Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
03 марта 20:15Распечатать

Протоиерей Олег Чекрыгин. НЕ БУДИТЕ СПЯЩУЮ СОБАКУ. О расколах, единстве Христовой Церкви и свободе во Христе


"Как на Дерибасовской, угол Ришельевской… пронеслася весть". В данном случае, весть "пронеслася" в Интернете. Весть о том, что некий священник из питерской епархии РПЦ МП отделился от Московской патриархии. Создав тем самым важный церковный прецедент. Само по себе событие незаурядное: батюшка, "осознав, что РПЦ МП пребывает в ереси экуменизма и сергианства, оставаться в ней счел невозможным", о чем, видимо, и заявил церковному начальству. Заурядными оказались последствия: за это он "был уволен из клира епархии 26 апреля 2007 года", и к тому же, в лучших традициях МП, правящий архиерей запретил его в священнослужении "за нарушение канонических правил и нежелание состоять в клире Русской Православной Церкви Московского Патриархата". Вот тебе камень в спину: не ты от меня уходишь, а я тебя, собаку, с волчьим билетом вышвыриваю. А дальше начинается самое интересное. Казалось бы, сценарий давно отработан: на мятежный приход присылают нового настоятеля, а если недовольные воспротивятся, вызывается ОМОН, храм отбирают силой, мятежников дубинками выдворяют на улицу – идите, куда хотите. И церковный мир восстановлен. Пусть и ценой разгона прихода, этот "мир" составляющего – патриархии и горя мало, что людям, которые этот храм считают своим, некуда будет податься. Ничего, глядишь, помаются, помаются, да и вернутся с повинной головой – "а куда ты с подводной лодки денешься!". Главное, что все "по закону".

Вообще в области законотворчества Московская патриархия, надо отдать ей должное, поработала на славу. Закон "О свободе совести", сгоряча принятый "крикунами и печальниками" 90-х, которые "пошумели и сгинули", понятное дело, никак не устраивал патриархийных "молчальников" по причине невиданной и совершенно излишней именно "свободы", предоставленной им Народу Божию, которого еще со времен Христа первосвященники всегда числили "невеждой в законе" – и за это, согласно Евангелию, ими "проклятым". И пока суд да дело, "молчальники-начальники" из МП, подкопив деньжонок от продажи водки и табака этому самому "проклятому" народу, умудрились за менее чем за десяток лет,в 1997 году подменить пресловутый закон – другим, по своим "понятиям". И по этому "закону" с церковным имуществом, которое на Руси спокон веку принадлежало "обществу", приходу, то есть самим людям, живущим около храма, а при коммунистах было объявлено собственностью государства, теперь происходит "возгонка вверх": что бы ни случилось в храмах, на приходах или в епархиях – имущество тут же отчуждается в пользу анонимного собственника, скрывающегося за вывеской "единства Церкви". Так что "единство Церкви", о которой так пеклись в патриархии, на поверку оказалось банальным "единством" церковной собственности, безраздельно принадлежащей патриархии "здесь и по всему миру".

Итак, священника запретили и выгнали из МП. Однако на этот раз для патриархии "все пошло не так". Оказалось, что храм-то построен на собственной земле батюшки, и как собственность, числится за ним, а вовсе не за питерской епархией. Изгнать его из собственного "дома Божия" невозможно, он продолжает служить как ни в чем не бывало, а на архиерейский запрет он чихал с колокольни, потому, что к моменту этого самого запрета он уже сам публично вышел из юрисдикции РПЦ МП, и их любые решения на него не распространяются и над ним власти не имеют – ведь церковное послушание основано на подчинении по доброй воле. То есть, на той самой свободе, которая так страшна для патриархийных "сионских мудрецов", что давно вымарана начисто не только из их законов, которые "что дышло", но и из церковного "предания", постепенно заменившего собой евангельское Учение Христа. И единственное, что остается теперь проморгавшей казус с правами собственности "несытой архиерейской сволочи", как называл их прекрасный русский писатель Николай Лесков, ссылаясь на народное прозвище – так это поднимать ритуальный вой по поводу "безблагодатности раскольничьего служения". Да что-то не больно верится. Ну, да это только присказка.

Сказка - впереди

Дело в том, что с расколами вообще творится что-то непонятное. Вчера они вроде бы расколы, а сегодня, глядишь, "дорогие братья во Христе". Например, саму МП зарубежная Церковь лет без малого сто считала еретическим сергианским расколом, а те, в свою очередь – обзывали раскольниками и самозванцами этих. А теперь, вишь, побратались. И тогда спрашивается, как же быть с благодатностью-то? То есть, все они до этого были друг для другоа, выходит, безблагодатные, а теперь вдруг стали благодатные? А те, кто все эти годы причащался на их приходах и уже умер – они как? А как быть со старообрядцами, которых Российская Церковь гнобила с помощью жандармерии, а ее "правопреемница" во всем, нынешняя РПЦ МП все зовет "обняться и заплакать", да те, памятуя прошлое, не больно что-то спешат к нашему медведю в объятия – у них-то и нынче, и в прошлом как с благодатью? РПЦ МП вот считает, что вроде как не все в порядке – и приглашает причащаться у себя.

Про "угол Дерибасовской" я тоже помянул, небось, недаром. На "рядной Украине" зреет очередной раскол: УПЦ решила отделиться от российского Патриарха Всея и Всех и завести своего собственного. Как говорится, имеют право: страна-то теперь другая, вполне отдельная от России, и не хуже других – так почему бы ей не заиметь собственную Церковь? Однако, в московской патриархии недовольны, и намекают украинским "братьям меньшим" на оргвыводы. При этом в самой Украине на сегодня имеется семь православных Церквей, навеки проклявших друг друга, а заодно отчасти и патриархией. Одну из них возглавляет бывший еще в советские времена скандально известным "святейший и блаженнейший" Филарет (Денисенко), в 1988 году первым отделившийся от Святейшего А-2 и за это "учинение раскола" еще тогда изверженный из сана, расстриженный из монахов и отлученный от Церкви – тоже вдогонку, в спину, как и выше указанный питерский поп. То есть, все эти годы ему и горя было мало, что патриархия с ним не здоровается. А теперь престарелый эмпэшный украинский митрополит Владимир (Сабодан), понукаемый их президентом, "сел" с этим "самозванцем" за стол переговоров на предмет, кому из них быть Патриархом "всея Украины", под которого должны лечь все семь ненавидящих друг друга православных конфессий. Что у них там выйдет из этого то ли братания, то ли раздрания, не знаю, но, судя по слухам, Денисенко берет верх над "ветхим денми" патриархийным Сабоданом, и видать по всему, ему "Всесвятейшим" – быть! А Одесский архипоп ( вот она где, Дерибасовская-то) поспешил донести на них всех "Всемирному русскому народному Собору", что, дескать, все они иуды и предатели. После чего, вернувшись к себе в Одессу, поспешил поздравить президента Виктора Ющенко с днем рождения, расшаркаться и заверить буквально во всем – вот-с, каков проныра? И дивлюсь я только одному – как Бог-то терпит все это жульничество и вонь у Себя, можно сказать, под носом?

Однако, и в наших палестинах не все гладко. Как на грех, в разгар братания с зарубежными "безблагодатными" раскольниками, объявился епископ Диомид-динамит, который допекает Его Всеяссьство намеками на то, что после братания с еретиками всех мастей , совместных служб с католиками и прочих грешков политкорректного свойства сам А-2 подлежит извержению из сана и его духоносность, как предстоятеля Церкви и отца народов ставится теперь под сомнение. А вместе с ним – и всей его патриархийной "красной Церкви". Что, впрочем, для либеральной части православной общественности – отнюдь не новость. Да тут еще 50-летний юбилей вербовки агента "Дроздова" подоспел, упоминание о котором при нынешнем действующем еще пока президенте-коллеге не очень кстати…

В общем, все они, что называется, "путаются в показаниях". И при этом, видать, забыли, что Сам Христос сказал о Своей Церкви: "Где двое или трое собраны во Имя Мое – там и Я посреди них" (Мф. 19:20)- и благодати в ней: "Дух дышит, где хочет" (Иоанн. 3:8). А где нет Божьей Правды и Любви Христовой – не хочет, и не дышит. И никакими шаманскими заклинаниями ненавидящих "Всея и Всех" Его ни уговорить, и ни заставить – Он ведь Бог, и только Он Сам решает, потому что только Он Сам знает, что в сердце каждого человека, в котором Он только и хочет дышать и обитать – а вовсе не в церквях и зданиях, за которые идет вся эта борьба, являющаяся "целью всей борьбы". Что же касается единства, то оно – во Христе, на основе дарованной Им Свободы: "Едино стадо и един Пастырь" (Иоанн. 10:16), Который – это же совершенно ясно из евангельского текста – есть Сам Христос – и только Он Один. А отнюдь не попы, которые сами – те же овцы, и тем более не архиереи, в большинстве своем вообще больше на волков смахивающие. И искомое единство – в Царстве Христа "не от мира сего", в котором нет имущества, и в которое так до сего дня и не поверили церковные первосвященники всех времен и народов. А расколы – это вовсе не "раздрание риз Христа", которым так любят спекулировать церковные функционеры, но осуществление личной Свободы каждого жить в согласии с Богом и со своей совестью, а вовсе не с церковным начальством – лично я так думаю. И к тому же вся эта борьба "за церковное единство" на поверку сводится к борьбе за власть, деньги и имущество – так получается, если судить "по делам их" (1 Пет 1:17).

"Путь, и Истина, и Жизнь" (Иоан. 14:6)

Когда-то я сам по причине происшедшей со мной личной трагедии и последовавшей за ней вероломной расправы, учиненной надо мной церковным начальством, порвал с МП, став с точки зрения адептов РПЦ МП "раскольником". Каковым, однако, я себя отнюдь не считаю, принадлежа, по моему мнению, вместе с остальным христианским миром искренне верующих во Христа Сына Божия людей к Его Святой Единой Соборной Апостольской Церкви.

Моему переходу в "раскольничье сообщество" (так презрительно именует патрархийная знать всех "не своих") предшествовало нечто, происшедшее со мной в итоге двухлетних мучений, душевных терзаний, недоумений и обращенных к Богу молитвенных вопрошаний, о чем я поведать не в праве, и что не подлежит публичному обсуждению. Скажу только, чтобы успокоить всех насчет моего душевного здоровья: ангел Света мне не являлся. После чего я собрался и отважился поехать за советом, как мне дальше жить, к одному очень уважаемому мной пожилому священнику, которого я почитал своим духовным отцом. И, выслушав меня, и вдоволь наплакавшись вместе со мною, вот что он сказал мне против моего ожидания: "Ты – священник Бога Вышнего, Господь тебя избрал, и на отнятие Благодати Духа Святаго, на тебе однажды почившую, не дано дерзко посягать грешным человекам, кем бы они себя ни мнили. Продолжай служить Богу и людям, и никого не слушай, кто станет злословить тебя и обзывать раскольником. Расколы в Церкви всегда были и всегда будут – они часть жизни Церкви Христовой, и может статься, самая здоровая, самая живая и подлинная Ее часть – подобная здоровому росту организма через деление клеток. А мнимое, насильственное административное "единство Церкви" – рак, убивающий, сперва жизнь, а потом и себя. А коль невмоготу тебе понести свой крест в одиночку – найди православное сообщество близких тебе по духу людей во главе с законно поставленным Архиереем. Таких благодатных Церквей, пусть и не признанных Патриархом, теперь на Руси немало. Они примут тебя, и будешь спокоен. Иди с миром". Надо сказать, что в то время для меня это было не то что внове – вначале я даже испытал своего рода шок от беспримерной вольности таких речей, которых ранее, будучи клириком МП, не слыхивал, в том числе, и от этого достойного мужа. А, пораздумав, понял, что в моей жизни должно сбыться то, о чем я написал свою книгу "Миряне – печальнейшая повесть", не подозревая, что когда-нибудь мне доведется воплощать на практике познанное мною лишь в теории – Свободу во Христе.Это когда, по слову знаменитого христианского писателя Клайва Льюиса, "Христос говорит: "Люблю" - и отпускает на свободу". И теперь, пройдя определенную дистанцию на этом новом для меня Пути, который "есть Истина и Жизнь", я оглядываюсь назад, на свое рабское полусуществование "в ограде РПЦ МП", мало похожее – приходится это с горечью признать – на жизнь во Христе, я понимаю смысл трагического для меня события, происшедшего со мной всенепременно по Воле Божией. Сам я, будучи, подобно многим узникам МП, совершенно заморочен их бреднями о безусловном послушании любому церковному (да и нецеркровному) начальству, наверное, так никогда бы и не решился последовать собственным выводам из собственной книги, и выйти из МП, чтобы самому жить пред Богом. На это нужно подлинное христианское мужество, которого у меня, как выяснилось, в отличие от упомянутого выше питерского батюшки, нет. И Господь, видя это, но и мои искренние мучения, по Милости Своей помог мне, и Сам – руками моего церковного начальства, вышвырнувшего меня из своей "конторы" на улицу "без пушки, значка и пенсии" – вывел меня из "ада преисподнейшего".

В замечательном фильме Мэла Гибсона "Храброе сердце" герой-шотландец, умирая на плахе, вместо вырываемого у него пыткой "покаяния" выкрикивает толпе завещание своей жизни: "Фри-и-и-дом" - Свобода! Я часто в проповедях говорил, что я у Бога – всего лишь сторожевой пес, призванный облаивать врагов Христа. Патриархийные насмешники, глядя на название статьи, небось, уже заготовили для меня пословицу насчет собаки, которая лает, а барин, мол, едет. Пусть не обольщаются. Думаю, туго придется барину. Потому что спокон веку Голос Церкви – это голос мучеников и исповедников христовых, таких, как покойные о. Александр Мень, о. Таврион, о. Самсон, и ныне здравствующие о. Глеб Якунин, о. Зенон и о. Павел Адельгейм – и многие прочие, знаемые и незнаемые – которых при их жизни гнала, гонит и будет гнать патриархийная (так и просится сюда оговорка –"партийная") власть ветхозаветных первосвященников, давно продавшая Христа за земные блага. Этот голос им не перекричать, не заткнуть, не опорочить – он будет преследовать их до их последнего вздоха трубами иерихонскими, и встретит по ту сторону смерти архангельским трубным гласом, призывающим этих наперсников разврата на Страшный Суд Божий, который для них не замедлит. Им не прельстить христиан наклянченными у власти благами. И я, как пес в рассказе Солженицына: "Подбежал на зов, понюхал предложенные кости, и опять – брюхом по снегу: не надо, мол, мне ваших костей – дайте только свободу". Фри-и-и-и-дом!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования