Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
27 февраля 18:10Распечатать

Андрей Езеров. ЧТО ПРИШЛО НА СМЕНУ ЛУПЕРКАЛИЯМ. Григорианский календарь сыграл в XVI веке со святым злую шутку и совместил праздник св. Валентина с луперкалиями


До введения григорианского календаря 27 февраля католики праздновали день св. Валентина Интерамнского (современное название - г. Терни). Поражает то, с каким проворством общественность пытаются убедить в том, что с памятью священномученика Валентина Интерамнского, которому в сей день в лыткаринском Петропавловском храме РПЦ МП отслужили молебен, якобы связан день 14/1 февраля. Якобы Папа Геласий в 494 г. установил праздновать ему, чтобы заменить христианским праздником языческие Луперкалии. Но сначала обратимся к личности самого св. Геласия, Папы Римского.

В письме к императору Анастасию I Геласий называет себя коренным римлянином, но "Liber Pontificalis" считает его кабилом, выходцем из Северной Африки. Есть ещё более позднее предположение, что Геласий происходил из Испании. Геласий был приближенным Папы Феликса III и помогал ему составлять документы, поэтому никого не удивило его избрание следующим понтификом. Правление Геласия было кратким, но энергичным. От своего предшественника он унаследовал конфликт с императором и Патриархом Константинополя и даже усугубил его. В 494 г. Геласий написал императору Анастасию I знаменитое послание "Duo sunt". В нем был провозглашен принцип разделения светской власти императора и духовной власти Папы". Отметим, что св. Геласий не был проповедником папоцезаризма. Более того, он, например, считал, что "в земных делах" Папа вполне может согласовываться с державной волей короля, даже если тот гот-арианин. Над Италией тогда установилась власть остготского короля Теодориха Великого.

Геласию удалось победить последние пережитки язычества в Риме, запретив праздник Луперкалий. Праздновался тот, как известно, всегда 1-2 февраля. Луперкалии –"февральский фестиваль любви и веселья" - был заменен празднованием дня Очищения Святой Девы Марии и возвращения ее в Храм, т.е. того, что мы сегодня называем Сретение. Геласий вынудил покинуть Рим манихеев. Он постановил, что святое причастие должно обязательно осуществляться как вином, так и хлебом, и манихеи, считавшие употребление вина грехом, были вынуждены отказаться от причастия и ушли из Рима. Когда манихейская ересь была подавлена, обычай причащаться одним только хлебом вернулся вновь у католиков.

Геласий был самым плодовитым писателем среди ранних римских Пап. Известны шесть его трактатов и несколько десятков "Посланий к восточным епископам".

Итак, Папа Геласий установил 2/15 февраля праздновать вместо Луперкалий День Очищения, или, по нашему, Сретение. До этого Сретение праздновалось только в Иерусалиме (по крайней мере, с конца IV века). Общеимперское значение празднику придали императоры Юстин I(518-527гг.) и Юстиниан I Великий (527-565гг.), и с тех пор он празднуется на Востоке как двунадесятый.

Праздник Сретения, по богослужебному уставу имеющий черты и Господского, и Богородичного, исполнен богословскими и историософскими смыслами. Начнем с того, что празднуется встреча Бога (в лице Богомладенца) и человека (Пресвятой Богородицы, старца Симеона-Богоприимца, праведного Иосифа, Анны-пророчицы). Затем это встреча двух Заветов, Нового (опять же в Лице Бога-Слова) и Ветхого (в лице св. Симеона Богоприимца). А также через исполнение иудейского Закона о совершении Очищения и Освящение Богородицы. На Западе это праздник был связан еще и с темой Света (Свет в откровение языком)

Ну, хорошо, скажут, а вот первого-то февраля не был ли Валентинов день? Нет, день "того самого" католического Валентина Интерамнского приходился на 14/27 февраля и к Луперкалиям не имел ни малейшего отношения. Новый, григорианский, календарь сыграл в XVI веке со святым злую шутку и совместил праздник св. Валентина с луперкалиями. А праздник Сретенья на Западе оказался "подвинут" и постепенно стал восприниматься как "второклассный" (вроде празднования нашим чудотворным иконам, например, Знамения). Древнего святого, впрочем, тоже затмили Франциск, Иоасафат Кунцевич, Тереза Авильская и др. … Теперь он просто фольклорный персонаж, покровитель измельчавших, выродившихся сегодняшних "луперкалий".


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования