Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
06 февраля 17:47Распечатать

Борис Колымагин. САДДУКЕЙСКИЕ ИГРЫ С КУЛЬТУРОЙ. Епископ Иларион на композиторском поприще


"Рождественская оратория" епископа Венского и Австрийского Илариона (Алфеева) и пиар-компания, связанная с исполнением этого произведения, лишний раз подтверждает, что и музыка сегодня имеет яркий идеологический окрас.

Премьера ораториии состоялся 7 января 2008 года в Большом зале Московской консерватории им П.И. Чайковского (БЗК), и уже окрещенный некоторыми досужими СМИ "музыкальной проповедью". Для людей неискушенных, возможно, так оно и есть. В концерте приняли участие такие звезды как Евгений Нестеренко и Хибла Герзмава. И тема самого произведения настраивает на возвышенный лад. Но даже люди далекие от Церкви не могут не почувствовать некоторую фальшь такой "проповеди". И дело не только в качестве представленного сочинения (один, настроенный весьма доброжелательно к сочинителю обозреватель, отметил, что оратория не поднимается выше уровня студенческих работ, хотя и тянет на твердую "четверку"), но и в контексте – епископ явно занимается саморекламой.

Создается впечатление, что владыке Илариону нужно любой ценой создать бренд "епископ-композитор", чтобы при помощи него перебить другой бренд – "епископ-саддукей".

Епископ Иларион, как известно, стоит у истоков развала легендарной Сурожской епархии РПЦ МП, расположенной в Великобритании. Выпускник Оксфорда, духовное чадо владыки Антония (Блюма), он повел себя в должности викария митрополита как истинный представитель партии политиканов-саддукеев. В ситуации выбора между церковностью и прагматикой, Иларион выбрал последнюю, бросился беспрекословно выполнять указания Москвы и, тем самым, положил начало разрушению дела всей жизни митрополита Антония. Результатом деятельности Иллариона стал уход значительной части епархии вместе с исполнявшим обязанности архиерея епископом Василием (Осборном) под омофор Вселенского Патриарха.

Именно ему адресовано знаменитое письмо старца-митрополита, в котором Антонийпризывает Илариона не разрушать многонациональное православие в Англии, и говорит о том, что епископ призван не "править", а служить: "Я цитировал ему (Илариону – Б.К.) отрывок из письма, которое я получил в должное – или недолжное – время от о. Софрония (которым он очень восхищается), где он говорил мне, что Церковь – это пирамида, но пирамида перевернутая, с вершиной в самой нижней точке; и в этой нижней точке – один человек: Господь Иисус Христос. Затем идет следующий ряд людей, как служителей – апостолы. Затем их последователи – и так далее. И если ты хочешь быть членом Церкви в полном смысле слова, ты должен быть внизу, а не наверху". К сожалению, и об этом свидетельствует дальнейшее развитие этой трагической истории, Иларион не услышал слов предупреждения.

Но, видимо, роль только саддукея на службе у политтехнологов и живущих на Западе новых русских, оказалась не совсем по душе Илариону. Еще бы! Ведь хочется слыть порядочным, либеральным церковным деятелем, да к тому же творческой личностью. Этим, вероятно, можно объяснить стремление к сочинительству. В 2006 году епископ Иларион в том же БЗК представил собственноручно написанные Всенощное бдение и песнопения Божественной литургии.

По отзывам музыковедов, Алфеев слегка "облагородил" обиход, немало взяв из разных традиций. Тут можно встретить и стилизацию под знаменное пение, и аранжировку известного обиходного варианта греческого распева, и пение в классической манере с абсолютным господством терции, и музыкальный минимализм. Это уже выходит за рамки полистилистики и явно отдает элементарной эклектикой. Посему все это и не произвело особого впечатления. Один меломан полушутя предположил, что владыка закладывал в компьютер разные обиходные мелодические ходы, а машина сама подвергала их небольшой механистической обработке, выдавая "новые" вещи и механистическую компьютерную оркестровку.

В 2007 году Алфеев продолжил раскручивать себя в качестве композитора. 27 марта в БЗК состоялась премьера музыкальной оратории "Страсти по Матфею". Оно прозвучало в исполнении хора Государственной Третьяковской галереи и Большого симфонического оркестра имени П.И. Чайковского под управлением Владимира Федосеева. 29 марта 2007 г. это произведение было исполнено в Риме. Ничего заслуживающего внимания в новом для Иларион жанре он не создал, но благодаря умелому использованию пиар-ресурсов шуму наделал немало.

И вот – новая попытка, новые разговоры. И вместе с тем – настойчиво вбиваемый в общественное сознание новый бренд. Еще пара таких проектов – и у нас появится православный Бах, не меньше.

Увы, такова практика современной культуры: она вся крутится вокруг имиджевых ходов. Само содержание ее, по большому счету, мало кого интересует. Ни содержание, ни качество внутри объекта. Засвеченная культурная жизнь держится на дизайне культурных ландшафтов. К примеру, обложка книжки и технология дальнейшей ее раскрутки становятся в этом процессе более важной частью, чем содержимое.

Культурный бэкграунд формируется сегодня не из вхождения в пластику произведений, а из проживания ряда событий, с ним связанных. К таким событиям относятся презентации, публичные диспуты, премьерные показы. Качество художественного материала при этом вроде бы подразумевается. Но для его демонстрации достаточно ведь одной цитаты, одной мелодии. А оную можно всегда найти даже в относительно слабом произведении.

Брендовое бытие искусства становится повсеместным. И в этой ситуации подлинное церковное искусство, рожденное из глубины традиции, может остаться просто незамеченным. В то же время, обладающие мало-мальским талантом саддукеи могут прослыть преуспевающими деятелями и на ниве культуры.

Борис Колымагин,
для "Портала–Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования