Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
15 ноября 19:30Распечатать

Роман Лункин. СИБИРЬ – ДЕЛО ТОНКОЕ. Как при Сергее Собянине чиновники и верующие создавали гражданское общество в Тюменской области


Необходимость существования в стране общественных институтов уже осознана в качестве серьезной государственной задачи. Однако возникновение независимых от власти организаций часто вызывает у чиновников чувство настороженности, и даже страха, а не стремление вступить с ними в диалог. Одновременно с этим идет поиск новых основ религиозной политики, причем как со стороны религиозного сообщества, так и со стороны органов власти, которые хотят превратить понимание многоконфессиональности в конкретную форму работы с верующими. Одним из показательных примеров является отношение представителей власти к Конгрессу религиозных организаций Тюменской области. Уникальность этого объединения на фоне действующих моноконфессиональных объединений в других областях в том, что в него вошли мусульмане, иудеи и христиане протестантского направления. В октябре 2006 года Конгресс призвал власти и РПЦ соблюдать принцип раздельности светского и религиозного образования и не провоцировать разногласия в среде школьников, учителей и родителей в связи с введением "Основ православной культуры".

Западная Сибирь – это регион, где православие исторически сосуществовало с исламом, а с середины ХХ века - также с баптизмом и пятидесятничеством. Энергичное развитие этих трех основных религиозных направлений в 90-е гг. привело к тому, что помимо Тобольской и Тюменской епархии РПЦ МП в области возникло еще несколько центров, которые объединяют мусульман и евангельских верующих. О соотношении религиозных организаций в Тюменской области (без Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов) можно судить по красноречивым данным статистки. К Тобольской и Тюменской епархии относится около 77 приходов и организаций, 20 общин входят в Союз евангельских христиан-баптистов, более 40 церквей принадлежит к пятидесятникам разных направлений, еще около 25 протестантских общин относит себя к лютеранам, адвентистам, евангелистам, методистам и пресвитерианам, и, наконец, 70 организаций входят в разные духовные управления мусульман на юге Тюменской области.

Стремление защитить свои права и на равных строить отношения с чиновниками заставило часть религиозного сообщества объединить усилия. Последней каплей стал фактический разгон торжественного пасхального празднования, подготовленного Советом христианских Церквей города. Праздник должен был состояться 14-15 апреля 2005 года при участии английского проповедника Дэвида Хасавэя. Однако накануне торжества были отменены, так как ФСБ и ГУВД заявили о том, что существует угроза теракта. Пастор церкви "Свет миру" Сергей Лавренов сказал по этому поводу: "Мы очень огорчены, опечалены и находимся в недоумении, почему с нами так обошлись". Координатор празднования Андрей Князев заявил, что он на 99 % уверен, что угроза терактов была мнимой. В день праздника православные активисты провели в Тюмени демонстрацию, в ходе которой раздавали листовки, предупреждавшие, что те православные, которые будут молиться с протестантами или захотят получить "Божье исцеление", могут быть отлучены от Церкви. Однако запланированный праздник прошёл в Доме молитвы церкви ХВЕ "Свет Миру". Для защиты прав верующих в мае 2005 года было подписано соглашение о создании Конгресса, в который вошло 14 религиозных структур: Духовное управление мусульман Тюменской области (ДУМТО), Казыятское управление мусульман ДУМ Азиатской части России, община прогрессивного иудаизма, а также протестантские церкви и объединения Тюмени и юга области. Возглавил Конгресс представитель традиционного пятидесятничества – глава Союза Миссий христиан веры евангельской Евгений Шестаков, а его сопредседателями стали раввин Игорь Варкин и муфтий и глава ДУМТО Галимзян Бикмулин.

Конгресс сразу стал активным участником общественной жизни. Его члены обратились к журналистам, ученым, чиновникам и ко всем гражданам с предложением о сотрудничестве в деле "создания общественного климата, противодействующего возникновению религиозного экстремизма и давления на религиозные сообщества". В сентябре 2005 года Конгресс потребовал извинений от телепрограммы "Вести Регион-Тюмень" за демонстрацию антисектантского сюжета, оскорбляющего, по мнению протестантов, мусульман и иудеев Тюмени, чувства верующих. В результате руководство телерадиокомпании "Регион-Тюмень" принесло извинения, а глава Конгресса выступил в телеэфире. По сути, члены этой организации стали делать достоянием общественности те факты дискриминации, которые ранее оставались в тени.

С самого начала ведущую роль в новом объединении заняли протестанты, которые еще в октябре 2004 года стали инициаторами обращения к администрации Тюменской области с проектом Декларации о сотрудничестве власти с верующими, в котором говорилось, в частности, следующее: "Только консолидация всех сил, всех институтов гражданского общества может обеспечить процесс преобразования населения в народ, способный выразить свое волеизъявление без амбиций и поисков врага". Тогда проект Декларации, кроме мусульман и иудеев, поддержали священники и простые члены тюменской католической общины св. Иосифа. Тем не менее, к такой форме взаимодействия тюменские власти оказались не готовы.

Чиновники, ответственные за реализацию религиозной политики в региональной администрации, расценили действия столь широкого фронта верующих как опасность для религиозного мира и их собственной политики в этой деликатной сфере.

Глава областного Комитета по делам национальностей Алексей Мальчевский (остался главой Комитета при преемнике Собянина Владимире Якушеве) при выражал позицию власти в интервью автору таким образом: "Россия – все-таки является православным государством, и историческая значимость этой религии огромна. Наши менталитет, культура и язык основаны на православии. Сейчас возрождаются монастыри и церкви, на которые тратятся огромные деньги, наши деньги – десятки миллионов рублей". Наряду с этим, у сотрудника тюменской администрации есть принципиальное понимание того, что религиозная ситуация в России не позволяет уделять внимание только одной конфессии и многоконфессиональность – это данность, факт. По поводу протестантов Мальчевский отмечал: "Сначала разрешили по закону развиваться церквям, а потом испугались. Ну и что, что они – неправославные. Протестанты хорошо живут и в США и в Европе, и они неплохо там себя проявляют. В России также неправильно делать вид, что протестантов не существует. У нас в области они работают с социально запущенными людьми и с наркоманами. Протестантам хочется быть поближе к власти, и поэтому они создали такую организацию, как Конгресс религиозных организаций Тюменской области. Туда, в основном, входят пасторы протестантских церквей, хотя есть и мусульмане, и иудеи-реформисты. Собираются – и слава Богу. А у протестантов, в особенности у лидеров харизматических церквей, есть желание показать мышцы". Стоит отметить, что проводивший религиозную политику при Леониде Рокецком чиновник Александр Градусов занимал более жесткую позицию, оказывал давление на неправославные церкви, изгонял западных миссионеров, добился того, что в 2000 году в области был принят закон, согласно которому регистрацию должны проходить даже религиозные группы, а проповедники должны отмечаться в Комитете по делам национальностей.

Выступая на Рождественских чтениях 2005 года в Тюмени, Алексей Мальчевский заявил о том, что проблемы, связанные с протестантами, обусловлены их "попытками занять лидирующее положение в религиозном сообществе путем дискредитации православия, создания различных координационных структур, формального объединения в них с другими религиями при обеспечении своего лидирующего положения". Доклад Мальчевского, опубликованный осенью 2005 года, вызвал не только возмущение со стороны членов Конгресса, но и привел к возникновению разногласий по поводу того, как нужно действовать в подобных ситуациях.

Один из создателей Конгресса и пастор крупнейшей церкви Тюмени "Свет Миру" (более тысячи человек) Сергей Лавренов, который и собрал вместе за один стол мусульман и иудеев, призвал религиозных лидеров направить открытые письма в органы власти и выйти на митинг в случае отсутствия извинений. Воспользовавшись тем, что Мальчевский обвинял в своем докладе протестантов в вовлечении в церкви подростков, что сопровождается "разрывом с семьей", Сергей Лавренов обратился с иском о разжигании межрелигиозной розни в прокуратуру. Но ни мусульмане, ни иудеи, ни другие протестанты не сочли доклад Мальчевского достаточным поводом для выхода на улицу. Старший пастор церквей евангельских христиан-баптистов по югу Тюменской области Павел Мочалкин прямо заявил о том, что все объясняется тем, что власти настороженно отнеслись к появлению Конгресса, а внутри него сразу появились лидеры с "бойцовским характером", которым сам пастор Мочалкин не обладает. По словам пастора методистской церкви "Спасение" Екатерины Зубковой, надо быть миротворцами и не воспринимать чиновников, как врагов, и, кроме того, нельзя "идти на поводу у чужих амбиций, как с той, так и с другой стороны", даже несмотря на то, что церковь "Свет Миру" является самой крупной и активной общиной Тюмени. Что касается лидеров исламских структур и иудейской общины (с раввином-реформистом у харизматов самые лучшие отношения), то, как отметил пастор Сергей Лавренов, протестантские инициативы стали для них, прежде всего, фоном, на котором они стали налаживать свой собственный диалог с властью, что также можно назвать результатом работы Конгресса.

Выход из ситуации, когда часть верующих могла пойти на новый конфликт, был найден на самом верху областной власти. Оказалось, что прагматичная и ненавязчивая религиозная политика, которую проводил бывший губернатором области с 2001 по 2005 годы Сергей Собянин (с ноября 2005 года - глава Администрации президента РФ), вполне допускает сотрудничество со всеми религиозными организациями. После протестов Конгресса и церкви "Свет Миру" с протестантами встретился вице-губернатор Сергей Сарычев (он остался на своем посту и тогда, когда губернатором стал Владимир Якушев), который заявил о необходимости проводить встречи чиновников с членами Конгресса один раз в квартал, а также обещал лично посетить социальные акции евангельских церквей Тюмени. Подобная политика диалога фактически проводилась с 2004 года и по отношению к представителям к Русской Православной Церкви зарубежом. Тогда другой вице-губернатор области Сергей Сметанюк (ставший исполняющим обязанности губернатора области после назначения Сергея Собянина, а затем избранный решением Тюменской городской думы мэром Тюмени в декабре 2005 года) организовал первую встречу архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия (Капалина) и епископа Ишимского и Сибирского Евтихия (Курочкина), принадлежащего к Зарубежной Церкви. При этом на самих зарубежников власти давления не оказывали – Алексей Мальчевский подчеркивал: "Будем надеяться, что Церкви договорятся соединиться на паритетных началах, а тогда все будет происходить в соответствии с церковным порядком, там же в Церкви дисциплина, как в армии".

Диалог власти и религии, начатый в Тюменской области при Сергее Собянине (который продолжает оставленная им в области команда единомышленников), прервал традицию подозрительного отношения к "нетрадиционным" христианским церквям, которая господствовала во властных структурах со времен губернаторства Леонида Рокецкого. Рост числа социально ориентированных протестантских церквей, за которыми пошли мусульмане и иудеи, уже невозможно было скрывать, заявляя об опасности "прозелитизма и экспансии западных миссионеров". Только такой диалог лишил чиновников страха перед жителями страны и области, оказавшимися последователями самых разных религиозных групп и движений, которые уже трудно назвать меньшинством. Тобольско-Тюменская епархия в этой ситуации осталась для представителей других церквей и общин недосягаемым духовным и культурным центром, пользующимся поддержкой власти, предпринимателей и значительной части общества. Жаркие споры вокруг необходимости или ненужности публичных акций, политических воззрений, способов противодействия произволу местных властей заставили вступить в общественную дискуссию не только многих религиозных лидеров, но и чиновников, а это явный признак рождения гражданского общества.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования