Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
16 февраля 13:36Распечатать

Александр Солдатов. КАПИТАЛИЗАЦИЯ СВЯТЫНИ. Полная версия статьи "Святой источник", опубликованной в журнале "Огонек" 12 февраля 2007 г.


Закрывая несколько дней назад в храме Христа Спасителя Международные Рождественские чтения, управделами Московской патриархии митрополит Климент (Капалин) поведал изумленной аудитории о грандиозной церковно-финансовой победе, которую он только что одержал в администрации президента. На закрытом совещании, посвященном новым формам отчетности религиозных организаций, представители Кремля уступили требованиям Церкви. А требования эти сводились к очень простому тезису, озвученному митрополитом: "Мы не должны давать в государственные органы отчеты". Какие же цифры и факты могли бы попасть в эти отчеты, кабы ни настойчивость митрополита Климента?

Сведения о коммерческой стороне церковной жизни, хоть и окружены завесой секретности даже от налоговых органов, все чаще просачиваются в прессу и становятся предметом горячих споров в церковной среде. Вот и на минувшей неделе внимание российских и немецких журналистов привлекла прошедшая в Берлине презентация инвестиционных программ Русской Православной Церкви Московского патриархата (РПЦ МП). Доверенное лицо Патриарха Алексия II Елена Шульгина, возглавляющая церковный бизнес-центр и уже более 15 лет занимающаяся коммерцией в патриарше-синодальной резиденции в Свято-Даниловом монастыре, рассказывала потенциальным немецким инвесторам о головокружительных перспективах, которые открывает коммерческая застройка прихрамовых территорий в центре Москвы. В ближайшее время стартует строительство "культурно-делового центра" при Свято-Троицком храме на Пятницкой улице, в пяти минутах ходьбы от Кремля, на подходе - начало работ по сооружению многофункционального комплекса на юго-западе столицы и элитного жилого дома в Лазоревом переулке. Не менее захватывающие планы имеет центр г-жи Шульгиной, действующий по благословению Алексия II и "опирающийся на его высокий авторитет", и в других регионах России, а также во всевозможных сферах бизнеса - гостиничной, сельскохозяйственной, промышленной, туристической, торговой. Было бы преувеличением утверждать, что Центр инвестиционных программ РПЦ МП отличается какой-то избирательностью или особой нравственной щепетильностью при выборе проектов. Кстати, среди учредителей Центра, помимо патриархии, и такая, по идее, далекая от коммерции структура как аппарат полпреда президента в ЦФО.

Кого-то, конечно, смущает неполное соответствие современного бизнеса требованиям православных канонов и морали. Кому-то - например, прихожанам московских храмов, во дворе которых развернется масштабное коммерческое строительство, или простым москвичам, дорожащим историческим обликом центра города, - этот бизнес создаст большой дискомфорт. Но почти никто в Церкви не решается предупредить о тревожных последствиях, к которым может привести чрезмерное увлечение коммерческой эксплуатацией веры. Тем временем широкие коммерческие горизонты, которые открывает православная символика и риторика для бизнеса, начинают потихоньку осваивать и далекие от Церкви структуры.

Делиться надо...

Пожертвования "на церковь" крупных корпораций играют в России двоякую роль. Самая важная их функция - политическая. Это демонстрация лояльности власти, которая всячески поддерживает РПЦ МП. Еще в середине 90-х появилось несколько "стратегических" церковных проектов, где крупным благотворителям необходимо было "засветиться", чтобы не испортить отношений с большими чиновниками. В Москве таким проектом был храм Христа Спасителя, "добровольными" взносами на воссоздание которого обложили весь столичный бизнес. Позже, под юбилей 2000-летия христианства, возник высокобюджетный проект "Православная энциклопедия", а затем ряд патриарших фондов - например, Фонд возрождения Валаамского монастыря, где строится VIP-скит для Патриарха и резиденция для президента. Вторая функция пожертвований "на церковь" - рекламно-имиджевая, это благотворительность напоказ, которая должна укрепить доверие простого народа к крупному бизнесу.

Каждый из благотворительных фондов крупнейших российских предпринимателей отстегивает крупные суммы "на возрождение святынь" и имеет подшефные монастыри. Глава "Интерроса" Владимир Потанин, который давно дружит с "премьер-министром" РПЦ МП митрополитом Кириллом (Гундяевым), финансирует шикарное строительство в "придворном" Аносинском Борисо-Глебском монастыре под Москвой, где любит бывать Патриарх. Неподалеку, кстати, расположен загородный комплекс администрации президента. Потанин стал одним из первых лауреатов поддерживаемого им же Международного фонда единства православных народов. В нынешнем году этот фонд наградил премией в 20 тысяч долларов (sic!) РАО "Газпром".

Сам газовый монополист играет совершенно особую роль в пиар-проекте "духовное возрождение отечества". Подчеркнуто теплые отношения связывали Алексия II с Ремом Вяхиревым, с которым глава РПЦ МП даже летал в отдаленные заполярные поселки освящать храмы. Первым церковным проектом нового шефа "Газпрома" Алексея Миллера был храм Покрова в селе Недельном под Калугой, который, разумеется, тоже освящал Патриарх. После встречи Патриарха и Миллера в Недельном началось финансирование "Газпромом" миссионерской деятельности патриархии. Деньги, перечисляемые в Миссионерский фонд, распределяет зампредседателя Миссионерского отдела РПЦ МП игумен Филипп (Симонов), в прошлом вице-президент банка "Российский кредит" и аналитик ММВБ, а ныне начальник инспекции контроля расходов федерального бюджета на науку и образование Счетной палаты РФ. Вопреки классическим представлениям о миссионерстве среди дикарей-язычников, Миссионерский отдел занимается в основном борьбой с "сектами" и совершением треб в районах Сибири и Дальнего Востока, где нет стационарных храмов.

Богомолов? - Займетесь религией

Не могла остаться в стороне от благородного дела финансовой поддержки РПЦ МП и партия власти - "Единая Россия". Впрочем, финансовые отношения "ЕР" с Церковью несколько противоречивы. Одной рукой, через официально действующий под патронатом партии Фонд святителя Николая Чудотворца, она финансирует церковные проекты, а другой, через Фонд содействия собственной деятельности, получает пожертвования от учрежденного РПЦ МП банка "Пересвет". О последнем мы расскажем чуть ниже.

Фонд святителя Николая Чудотворца возглавляют Валерий Богомолов и шахматист Анатолий Карпов. Депутата Госдумы от "Единой России", секретаря президиума Генерального совета партии и зампреда думского комитета по международным делами Богомолова назначили "главным церковным благотворителем" "ЕР", видимо, из-за "говорящей" фамилии. Помимо этого обстоятельства, ничего особо церковного в послужном списке партийного функционера нет. Архангелогородец, называющий себя "коренным помором", начинал с педагогики - преподавал в школах, а потом в Череповецком пединституте. В годы перестройки перебрался в Москву и сделал головокружительную карьеру в МИДе - к моменту распада СССР был уже вторым секретарем посольства в Берлине. Затем преподавал в Российской академии госслужбы и даже снизошел до должности корреспондента газеты "Трибуна" в Венгрии. С наступлением XXI века Валерий Богомолов вновь пошел в гору - стал штатным чиновником аппарата Совета Федерации, а затем и партийным функционером. Помимо Фонда святителя Николая Чудотворца, о котором скромно умалчивается на официальном сайте депутата, Богомолов возглавляет целый букет благотворительных учреждений партии власти, в том числе - Попечительский совет "Золотой рубль" и фонд "Дети - наша надежда".

В медиа-пространстве Фонд святителя Николая Чудотворца упоминается обычно в связи со строительством гигантских памятников св. Николаю по проектам скульптора С.М. Исакова в разных городах России (крупнейший из них - в Анадыре - имеет 10 м в высоту и оценивается в два млн. долларов), а также шефством над подводными лодками Балтийского и Тихоокеанского флотов. Но мало кто знает такую пикантную подробность: фонд партии власти торжественно наградил организаторов погрома выставки "Осторожно, религия!" в Музее-центре А.Д. Сахарова в Москве. Вот что говорится об этом в пресс-релизе фонда: "На протяжении веков всегда находились ревнители, которые, несмотря на равнодушие, трусость и предательство людей, вставали на защиту православной веры. В наши дни шестеро алтарников московского храма Святителя Николая в Пыжах пресекли кощунственную выставку художников-сатанистов". "Некоммерческая организация под патронатом Всероссийской политической партии "Единая Россия" (так официально представляется Фонд) назвала погромщиков "защитниками веры" и оповестила общественность, что в момент их награждения подарками Фонда в храме, где происходила церемония, замироточила икона царя-мученика Николая II. "Непротивления злу хочет добиться от нас сатана, - поучает пресс-служба Фонда, - но долг каждого православного человека - защищать Церковь, защищать Веру. Спасая Православие, мы спасаем Родину, спасаем Россию. И огромное спасибо всем, кто личным примером, своим поступком вдохновляет других на борьбу со слугами дьявола". В своем благодарственном письме руководству Фонда, благословивший алтарников на погром выставки протоиерей Александр Шаргунов, председатель Общественного комитета "За нравственное возрождение Отечества", называя почему-то Фонд "итало-российским", отмечает, что акт поддержки "алтарников-исповедников" показывает: сотрудники Фонда не только пламенеют православной верой, но и обладают огромным гражданским мужеством. Из письма также становится известно, что некоммерческая организация "Единой России" ставит перед собой "более высокую, почти недостижимую человеческими силами, цель": перевезти из итальянского города Бари в Россию мощи святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских. Между прочим, в Бари останки этого святого, весьма почитаемого и католической Церковью, покоятся уже почти 10 веков! Туда они были перенесены непосредственно из малоазийского города Миры, где и подвизался святой в IV веке. Эх, нелегко будет Фонду доказать "исторические права" России на эту святыню...

Фонд святителя Николая, как сообщается на его сайте, финансирует радикальные православно-патриотические издания - журналы "Православная беседа", "Благодатный огонь" и "Русский дом". Последний постоянно ищет "пятую колонну" среди политиков "ненационального духа", насаждающих в России "оккупационный режим". А журнал "Благодатный огонь" известен, например, агрессивными обличениями "христоненавистных" иудеев, "нечестивых магометан" и злостных "врагов государства российского" - старообрядцев. Вот лишь некоторые заголовки материалов журнала: "Выжидательная борьба с ересями", "Языческие корни европейского сектантства", "Нам нужны клерикалы", "По молитвам Царя-мученика я осознала ересь модернизма", "Наш ответ Ватикану", "Нас хотят превратить в зомбированных маргиналов", "Где находится суперкомпьютер "Зверь"?", "Сокрушим гидру мирового глобализма!", "Одному ли Богу поклоняются христиане и мусульмане?", "К вопросу о канонизации царя Ивана Грозного и Г.Е. Распутина"...

Не хлебом единым. Но и вином

В конце прошлого года Госдума избавила Церковь от уплаты НДС при реализации "предметов религиозного назначения" и литературы. Список предметов не уточняется, поэтому в епархии, монастыри, да и в саму патриархию потянулась вереница просителей с разными "коммерческими предложениями". Едва ли не на следующий день после решения думы в Александро-Невской лавре Санкт-Петербурга прошла презентация торговой марки "Русь православная", продукцию под которой будет выпускать компания "Петрохолод".

Известный специалист по церковной экономике, директор Института религии и общества в странах СНГ и Балтии Николай Митрохин предполагает, что отмена НДС приведет к резкому расширению ассортимента церковных магазинов. Что же касается контроля РПЦ МП над "церковными" торговыми марками, то Митрохин убежден: практически все их владельцы выплачивают "компенсации" той или иной церковной структуре. Впрочем, пока прямых документальных доказательств этого факта нет, возможны лишь суждения "по аналогии". Во-первых, если Церковь получает свою долю с таких брендов как "Русь православная" или "Святой источник", то почему бы ей не получать их и от других товаров с "церковными названиями". Во-вторых, Патриарх Алексий II предупреждал: "Если представители Церкви сочтут, что "святое имя" того или иного продукта оскорбит чувства верующих, то заявка на название будет снята. Можно долго спорить о том, что свято, а что нечестиво. И только Церковь знает, что истинно". После такого громкого заявления, к которому самым серьезным образом отнеслись в Роспатенте, могут ли без проблем циркулировать десятки "церковных" брендов (особенно на алкогольном рынке), игнорируя объявленные правила игры?

Успех православных брендов специалисты объясняют тем, что покупатель, часто подсознательно ("в церкви не обманут"), воспринимает такую продукцию как экологически чистую. Классический пример - вода "Святой источник". Пока она производилась с надписью на каждой бутылке "Бутилирована по благословению Святейшего Патриарха", отчисляя 250 тысяч долларов в год Костромской епархии, продажи росли, и вода имела огромный успех. Когда же бренд купила компания "Nestle" и избавила бутылку от всяких церковных надписей и символики, продажи резко упали.

В этом контексте большую угрозу репутации православных брендов представляет дешевый алкоголь с "церковными" названиями. Воображение его производителей не знает границ. Обычно обыгрывается тяжелая доля монаха: "Черный монах", "Шепот монаха", "Душа монаха", "Келья монаха", "Вино монаха", "Тайна монаха", "Тайны старца Феодосия", "Дар Старца", "Великий Старец", "Тайная вечеря", "Веселый монах", "Красный монах", "Исповедь монаха", "Монастырское шушуканье", "Шепот Монаха", "Заговор Монахов", "Посох Монаха", "Злато монастырское".

Православные бренды чаще всего используются для продвижения "традиционной" пищи: пельменей (в Ярославле по благословению местного архиепископа рекламируют пельмени "Благолепные"), масла, сыра, кваса и т.п. Появился исключительно церковный сегмент продовольственного рынка - постные продукты, они-то уж все носят православные названия ("Постный", "В дни поста"). Правилом хорошего тона во время Великого поста стало создание постных стендов в супермаркетах и постных меню в ресторанах. В системе столичного общепита и культурного досуга вырастает целая православная субкультура. До недавнего времени, пока полностью не обанкротилось, действовало православное кафе "Ямское поле", а теперь у Сретенского монастыря на Лубянке создается целый ресторан-клуб "Архондарик" (так в Греции называются монастырские приемные для гостей). Объявления с приглашением духовно провести время в этом заведении после воскресной службы размещены множеством официальных православных СМИ.

Лихоимство - смертный грех

Отношение к банковскому бизнесу в "традиционных" религиях всегда было непростым, еще полтора века назад он считался уделом "хитрых и оборотистых" евреев. В современных исламских странах взимание процента с кредитов строго запрещено, потому что ростовщиков проклял Аллах устами пророка Мухаммада. Запрещено ростовщичество и канонами православной Церкви, поэтому участие РПЦ МП в банковском бизнесе считается самым спорным видом ее коммерческой деятельности. Примирить банкинг с нормами православной морали и церковного права не получается никак. Вот, например, что говорится в 17-м правиле I Вселенского Собора: "Поскольку многие клирики, любостяжанию и лихоимству последуя, забыли Божественное Писание ... и, давая в долг, требуют проценты, судил святой и великий Собор, чтобы всякий, кто после этого определения обретется взимающим процент с данного в заем, ... был извергаем из клира и чужд духовного сословия".

Дело усугубляется тем, что банки, носящие православные названия, время от времени попадают в очень скандальные истории. В открытом письме арестованного банкира Алексея Френкеля, опубликованном "Коммерсантом", упоминается "Международный банк храма Христа Спасителя" (МБХХС), созданный РПЦ МП задолго до восстановления самого храма, в 1991 году. Френкель сообщает об обналичивании МБХХС миллиардов рублей через несуществующий азербайджанский "АМИ-банк", что позже было списано на "ошибку в отчетности". Одним из крупнейших акционеров МБХХС значится ООО с характерным названием "Император-2000", а председателем Совета директоров до недавнего времени была дочь знаменитого секретаря Ленинградского горкома КПСС Г.В. Романова Валентина (по данным справочника "Генеалогия советской партэлиты"). В отношении бывшего руководства МБХХС во главе с неким г-ном Халилулиным было возбуждено уголовное дело по обвинению в хищении средств, выделенных из госбюджета, и преднамеренном банкротстве ряда предприятий.

Другой православный банк - "Пересвет" - имеет более чистую репутацию. Его главные акционеры - как церковные (Отдел внешних церковных связей Московского патриархата, Смоленская и Калужская епархии), так и частные, но связанные с правительством Москвы, структуры ("Экспоцентр", "Мосприватизация", "Центр содействия жилищной реформе"). Когда-то в Совет директоров банка входили влиятельные митрополиты Кирилл (Гундяев) и Сергий (Фомин), а сейчас Церковь там представляет епископ Марк (Головков), заместитель Кирилла. В последние годы "Пересвет" неуклонно наращивал субсидии на благотворительность (2002 г. - 5 млн. рублей, 2003 г. - 26 млн., 2004 г. - почти 52 млн.), причем неизменным ее объектом является партия "Единая Россия". Об этом с гордостью сообщает банк в своих ежегодных отчетах. Среди других облагодетельствованных - ОВД Пресненского района ЦАО г. Москвы, Управление делами Московской патриархии и радио "Радонеж".

Наконец, банк "Софрино", венчающий разветвленную коммерческую сеть, образованную вокруг Художественно-производственного предприятия РПЦ МП "Софрино", отнюдь не является корпоративным, а оказывает широкий спектр банковских услуг юридическим и физическим лицам, включая автокредиты и ипотеку. Под именем "Олд-Банка" он создан в 1994 году, а нынешнее название получил в мае прошлого года. В руководство банка входят известные в РПЦ МП люди. Помимо кавалера всех церковных орденов и бессменного главы всех "софринских" структур Евгения Пархаева, это Дмитрий Малышев (бывший представитель РПЦ МП в органах власти РФ по финансовым вопросам), Анатолий Дмитриев (исполнительный директор Международного фонда единства православных народов) и Валерий Ганичев (бывший функционер ЦК КПСС и редактор "Роман-газеты", а ныне писатель-патриот, секретарь Всемирного русского народного собора). "Софрино" является уполномоченным банком госпрограммы восстановления объектов РПЦ МП, а также обслуживает Некоммерческое партнерство "Единая служба заказчика Московской патриархии".

ООО "Финжилсервис", учредителем которого является "Софрино", был одним из главных подрядчиков новой роскошной резиденции Патриарха в Переделкино. По данным корреспондента "Огонька", стоимость резиденции составляет несколько десятков миллионов долларов. "Софринское" ООО получает хорошее государственное финансирование по федеральной программе "Культура России", о чем с гордостью сообщает на своем сайте.

***

Современная Московская патриархия, как полагают многие, была основана в ночь на 4 сентября 1943 года самим товарищем Сталиным. Призвав в Кремль трех уцелевших митрополитов, он представил им полковника госбезопасности товарища Карпова, которому "партия дала задание" курировать Церковь, "помогать" строить ее на новых началах. Между прочим, Сталин демонстративно сказал тогда Карпову, чтобы тот не заглядывал "в церковный карман". Как видно, завет великого вождя неукоснительно исполняют и его нынешние преемники, несмотря на то, что упомянутый карман стал безгранично широким. Покопавшись в нем, можно бросить серьезную тень далеко не только на иерархов. Вот почему митрополиту Клименту не составило труда убедить своих партнеров в администрации президента отказаться от нелепой затеи требовать от Церкви отчетов...


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования