Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
21 января 19:42Распечатать

Сергей Шиптенко. БЕЛОРУССКОЕ ЭХО ПЕНЗЕНСКОГО ИНЦИДЕНТА. Последователи Кузнецова выразили протест духовной убогости и легальному лощеному сатанизму, позиционировали себя в радикальном поступке, ибо слов их никто не хотел слышать. Часть I


Шиптенко Сергей Алексеевич, член Совета общественного объединения "Новая экономика" (г. Минск, Белоруссия)

Согласно соцопросам последних лет, религиозная обстановка в обществе стабилизировалась. По-прежнему верующими себя считают около половины граждан республики, из них около 80% относят себя к православным. По официальным данным, на 1 января 2007 г. в Республике Беларусь зарегистрировано 25 религиозных деноминаций, которым подчинено около трех тысяч религиозных общин [17, с.5]. В силу особенностей правового поля деятельности, в частности - Закона "О свободе совести и религиозных организациях", количество зарегистрированных государством деноминаций сокращается. По большей части они не исчезают, но уходят в подполье, что значительно затрудняет их учет, наблюдение и изучение. По мнению большинства отечественных религиоведов, количество незарегистрированных религиозных объединений в сотни раз превышает количество имеющих легальный статус. Е.С. Прокошина, В.А. Мартинович и др. указывают цифры от 350 до 600 (с учетом региональных филиалов и афиллированных структур), действующих без регистрации или "под прикрытием" общественных организаций, лечебно-оздоровительных курсов и центров, спортивных школ и т.п. [15; 43]. Многие из указанных организаций сектоведами и членами Экспертного совета при Аппарате уполномоченного по делам религий и национальностей Республики Беларусь охарактеризованы как деструктивные и антиобщественные [16].

Влияние фактора религии на процессы в современном белорусском обществе велико; нет ни одной социальной группы или сферы жизнедеятельности общества, где бы это влияние не ощущалось. Очевидно, "новые духовные объединения" находят свое место в нашем обществе не только в силу причин социально-экономических и политических, но и в силу того, что угадывают или вычисляют "болевые точки" общественных умонастроений, могут подобрать "ключи" к глубинным структурам сознания. Идеологи новых религиозных движений (НРД) дают четкие и однозначные ответы на самые сложные и злободневные вопросы, эффективно используя самые передовые методы вовлечения и удержания обращенных, внедряя альтернативные формы социализации. Красноречивым примером сего стал не сходящий с информационных лент "пензенский инцидент" - добровольное заточение в ожидании апокалипсиса около трех десятков последователей религиозного проповедника Петра Кузнецова в подземные катакомбы Пензенской области [46]. Среди ожидающих в мае 2008 г. "конца света" несколько белорусских граждан с детьми. Согласно сообщению МВД Беларуси от 19 ноября, "Установлено, что в землянке в Пензенской области находятся 6 жителей Брестской области - выходцы из Жабинковского, Кобринского, Столинского районов, а также жительница Жабинковского района, уроженка Украины с тремя несовершеннолетними детьми. Она имеет вид на жительство в Беларуси" [50]. О том, сколько последователей П. Кузнецова осталось на малой родине, равно как и о количестве аналогичных религиозных общин по Белоруссии в сообщении не было сказано ни слова. Зато анонимные "эксперты по сектоведению" (надо полагать, из силового ведомства) высказали совершенно необоснованные суждения, как о происхождении данной общины, так и о характере ее деятельности: "последователи православной секты, которые замуровали себя в землянке, могут совершить массовое самоубийство, если общество, не перестанет обращать на них внимание", "экстремизм пензенских узников направлен на себя" [50]. Бездоказательность таких утверждений очевидна уже в силу того, что добровольно забаррикадировавшиеся в катакомбах "узники" просят лишь одного – оставить их в покое, не предпринимать попыток штурма. Они не требуют представителей СМИ, они просят не мешать им молиться в уединении. Что в этом экстремистского?

Экстремистский, антиобщественный, тоталитарный характер общины П. Кузнецова сомнителен. Их лидер не призывал к совершению противоправных действий, уголовных преступлений различной степени тяжести, игнорированию традиционных норм общественной морали, насилию (как физическому, так и психологическому) над людьми. Противоправное принуждение и насилие не отмечено внутри самой организации, не направлено во вне, то есть на граждан из внекультового социума, как это практикуют сатанисты или ваххабиты. Религиозные объединения деструктивного толка основывают свою деятельность на подавлении воли верующих, полном контроле их мыслей, чувств, воли, эмоций и поведения ("контроль сознания"). Они провоцируют своих адептов на насильственный конфликт с обществом, итогом чего могут стать массовые убийства и суициды членов организации [43, c.5; 13]. Соотносимо ли сие с рассматриваемым случаем? Религиозная группа под руководством П.Кузнецова имеет религиозную доктрину в духе ортодоксального православия, реализует принцип свободы вероисповедания, в ее действиях не отмечается признаков физического или иного принуждения как членов общины, так и других членов общества; не исходит угроза насилием обществу или членам общины – все, кто ушел в катакомбы Бековского района, сделали это по убеждению и добровольно. Оставшихся "наверху" членов общины не смогли переубедить, принудительно депортировав под формальным предлогом [11; 12; 24; 52]. Обожествление лидера – отсутствует, деятельность ведется открыто, информация распространяется в т.ч. и через Интернет-ресурсы, книги, аудиокассеты и компакт-диски [21; 31-32; 48]. Внекультовый социум не демонизируется, хотя и имеется резкая критика объективной реальности. Чем же вызваны столь странные оценки анонимных "экспертов"? Возможно, проблема в компетенциях белорусских специалистов и состоянии информационного пространства.

К чему сводятся основные упреки в адрес П. Кузнецова? "Сектанты постоянно грозят взорвать себя, и взрослых, и малых ребятишек, если их не оставят в покое. Ведь у узников подземелья есть газовые баллоны, с помощью которых они подогревают пищу. Мы в замешательстве. Затворники обещали выбраться на поверхность только в мае. Но ребятишки точно столько не протянут", - заявила прокурор Бековского района Алевтина Волчкова [46]. Но зададимся вопросом: обосновано ли право затворников верить в то, во что они считают нужным без санкции прокурора в соответствии с конституционно закрепленным принципом свободы совести? Их добровольное затворничество угрожает кому-либо кроме них самих и их детей, за которых они несут ответственность по закону? Если их дети не увидят с телеэкрана очередную порцию бесстыдства [42], не почитают очередную богохульную глупость в модном журнале, не пожуют фаст-фуда в модной американской забегаловке – случится что-то плохое? Откуда такая уверенность у прокурора в том, что "протянуть" в катакомбных условиях детям невозможно, а почти пяти миллионам российских беспризорников – возможно в значительно худших с точки зрения физической и душевой гигиены?

Психиатры и спелеологи, сотрудники спецслужб и журналисты получили работу, "пензенские сектанты" - известность, граждане – возможность отвлечься от серых будней.

П. Кузнецов в настоящее время находится в психиатрической больнице на принудительном обследовании (по другим сведениям – лечении) и, одновременно - под наблюдением следственных органов [5]. Против него возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 239 УК РФ, инкриминируется "создание религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами и побуждением к отказу от исполнения гражданских обязанностей", предусмотренная ответственность – штраф в 200 тысяч руб. или лишение свободы до трех лет.

Один из ведущих экспертов-сектоведов "профессор" Александр Дворкин считает, что забаррикадировавшиеся в пензенских катакомбах действительно могут себя сжечь. В интервью телеканалу "Вести" он отметил: "Эти люди находятся под долгим психологическим воздействием этого отца Петра. Он манипулировал их сознанием, изолировав их в далекой деревне, вдали от их привычного окружения, и в конечном итоге довел их до такой истерии. Это нормальная практика в мире тоталитарных сект. То есть люди делают что-то вроде бы добровольно, а на самом деле вынужденно, так как они абсолютно не свободны" [20]. Сектовед говорит о высокой вероятности коллективного самоубийства затворников [45]. Уместно в данном контексте вспомнить, что практика коллективного самоубийства сектантов – не нова и уходит корнями в глубь веков. Так, десятки тысяч православных-"раскольников" бежали от преследования властей и, будучи окружены войсками Петра I, добровольно семьями шли в огонь. Из относительно недавних событий – трагедия "секты Кореша" в США (1993 г.). Тогда в окруженном полицией и войсками убежище сторонников Дэвида Кореша внезапно начался пожар, в котором погиб и лидер организации "Ветвь Давида", и около сотни адептов. Согласно одной из версий, они сами себя сожгли, не желая сдаваться полиции, по другой – штурмовавшие сожгли забаррикадировавшихся и отстреливавшихся строптивцев в назидание [13, с.26].

Неготовность белорусских религиоведов адекватно и в полной мере проанализировать феномен НРД стала очевидной еще в конце 1980-х – периода мощного всплеска нетрадиционной духовности. В то время религиоведение робко пробивало свою тропинку в блоке социогуманитарных дисциплин. Сектоведение в Белоруссии появилось относительно недавно (2-я пол. 90-х гг.) и не признано официально до сих пор, оставаясь своего рода "хобби для интеллектуалов". Методологически оно является поздним ответвлением российской школы сектоведческих исследований, а российское cектоведение вторично по отношению к западной традиции, из которой черпаются методики, фактура и многое другое. Всего белорусских специалистов по НРД около десятка, индекс их цитируемости в зарубежной научной литературе ничтожен. Стыдно признавать очевидный факт: до сих пор в республике не создано ни одного специализированного центра по изучению нетрадиционной духовности и, в частности, феномена НРД. Да, существует Информационно-консультативный миссионерский центр им. Преподобного Иосифа, игумена Волоцкого при Белорусском экзархате Православной церкви (ИКМЦ), но это конфессиональный центр, потенциал которого не реализован даже наполовину. Он ориентирован на православных миссионеров и мирян, существует на общественных началах при поддержке Экзархата, его наработки по большей части недоступны светским специалистам. Имеются специалисты, владеющие данной проблематикой в Академии наук, отдельных вузах, КГБ, Аппарате уполномоченного по делам религий и национальностей, но светского научного отдельного центра – нет. Он мог бы появиться в лоне госструктуры, если бы государство своевременно осознало его необходимость, или при поддержке неправительственных фондов, если бы сектор NGO был достаточно развит и сумел заинтересовать доноров перспективностью поддержки такого проекта. Однако сегодня "пензенскую проблему" пытается решать депутат Дубовик, компетенции которого в проблематике НРД представляются сомнительными. Зарубежный опыт свидетельствует: наилучшим образом феномен нетрадиционной духовности анализируется в специализированных центрах. Их наработки и рекомендации используются госструктурами при реализации политики в сфере государственно-конфессиональных отношений. Например, в Великобритании данной проблематикой давно и успешно занимается МВД, которое разнопланово поддерживает научное изучение нетрадиционной духовности (А. Баркер и др.). В России помимо конфессиональных и светских центров проблематику тоталитарных культов и сект успешно разрабатывали специалисты из МВД - полковник в/с А.И. Хвыля-Олинтер, ныне принявший сан в православии – зам. начальника Центра криминальной информации Главного инорфмационного центра (ГИЦ) МВД РФ, а также полковник милиции Н.В. Кривельская (в прошлом - ст. науч. сотрудник Академии МВД РФ, депутат Госдумы, доцент РАГС при Президенте РФ) и др. В Белоруссии зарубежным опытом пренебрегают. Например, когда стало известно, что в пензенских катакомбах поселились белорусские граждане, Министр МВД РБ заявил: "белорусская сторона отслеживает ситуацию по каналам МИД" [46].

Существует мнение, что белорусское государство не способно адекватно отреагировать на проблему нетрадиционной духовности, кроме как запретительно-разрешительными мерами: отказывать НРД в регистрации, наказывать их активистов за деятельность без регистрации, а зарегистрированные общины – за отсутствие низкопоклонства перед местной бюрократией [2; 3; 9], согласований с оной даже чтения вероучительной литературы в коттедже пастора или крещения в пляжной зоне водоема. Получается, что по отчетам органов власти не существует общины последователей П. Кузнецова, но есть огромный штат дипломированных и не очень идеологов, социальных психологов и т.п. В то же время люди убегают от этой статотчетности в свою, несанкционированную реальность. Видимо, пора замечать очевидное: социальное отчуждение не преодолено, и оно имеет сложную духовную основу, до которой есть дело неформальным лидерам, религиозным проповедникам, но нет – чиновникам.

Местные журналисты и наблюдатели вслед за российскими пытаются комментировать причины, по которым белорусские граждане оказались в пензенских катакомбах. В комментариях на форумах иногда слышится мнение: православная Церковь недоработала. Однако, откуда такая уверенность в том, что БПЦ кому-то "должна"? Она, как и все религиозные деноминации, отделенная от государства, "недоработала" над чьими-то программами? Или БПЦ является виновницей того, что белорусы семьями и поодиночке подались в подземное убежище за сотни километров от Брестской области?

Безусловно, внимание приходских священников Жабинковского района к нуждам мирян оказалось явно недостаточным. БПЦ слишком усердно сконцентрировалась на вопросах реституции и развития инфраструктуры, замечая лишь одного врага – заморских проповедников экзотических культов. Впрочем, это не помешало священнослужителям Белорусского Экзархата устраивать регулярные экуменические встречи со "старыми" и "новыми" сектантами, сопровождая данные мероприятия совместными служениями и трапезами. Консервативно настроенной части православной паствы до определенного времени удавалось сохранять единство с латентными националистами, будирующими идею автокефалии БПЦ. Однако непродуманные и крайне самонадеянные шаги руководства белорусского МВД вызвали организованные акции протеста, старательно замалчиваемые как на уровне высших чиновников и редакторов масс-медиа, так и на уровне клира [21; 51]. Православные верующие, протестующие против присвоения им личных номеров в паспорте и карточке социального страхования, ИНН и прочих форм уничижения личности ("номеров зверя"), так и не добились не только поддержки, но даже ясности позиции от Патриаршего Экзарха Филарета (Вахромеева). Поэтому выделение ортодоксальных сект внутри БПЦ, заявляющих о приверженности букве Евангелия и Вселенских Соборов, требующих твердых и активных действий в ответ на вызовы Православию – шаг закономерный [21; 30; 38; 41; 47; 48; 55; 56]. Отсюда и расхождения во мнениях относительно конфессиональной принадлежности тех, кто укрылся в пензенских катакомбах [30]. Возобладала точка зрения, выраженная в оценке Архиепископа Пензенского и Кузнецкого Филарета (Карагодина): "Мы не делаем из них врагов, они православные люди", хотя и "находятся под сильным впечатлением от пророчеств своего лидера", возможно, заблудшие, но достойные попечения. Он также отметил: "Это обычные православные христиане. Они не сектанты" [49]. По его благословению возле пещеры размещена походная церковь, где постоянно идет литургия. Другие священнослужители ставят под сомнение принадлежность затворников к православию [23]. Большинство экспертов рекомендуют властям не накалять обстановку, не пытаться штурмовать затворников, угрожающих подрывом завезенных для подогрева пищи газовых баллонов, ждать и вести осторожный диалог с привлечением авторитетных для них священнослужителей, опытных психиатров и родственников [7; 22; 44; 53; 55]. С таких позиций выступают и белорусские сектоведы В. Мартинович [53] и О. Дьяченко. "Мы стремимся каким-то образом убедить людей выпустить детей. Пока неизвестно, удастся нам это или нет. Точно одно: ни о каком силовом решении не может быть и речи", – прокомментировал свою позицию заместитель директора института им. Сербского Зураб Кекелидзе [40]. Митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев) по данному поводу заявил: "Безусловно, надо что-то делать, нужно не ругать, не применять физического воздействия, а переубеждать их", а кроме того, "нужно собраться и обсудить меры противодействия сектантству, которое, к сожалению, набирает силы" [29].

Силу давно набрало не только сектантство [41; 45; 54]. Контркультура и пошлость не сходят с телеэкранов, полос наиболее массовых печатных изданий [42]. Шабаши сатанистов отмечены почти в каждом крупном населенном пункте, являя демонстративный вызов христианской традиции. К примеру, храм Георгия Победоносца в Мозыре поджигался сатанистами дважды - 13 ноября и 25 декабря 2006 г., пока не выгорела дотла [4]. И всякий раз милиция демонстрировала беспомощность перед "хулиганами". Последователи Кузнецова выразили решительный протест духовной убогости и легальному лощеному сатанизму, позиционировали себя в радикальном поступке, ибо слов их ни кто не хотел слышать, диалог отсутствовал [22; 31-32; 39; 41; 48].

Источники:

1.Алеся не звяртаецца да гадалак Таро, якіх рэкламуе / Еўрапейскае радыё для Беларусі // Tut.by | Новости - 7 ноября 2007 - [Электрон. ресурс].

2.Беларусь: баптистский пастор, которого обязали заплатить штраф за проведение "незарегистрированного" богослужения, подал апелляцию // Портал-Credo.Ru - [Электрон. ресурс].

3.В Мининформе не видят оснований для запрета публикаций в СМИ о деятельности астрологов, спиритов, экстрасенсов и гадателей /БелаПАН // Tut.by | Новости - 18 января 2008 - [Электрон. ресурс].

4.В Мозыре на Рождество подожгли церковь // Белорусские Новости [Электрон. ресурс].

5.В Пензе ведётся следствие по делу о затворниках //ГТРК "Пенза" [Электрон. ресурс].

6.В Пензенскую область приехали новые сектанты // Интерфакс-Религия, 11 декабря 2007 года [Электрон. ресурс].

7.Варсегов Н. Пензенские затворники: Психиатр сказал, что мы не сектанты! // KP.ru, 28.11.2007 - [Электрон. ресурс].

8.Васильков В. Белорусское государство считает православную церковь главным идеологом нации // БЕЛТА, 07.01.2008 - [Электрон. ресурс].

9.Германович А. Польский ксендз покинул Беларусь после 14 лет службы в приходе речицкого костела из-за того, что не имел диалога с местной властью / Новость от 24 декабря 2007 // Tut.by | Новости [Электрон. ресурс].

10. Глава пензенских сектантов умоляет сторонников вызволить его из психбольницы // Интерфакс-Религия, 12 декабря 2007 года [Электрон. ресурс].

11.Группа белорусских граждан, находившихся в Бековском районе Пензенской области России, вернулась в Беларусь // Tut.by | Новости [Электрон. ресурс].

12.Две гражданки Беларуси спрыгнули с поезда, чтобы укрыться в землянке в Погановке // Портал-Credo.Ru - [Электрон. ресурс].

13.Дворкин А. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Издание 3-е, переработанное и дополненное. - Н. Новгород, Изд-во Братства во имя св. Александра Невского, 2002. - 813 с.

14. Депутат Дубовик готов снова выехать в Пензенскую область для переговоров с людьми, ожидающими "конца света" // Tut.by | Новости, 5 декабря 2007 [Электрон. ресурс].

15.Дьяченко О.В. Благодать для миссионеров // Личность 1997. - №9-10. – С.6.

16.Дьяченко О.В. О нетрадиционных и деструктивных религиозных культах. Основные понятия и тенденции развития. (Материалы областного семинара "Молодежь и религия на современном этапе"). – Могилев, 2001. –18с.

17.Землякоў Л., Колiкава Н. Дзяржауна-канфесiянальная палiтыка ў Рэспублiцы Беларусь // Беларускi гiстарычны часопiс. - 2007. - №3 (92). - С. 3-8.

18.Карты Таро, тароизм //Центр просвещения и милосердия Белорусского Экзархата / Форум [Электрон. ресурс].

19.КГБ Беларуси внимательно отслеживает религиозную ситуацию в стране // Tut.by |Новости - 19 декабря 2007 - [Электрон. ресурс].

20. Конец света лидер пензенской секты встретит в психбольнице // ИА Агентство национальных новостей [Электрон. ресурс].

21.Крестный ход в Минске против индивидуальный номеров в паспортах // Царква. Новости. 06.12.2007 [Электрон. ресурс].

22.Кураев А. (диакон) К вопросу о пензенских сидельцах // Интерфакс-Религия [Электрон. ресурс].

23.Ларин В., Яковлева Е., Городова М. Умножение любви. Владыка Иоанн отвечает на вопросы наших читателей "Российская газета" – Неделя №4549 от 20 декабря 2007 г. [Электрон. ресурс].

24.Логинов Е., Дмитричева А., Кряквин А., Шестакова О., Антипенко О. Из-под Пензы тайно вывезли затворниц // KP.ru, 07.12.2007 - [Электрон. ресурс].

25.Мартинович В.А. Сектоведение в современном мире // Романовские чтения-2: сб. трудов Междунар. науч. конф. / Под ред. О.В.Дьяченко. – Могилев: МГУ им. А.А.Кулешова, 2006. – С.180-181.

26. Материалы о депортации белорусов, ожидающих "конца света" в Пензенской области, в суд не поступали // Белорусские новости [Электрон. ресурс].

27.Медведева О. В Беково приезжают новые сектанты // KP.ru, 11.12.2007. - [Электрон. ресурс]. 

28.Медведева О. Милиция уничтожила вторую землянку пензенских сидельцев // KP.ru, 27.11.2007 [Электрон. ресурс].

29.Митрополит Минский и Слуцкий Филарет призывает переубеждать людей, ожидающих "конца света" в Пензенской области / ИНТЕРФАКС-Религия //Седмица.Ru [Электрон. ресурс].

30.Можегов В. Сидящие в Пензе и молчащие власти: Церковь на грани раскола // Русский журнал / Тексты / Культура [Электрон. ресурс].

31.Общественное Движение "За право жить без ИНН, личных кодов и микрочипов" [Электрон. ресурс].

32.Общественное Движение "За право жить без ИНН" [Электрон. ресурс].- Электрон. текстовые дан. (607 Мб). – Б.м. [2004]. - 1 CD-ROM.

33.Объявление "Гадание по руке, снятие порчи, сглаза и многое др… ИП Касперович Н.М. УНП 190697369" // Минск на ладонях. - №48(406), 6 декабря 2007. – С.24.

34.Объявление "Загляните в будущее. Семья. Любовь. Карьера. Бизнес. Опытные астрологи. Мастера Таро… Лиц. МСИРБ №02140/0165259 29.10.04 – 28.10.09" // Ва-банк. - 15 июня 2006. – С.26.

35.Объявление "Снятие энергоинфекции – всех видов порчи. Ясновидение. Избавление от пьянства. Оздоровительные системы – нормализация веса, ванны, психорелаксационные, мануальные сеансы. Диагностика. Устранение геопатогенных зон. Св. госрег. №190056043 24.7.02 МГИК. …" // Ва-банк. - 15 июня 2006. – С.44.

36.Объявления Астрологических центров, гадателей, колдунов (19 объявлений) // Ва-банк. - №102. – 27.12.2007. – С.24-25, 46.

37.Ожидавшая "конца света" в Пензенской области женщина не пускает своих детей в школу // Агентство религиозной информации Благовест-Инфо [Электрон. ресурс].

38.Открытое письмо Святейшему Патриарху всея Руси Алексию II клириков и мирян Анадырской и Чукотской Епархии // Православный Националист. 08-12-2007 - [Электрон. ресурс].

39. Пенза: пристальный взгляд в подземелье, или О беспределе чиновников / "Другие новости", 24 ноября 2007 г. // Портал-Credo.Ru - [Электрон. ресурс].

40. Пензенские сектанты / Новости центра апологетических исследований. 29 ноября - 5 декабря 2007 г. [Электрон. ресурс].

41.Поздняев М. Раскольники XXI века. В России появляется все больше сект, называющих себя православными // Новые Известия [Электрон. ресурс].

42. Представители ведущих религий России возмущены новогодним телешоу "Пожар в джунглях" // Интерфакс-Религия - [Электрон. ресурс].

43.Прокошина Е.С. Состояние нетрадиционной религиозности // Неокультовые объединения в Беларуси. - Мн.: Четыре четверти, 1999. - С. 4-11.

44.Психиатры составили план работы с пензенскими отшельниками // Интерфакс-Религия, 03.12.2007 - [Электрон. ресурс].

45.Сас И. Дело о конце света // Независимая газета [Электрон. ресурс].

46.Сергейчик Д. Конца света в Пензенской области ждут и белорусские сектанты // Белорусские новости [Электрон. ресурс].

47.Ситников М. Новые гонители новых катакомб // Портал-Credo.Ru - [Электрон. ресурс].

48.Стояние за Истину - Глобализация, Новый Мировой Порядок, Экуменизм, Иудейство, Цифровой концлагерь [Электрон. ресурс].

49.Укрывшиеся в землянке люди не сектанты, а обычные православные, считает архиепископ Пензенский // Интерфакс-Религия, 20 ноября 2007 года. - [Электрон. ресурс].

50.Установлены личности граждан Беларуси, которые ожидают "конца света" в Пензенской области // ИА Интерфакс-Запад [Электрон. ресурс].

51.Филимонов В. Информационная Погановка // Портал-Credo.Ru - [Электрон. ресурс].

52. Шестеро граждан Беларуси, ожидавших "конца света" под Пензой, выдворены на родину // Портал-Credo.Ru [Электрон. ресурс].

53.Эксперт: Пензенские затворники покинут землянку, если их не будут провоцировать извне // Tut.by | Новости [Электрон. ресурс].

54.Экспертное заключение на вероучение и устав религиозной общины "Святой Иосиф" Православно-кафолического вероисповедания // Заключения Экспертного совета при Комитете по делам религий при Совете Министров Республики Беларусь за 2001 г. Коллекция документов и материалов Комитета по делам религий и национальностей РБ.

55.Яковлева Е., Сережина Л. Чрезвычайный овраг // "Российская газета" - Неделя №4531 от 29 ноября 2007 г. [Электрон. ресурс].

56.Янку Запрудніка узнагародзілі орденам Кірылы Тураўскага // Царква. Новости. 09.12.2007 [Электрон. ресурс].

57.Яровикова Е. Петр Кузнецов: Принесите мне 5 кило печенья, а затворникам передайте свечи. Интервью с главарем замуровавшихся "сектантов" / "Твой день", 26 ноября 2007 г. // Портал-Credo.Ru - [Электрон. ресурс].

Окончание следует

  

[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования