Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
26 февраля 15:09Распечатать

Борис Колымаган. КОНТРМИССИЯ НА СЛУЖБЕ У АТЕИЗМА. Почему в Тверской епархии не хотят заниматься подлинной миссионерской работой


Уже не одно десятилетие в Русской Православной Церкви Московского патриархата наблюдается столкновение двух тенденций – контрмиссии и собственно миссии. И, похоже, борьба между ними по-настоящему только начинается.

На последних Рождественских образовательных чтениях немало говорилось о необходимости воцерковления "крещеных, но не просвещенных" соотечественников, об обязательности серьезной и последовательной подготовки к крещению, о важности строительства общинной жизни в церкви. Эти мысли звучали во многих выступлениях на самых разных секциях, об этом говорили архиереи, священники и миряне. Рассказывалось и о стремлении воплотить эти идеи - в частности, в рассказе приглашенного в качестве основного докладчика на одну из секций известного миссионера священика Георгия Кочеткова, поделившегося со слушателями многолетним опытом Преображенского содружества.

Среди знаковых событий последнего времени, свидетельствующих о движении в сторону действенного миссионерства, можно выделить семинар по проблемам подготовки к причастию в московском Свято-Даниловом монастыре и организованный Миссионерским отделом в первопрестольной Альфа-курс – миссионерский проект Англиканской Церкви, который пытается сейчас адаптировать для Русской православной церкви игумен Евмений (Перистый). Существуют и другие проекты – так, священник Олег Стеняев продолжает трудиться с теми, кто оказался адептом нетрадиционных религий. При этом подлинный православный миссионер прекрасно понимает, что нужно создавать везде, где только можно, поле православной жизни и приводить туда людей.

Однако в постперестроечное время в Церкви выросла могучая "группа влияния", которая непростую миссионерскую работу фактически свела к борьбе с новыми религиозными движениями. Эти добрые люди (многие из которых занимают официальные места епархиальных миссионеров) ничтоже сумняшеся занимаются исключительно шельмованием представителей других конфессий и религий. Проблемы миссионерства они решили на удивление стандартно: "Необходим более тесный контакт правоохранительных органов с Русской Православной Церковью".

Остается только вспомнить родную историю. "А ныне до Вашего Величества послал раскольщиков… биты кнутом и выняты ноздри, и посланы в каторжную работу числом двадцать три человека…" Да, были на Руси в XVIII веке светлые головы, которые решали проблемы веры в тесном контакте с правоохранительными органами. И в XXI веке они не перевелись.

К этим добрым людям можно причислить участников всероссийской противосектантской ассоциации, вице-президентом которой является тверской протоиерей Александр Шабанов. Борется отец, не покладая рук, с "врагами" Церкви. Ну, еще разные пиар-ходы придумывает, вроде волжского крестного хода. Туфта это, конечно, если брать миссионерский аспект самого мероприятия, зато строчка в отчете правящему архиерею о проделанной работе есть. И то ладно.

Да вот беда, есть в Тверской епархии подлинные миссионеры – "кочетковцы". То они презентацию дневников о. Александра Шмемана в областной библиотеки проведут, то на семинаре по преподаванию основ православной культуры (ОПК) в местном университете выступят, то – о, ужас! – открытую встречу соберут, людей на огласительные курсы пригласят. Как можно терпеть такое? И начинаются интриги. И начинаются сплетни. И все вокруг да около правящего архиерея. А заканчивается все решением Епархиального совета о запрещении "кочетковцам" причащаться в храмах богоспасаемой Твери. Мол, езжайте в Москву, там и причащайтесь. А у нас здесь свои каноны и Патриарх Московский и всея Руси Алексий II нам не указ.

В Тверской епархии любят говорить о единстве, церковной дисциплине и послушании епископу как главе местной Церкви. Но на деле это единство распадается как карточный домик, когда начинается "охота на ведьм" и соборный разговор подменяется борьбой с подлинными миссионерами. Фактически контрмиссионеры оказывают помощь воинствующим атеистам, выталкивая неокрепшие души из церковной ограды. Человеку, лишь подошедшему к ней, нелегко принять и понять церковную жизнь, в которой одни рвутся ни за что ни про что отлучить от причастия других.

Борцы за "чистоту православия" – давняя, как мы заметили выше, беда нашей Церкви. Такого типа люди собирались еще в 1908 году на IV Всероссийский миссионерский съезд и обсуждали вопросы, связанные с действиями против старообрядцев, католиков и сектантов. Общественное мнение, с неослабным вниманием следившее за съездом, было единодушно в оценках. Князь Евгений Трубецкой высказал общее убеждение: "Чтобы восстановить истинное значение Дома Божьего, следует, прежде всего, изгнать оттуда миссионеров".

Речь здесь, конечно, идет о контрмиссионерах, о "шабановцах".


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования