец которого решил засадить его тремя видами деревьев – пусть будут: клён, тополь и берёза. Надел был поделён на три равных части, саженцы высажены. Идёт время. Клён и тополь успешно растут и размножаются, а с берёзой, как-то всё "не слава Богу". То жуки с гусеницами, то ураганом стволы поломало. Что дальше будет происходить на этом наделе? – Правильно, "свято место пусто не бывает". Туда, куда не успели упасть семена берёзы, случайным ветром занесёт семена более жизнестойкого дерева.

"Ах, какие плохие, какие коварные клёны и тополя", – захнычут берёзовые будылки. Только вот причём здесь "хорошие" или "плохие"? Если это твоя земля, твой дом, твоя семья, так и веди себя соответственно – как отец, как домоустроитель, как хозяин. И тогда ни для чего чужого места просто не останется. Разве что по-соседски гостей принять, или самому в гости сходить. Но это же совершенно другое дело. Когда же собственное потомство не рождёнными вырезать тысячами за неделю – это ли по-отцовски? Когда дом твой открыть для воров и растлителей и жизнь свою подстраивать под их безбожные норовы – это ли по домострою? Когда самому ни сеять, ни жать, а ждать одних лишь подачек от распорядителей пресловутых "нефтедолларов" – это ли по-хозяйски? И, наконец, когда за всё вышеперечисленное награждать этих распорядителей церковными орденами, почётными званиями и святыми подношениями – это ли по-божески? Но мало того! При всём этом иметь дерзновение денно и нощно разыскивать и разоблачать всевозможных "врагов России"!..

***

Как-то неправильно всё это, ни в исследовательском плане – когда причины выдаются за следствия и наоборот, ни в нравственном – когда какие-то собственные достоинства пытаются обосновывать чужими грехами. Вместо того, чтобы всё валить в одну кучу, в которой мы – только хорошее, а "все они" - только плохое, не лучше ли, не честнее ли было бы постараться понять высший смысл происходящего "с нами", "с ними", "со всеми, вместе взятыми".

За тысячелетия "параллельного" существования Русской цивилизации со своими соседями мы уже приучили себя к мысли, что извне в Россию может проникать только какая то непотребность. Приучили настолько, что, глядя туда – во вне, только в подобной трактовке и способны воспринимать всё увиденное. А между тем, если хоть отчасти согласиться с выводами нашего мини-исследования, то оказывается, что Восточная и Западная цивилизации не только, подобно Русской, имеют своё высшее предназначение, но и гораздо более преуспели в плане его практической реализации.

Вот за какими знаниями можно отправлять детей учиться в зарубежные страны, думая о будущем России. Вот о чём нужно снимать фильмы, помогая России выполнить своё предназначение. Хотя… Подумалось, вряд ли сейчас кого-либо в России это может волновать по настоящему. Иначе бы и все остальные дела у нас шли более успешно. Во всяком случае, очень хочется в это верить.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования