Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
11 августа 12:53Распечатать

Валерий Емельянов. МЕЖРЕЛИГИОЗНЫЙ ДИАЛОГ В ФОРМАТЕ КУХОННОЙ СКЛОКИ. Почему локальная пикировка отца Всеволода Чаплина и муфтия Умара Идрисова – знак нашего времени, и как она может подпортить диалог религий в целом


Известно, что межрелигиозный диалог, уже давно ставший неотъемлемой частью духовной культуры человечества, может проходить в разных форматах – в виде форумов, конференций, семинаров, различных видов общественного делания. Российская практика наших дней сформировала еще один формат – формат кухонной склоки.

Как известно, началось все с того, что председатель Духовного управления мусульман Нижнего Новгорода Умар-хазрат Идрисов, известный в последнее время своей повышенной общественной активностью, прямо и без обиняков заявил, заметим, не о своем неприятии курса "Основы православной культуры", а лишь недопустимости его административного проталкивания. Равно как и введения в России, по конституции – светском государстве, различными способами и в различных формах православного единомыслия. Это стало реакцией на интервью заместителя председателя ОВЦС о. Всеволода Чаплина, о котором подробнее чуть ниже.

В принципе, Умар-хазрат не сказал ничего нового – может быть просто более резко и определенно озвучил то, о чем не раз говорили мусульманские священнослужители связанные с Советом муфтиев России (СМР) Равиля Гайнутдина, в том числе и сам верховный муфтий. Конечно, есть еще муфтий Талгат Таджуддин и его сподвижники, готовые поддержать все инициативы патриархата, даже если они явно идут вразрез с духовными чаяниями большинства мусульман. Может быть, это происходит в силу особого отношения муфтия Талгата (правда, сейчас он называет себя Шейхулла) с властями, а может в силу особенностей характера этого деятеля. Вспомним, что именно он предлагал в качестве разрешения межнациональных конфликтов встречу между враждующими сторонами, где они бы "хлопнули по рюмашке" и проблема решилась бы сама собой. Ну а слова муфтия о том, что он готов целовать туфлю у его святейшества Патриарха, стали уже хрестоматийными. Кстати, правоверный, даже знающий всего три суры из Корана, довольно быстро определит, что здесь серьезно отдает ширком – смертным грехом для мусульманина. Последнее означает придание Всевышнему сотоварищей. Ислам – религия поклонения, в которой физический поклон суть выражение духовного поклонения человека. В данном случае имеется ният (намерение) поклониться еще кому-то кроме Всевышнего. Впрочем, не будем об этом. Мы аль-азхаров, в отличие от муфтия, не кончали.

Но вернемся к нашим… протоиереям. В описываемом случае остро и неприятно поражает реакция о. Всеволода Чаплина. Да, он всегда излагал совершенно определенные мысли, но делал это тонко и дипломатично, как и полагается работнику сферы внешних связей. Но процитируем еще раз ставшую предметом дискуссий его фразу из интервью "Интерфаксу" "Развитие нашей церкви немыслимо без того, чтобы она была центром идентитета России и ее народа, немыслимо без присутствия в армии, в СМИ в публичном пространстве, причем это должно быть присутствие в степени, адекватной количеству крещенных в православии людей в нашей стране…Веру школьникам навязывать нельзя, но если человек принципиально не хочет знать историю русской церкви и ее искусство, ему лучше подыскать себе другую страну…"

Последнюю фразу даже серьезно обсуждать не хочется. В переводе с овцсовского арго это означает: "Понаехали тут… Чемодан, вокзал, халифат" Почему-то вспомнился булгаковский профессор Преображенский, который в ответ на навязчивое напоминание опрос о том, что он не любит пролетариат, подтвердил – да, не любит. Что не мешало ему быть членом нового "пролетарcкого" общества, причем куда более полезным этому самому обществу, чем "певуны" из квартиры этажом выше. Ну, а русский язык, русская история и культура, согласимся, все-таки явление более объемное, чем только история государственной Церкви, причем поднесенная в сусально-официозной упаковке.

На встрече с журналистами накануне Пасхи этого года о. Всеволод, предложив вместо политики поговорить о вечных материях, пустился в рассуждения о том, что традиция – это не возведение в культ исторических окаменелостей и слепое поклонение "отеческим гробам", но живое развитие исторического наследия. Не могу не согласиться с протоиереем, добавив только, что из подобного понимания вытекает и то, что российская традиция – это не только история Церкви, но и история светского начала, история многонациональной и многорелигиозной России. Кстати и сам статус Церкви, равно как и религиозной ментальности русского народа менялись на протяжении веков. И другие религии, прежде всего ислам, уже самим присутствием на нашей земле повлияли на умы и души россиян. Стержнем традиции является совокупность всех этих факторов, развивающаяся в исторической динамике, а вовсе не только одна московская Церковь. И потому стремление навязать главенствующую и явно тотальную роль одной Церкви только на том (весьма шатком) основании, что большинство граждан крещены в православии, мягко говоря, " не катит". Общество – оно ведь из индивидов состоит, и не только православных. Да и последние бывают разными. А страна людей под копирку, людей духовного единомыслия – больная страна.

Выводы, вытекающие из подобных сентенций в данный момент, будут сделаны чуть ниже. А сейчас о том, что придало такому вот "межрелигиозному взаимодействию" оттенок кухонно-коммунальной склоки. Это сделал в своем интервью некто Анатолий Артемов, представленный как известный исламовед. "Радикальное крыло вытесняет умеренных!... Что случилось с Идрисовым! Раньше был вменяемым(?) духовным лидером, однако в прошлом году с ним что-то случилось. Некто сознательно вкладывает в его уста провокационные и противоречивые заявления…" То есть в лучших традициях кухни – переход на личности с элементами болезненной подозрительности. Не знаем, какой исламовед г-н Артемов, но кликуша профессиональный.

Теперь о выводах. Дело даже не в личностях протоиерея Чаплина и муфтия Идрисова, а в религиозно-общественной атмосфере в целом. Болезненно навязчивые попытки установить православие (в редакции РПЦ МП), причем ныне не только параноидальными "околоправославными гражданами", но, также и некоторыми ответственными клириками Московского патриархата, полностью игнорируя писанный в законе светский характер государства, наводит на мысль, что перед нами либо полное "дежа вю", либо стремление к политической власти. Именно стремление к последней обычно характеризуется методами "любой ценой" и "невзирая на реальность. Только надо напомнить, что попытка превращения религии и Церкви в новый официоз, в конечном итоге, кончатся острой реакцией отторжения со стороны общества.

Отметим еще одно обстоятельство. Если подобный этому межрелигиозный диалог на микроуровне будет идти в формате кухонной ссоры, то на уровнях более высоких он окончательно превратится в помпезное, но достаточно формальное действо, ибо и так уже давно представляет собой собрания ради собрания. Ну, скажите на милость, насколько актуально мероприятие под громким названием "Саммит лидеров мировых религий". Какой это саммит лидеров, если на нем не было ни Папы Римского, ни Далай-ламы, да и конкретная повестка дня отсутствует. Или вот такой штришок. Был тут недавно исламско-иудейский диалог. На нем пришли к интересному выводу, что дружбу между потомками Исмаила и Исхака укрепится благодаря смешанным бракам. При этом как-то забывается, что, например, девушка-мусульманка не может, согласно Корану, выйти замуж за немусульманина, а согласно иудейскому религиозному закону Галахе иудей в принципе не может сочетаться браком с неиудеем. Так что, предложение красивое и заманчивое, только вот не имеет отношения к такой вещи как религия.

Так что для того, чтобы межрелигиозный глобальный диалог обрел силу и значение, нужно, как один из первых шагов, чтобы он на межличностном уровне, либо по конкретным проблемам и вопросам не переходил в формат кухонной склоки.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования