Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
15 февраля 17:12Распечатать

Андрей Езеров. ОБОРОНА ОТ ПОШЛОСТИ В «ГОРОДЕ, ПОЛНОМ ВОСПОМИНАНИЙ». Фильм архимандрита Тихона (Шевкунова) «Гибель империи. Уроки Византии» заслуживает неоднозначного отношения


"Пластмассовый мир победил,
макет оказался сильней…
А в городе, полном воспоминаний, моя оборона
".
Егор Летов.

Как-то модно стало ругать архимандрита РПЦ МП Тихона (Шевкунова) за фильм "Гибель империи. Уроки Византии". Автор не является поклонником небесспорных талантов о. Тихона, но мне представляется, что можно сказать нечто и "в защиту" фильма.

Справедливо указывают на недостаточную академичность кинематографического продукта о. Тихона, но он же делал не научно-познавательный фильм для студентов и школьников, как сейчас принято называть, "науч-поп", а произведение кинопублицистики, имеющее актуальную политическую направленность. Что и подтвердила разгоревшаяся вокруг него дискуссия.

Нам скажут: автор-то дилетант! А что, многие ли творцы исторических сочинений, в их числе беллетристических, телепередач и фильмов, не дилетанты? Был ли диплом историка у великого Карамзина? Один из первых классиков русской исторической науки князь Михаил Щербатов, кроме домашнего, не имел никакого образования. Борис Андреевич Успенский по образованию филолог-классик, а не историк. Ричард Роберт Мэдден (англо-ирландский историк) был профессиональным врачом. Мел Гибсон – культовый актер и режиссер, а не специалист по цивилизации майя. Примеры можно множить до бесконечности.

Алексей Муравьев уже писал на "Портале-Credo.Ru" о том, что фильм этот про "Византию" как идеологический концепт, а не про историческую Византию – империю ромеев. Что ж, в этом смысле у каждого из нас своя "Византия". Для автора этих строк Византия, Второй Рим – тоже не пустой звук. Хотя бы потому, что я считаю себя гражданином Третьего Рима. Понятно, что представление о величии Третьего Рима у меня несколько иное, нежели у о. Тихона.

Но вернемся к истории Византии. В день Трех святителей и Вселенских учителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, когда я пишу эти строки, как не вспомнить, что и это тоже история Византии. Исповеднические и иноческие подвиги Максима Исповедника и Феодора Студита, проповедь Кирилла и Мефодия, богословие святых Григориев – Богослова, епископа Нисского, Синаита и Паламы, имперские, военные и церковные заботы и труды святых Константина и Феодосия Великих, Маркиана, Юстиниана Великого, Тиверия II, Константина Поганата, св. Никифора Фоки, Василиев I и II, Иоаннов Доброго, Ватаца и Кантакузина, императрицы св. Пульхерии – тоже история Византии. А разве можно без волнения читать об убиении императора Маврикия и его семьи, императора Никифора Фоки? А Никола Чудотворец – любимый всем верующим русским народом? Поэтому примитивное оплевывание империи ромеев рядом рецензентов фильма для меня – дикость. Но, главное, раннесредневековая, до Ираклидов, империя, для меня есть образец христианской государственности.

Но Византия не только империя, Византия – цивилизация. А разве гот-арианин Теодорих Великий, болгарские цари и сербские короли, наши великие и удельные князья, первые великие князья Литвы, латвийские князья Ерсики, Куконоса и Талавы, даже эфиопские негусы (императоры) – это не Византийская цивилизация? Грозный Хлодвиг – крестивший франков, с благоговением приемлющий присланное ему, вчерашнему варвару, язычнику, императором миро – это не Византийская цивилизация?

Преподобный мар Апрем, который нам известен как Ефрем Сирин, человек семитской восточно-сирийской культуры и языка, любил империю ромеев, оплакивал её поражения, например, сдачу Нисибина. Пусть оплакивает их и о. Тихон (Шевкунов).

Почему США – империя? Не только благодаря доминирующему в мире политическому, военному и экономическому могуществу, а ещё из-за привлекательности "американского образа жизни".

Почему Россия, несмотря на привязку к американскому Госдепу и европейским потребителям энергоресурсов, всё же империя? Из-за того, что на русском говорят и думают и за пределами России, говорят и думают миллионы, думают и говорят в Донецке, Харькове и Минске, Ташкенте и Риге, казахстанском Уральске и латвийском Двинске. Из-за того, что таджики едут работать не в соседний Китай, где, кстати, проживает часть горных таджиков, а в Москву и Питер, молдаване не в Румынию, а в Россию, мы можем сделать вывод, что имперское пространство всё ещё существует, пусть даже оно и не оформлено политически.

Пусть у нас "всё не так, как надо", но "моя оборона" "в городе, полном воспоминаний" о Ромейской империи, о Московской Руси, о королях Артуре и Дагобере Великом, о том, что политкорректные западноевропейцы избегают в так и не принятой евроконституции именовать "христианской цивилизацией".

Да, в фильме немало небесспорных с точки зрения наших современных знаний о Византии и вообще средневековье сведений. Так, я бы, пожалуй, согласился с Юрием Максимовым насчёт боеспособности греческих стратиотов. И готы, свирепые исавры, аланы и прочие наемники до формирования системы ополчения (стратиотов) в VI-VII веках, и затем, уже при Палеологах, нанятые команы (половцы), каталонцы, генуэзцы не раз оказывались значительно боеспособней собственно греческих бойцов. Славяне в качестве наемников тоже немало подвизались в византийской армии. Но, с другой стороны, войска, имевшие в своей основе стратиотов, спасали Царьград и при Ираклии I, и при св. Константине Поганате, и при основателе Исаврийской династии. Кроме того, пресловутые акриты, своего рода "византийские казаки", длительное время удерживали восточную границу, порой, при случае, даже отодвигая её на восток. Хотя негреческий, особенно армянский, элемент был среди акритов всегда весьма заметным (см. "Дигенис Акрит", где повествуется об арабском происхождении отца главного героя), безусловно, значительным элементом в них были и грекоязычные каппадокийцы. Но, в любом случае, горец-исавр или алан был для перса, араба или турка пострашней грека. Считается, что излишняя централизация при Василии II Болгаробойце, фактически разрушившая армянский оборонительный рубеж, облегчила туркам наступление на Византию. Так что и в этом отношении нелегко согласиться с о. Тихоном.

Я, пожалуй, соглашусь с критиками и в том, что хотя фильм и злободневный, но явно тенденциозный. Что он больше обращен к нынешней России, чем в отдаленное прошлое. Пошлость новояза – всех этих "стабфондов" и "генофондов" - коробит. Но… Обыкновенный "парень с окраины" вряд ли стал бы интересоваться историей Византии без этого фильма. А теперь, может быть, и заинтересуется. А значит, он всё-таки, несет в себе какую-то просветительскую нагрузку.

Если благодаря нему хотя бы десяток человек сколь-нибудь серьёзно заинтересовался византийской историей, то можно простить ангажированность фильма. Да и так ли плоха "злободневность" сама по себе?

Но стремление к Византии может быть разным. Может быть плотским и плоским, может быть направленным на внешнее господство над её руинами, как у Никона и царя Алексея Михайловича (Тишайшего), Екатерины II и Николая II. А может быть возвышенным, и одновременно глубоким, как, например, у преподобных Евфросинии Полоцкой и Евфросина Псковского. К сожалению, этого-то, последнего, в фильме не особенно видно.

Возможно, я просто недостаточно "зорок"?..


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования