Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
20 ноября 15:10Распечатать

Роман Берченко. НОВАЯ ОПЕРА РОДИОНА ЩЕДРИНА – ДУХОВНЫЙ ПАМЯТНИК СТАРООБРЯДЧЕСТВУ. Опера, авангардная по форме, опирается, в то же время, сразу на несколько традиций


XXVIII фестиваль "Московская осень" открылся, на первый взгляд, вполне традиционно: министр культуры Александр Соколов пожелал всем участникам и гостям успеха, зачитал приветствие Президента. Однако, как выяснилось, начало форума, обычно стартующего 1 ноября, в этом году сдвинули на двое суток – для того, чтобы открыть его юбилейным концертом дирижера Бориса Тевлина (приуроченным к его 75-летию), для которого Родион Щедрин специально написал новую хоровую оперу "Боярыня Морозова".

Живущий в Германии композитор, ныне редкий гость в Москве, был встречен овацией истосковавшейся публики еще до концерта, при первом же появлении в зале вместе с Майей Плисецкой, а по окончании оперы было море цветов, бесчисленные поклоны и какое-то мальчишеское счастье признанного миром мэтра.

Прозвучавшая опера уже стала историей. Позже в трудах музыковедов мы прочтем о ее стройной композиции, о главном лейтмотиве – опевающей музыкальной фразе, символически очерчивающей страшный, безвыходный круг трагических событий; о двух кульминациях: в конце первой части (плач Морозовой по убитому сыну) и второй (смерть героини и оплакивание ее Аввакумом). Теоретики укажут на радикально смелое решение автора, может быть, впервые в истории оперы отказавшегося от оркестра; упомянут, что либретто написано самим Щедриным ушедшим языком XVII столетия на основе подлинных текстов той эпохи. Они разберут необычные приемы хорового письма, стоящие на грани музыки и людского говора – от шепота до крика…

Но сегодня, по горячим следам, хочется сказать о другом. Об энтузиазме Бориса Тевлина и Камерного хора Московской консерватории, в сжатые сроки разучивших сложнейшую партитуру (опера была закончена только в середине этого лета). О прекрасных тембрах солистов, их эмоциональной отдаче (здесь особо выделялась исполнительница главной партии, солистка "Геликон-Оперы" Лариса Костюк). О музыкантах-виртуозах – литавристе Викторе Гришине, его коллеге Михаиле Дунаеве, игравшем, кажется, на всех мыслимых и немыслимых ударных (от церковных колоколов и там-тама до вибрафона, античных тарелочек и маракасов), о Кирилле Солдатове, словно бы воссоздававшем своей игрой трубные гласы Апокалипсиса.

Опера Щедрина, авангардная по форме, опирается, в то же время, сразу на несколько традиций.

Первая из них – стилистика античной трагедии, с которой "Боярыню Морозову" сближают и сюжет, и трактовка хора, который, по словам автора, несет на себе функцию то главного действующего лица, то смиренного аккомпаниатора, комментатора происходящего, эмоциональностью звучащих голосов с лихвой заменяя исчезнувший оркестр.

Вторая традиция – многовековая культура русского церковного пения. Не случайны аллюзии заключительного монолога Аввакума на фоне хора со знаменитым "Ныне отпущаеши" из "Всенощной" Рахманинова. Перекличка эта не только смысловая, но и тембровая (солирующий тенор), а главное – эмоциональная (сочетание трагизма с особым духовным светом).

Наконец, опус Щедрина подхватывает традицию русской исторической оперы и прежде всего – "Хованщины" Мусоргского, посвященной той же эпохе стрелецких бунтов и церковного раскола. Однако именно здесь проявляется резкое различие позиций двух художников. Если Мусоргский создает многослойную историческую панораму, предоставляя зрителю самому решать, на чьей стороне истина, то Щедрин, говоря в интервью об опасности окружающего нас религиозного фанатизма, тем не менее, воздвигает в своей опере духовный памятник старообрядчеству в лице Морозовой-мученицы. Было ли это задумано изначально или же автор изменил драматургию под влиянием мощной личности боярыни, ее трагедии?

Опера Щедрина, до предела насыщенная конфликтами и драматизмом, настоятельно требует сценического воплощения. По слухам, существуют планы поставить ее на развалинах старинного монастыря в Вологде либо в ярославском Кремле. Возможно, когда к музыке прибавятся режиссура и сценография, яснее и объемнее прочтется замысел автора, будет дан ответ на возникшие вопросы.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования