Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
18 октября 11:22Распечатать

Священник Сергий Николаев. ХРАМ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА В СЕЛЕ ЗАОЗЕРЬЕ (часть вторая)


(Продолжение. Начало см. здесь)

Пожалуй, сейчас и не узнать, когда и почему возник обычай так широко и необычно отмечать этот праздник, делая участником его и самое озеро. В редком храме на престольный праздник собирается такое множество молящихся. В вышедшем в начале века описании Павлово-Посадских земель о Тихоновом дне сказано, как о главном празднике всей местности.

Старожилы помнят, как накануне Тихонова дня с полудня к Заозерью стекались богомольцы. Шли, ехали на лошадях. После всенощной устраивались ночевать в церковной ограде или у озера. Благо, что Тихонов день (16/29 июня) приходится на самое жаркое время лета. Привлеченные многолюдством торговцы устраивали в Заозерье целые ярмарки. На один день ставили балаганчики с товаром, ходили офени – уличные торговцы. Даже в советское время не смогли пресечь эту традицию, и передвижные лавки всегда были неотъемлемой частью праздника.

Жители придорожных деревень рассказывают, что тележный скрип и говор паломников, идущих по дороге, слышались всю ночь. А утром храм не вмещал всех молящихся. И в последние годы, после всенощной, глядишь: устраивается кто-то на лавочке во дворе церкви вздремнуть до утра. Это "дальник". Пришли к угоднику на праздник.

После ранней литургии во дворе храма служат молебен, освящают воду. Для этого устроено специальное место, обнесенное оградой с крылечком и калиткой – Иордань. Здесь ставят огромные чаны с водой. И с утра до позднего вечера идут и идут люди за благодатной целебной тихоновой водой. Нет, наверное, во всей округе дома, где не сохранялась бы в какой-нибудь посудинке эта святая вода от святителя Тихона.

В прежние времена иордань устраивали на озере и воду брали прямо из него. И сейчас после молебна часть освященной воды вливают в воды озера.

Прихожане могут рассказать о многих исцелениях, происходивших от купания в озере в этот день. Так угодник Божий являет нам свою благодатную помощь. Купание в озере в Тихонов день укрепляет силы и дает здоровье на целый год - утверждают многие. И поэтому с раннего утра на озере многолюдно.Приходят окунуться и верующие и маловерныена всякий случай". Всех собрал святитель Тихон. Такая народная любовь не случайна. Почти в каждой семье вам могут рассказать о каком-нибудь пусть небольшом "домашнем чуде", связанном со святителем Тихоном. О его чудесном заступлении и помощи. А когда произносят его имя, будь то в молитве или в рассказе, его произносят так, словно угодник Божий находится совсем рядом. Здесь. А если скажут вам, что святитель Тихон Амафунтский покровитель этого места, то скажут, как очевидцы покровительства. Разве это не чудо?

Не только "своим", местным покровительствует угодник, знают о нем и в других городах. Много лет приезжают сюда на праздник паломники из Смоленской области. Это большая семья и односельчане. Даже старшие из рода затрудняются ответить, когда и почему появилась в их местности традиция навещать здешний храм. "Меня возили сюда еще совсем малого" – говорит один из них.

Выходят из машины два молодых человека, один с палочкой,хромает. Они из Тулы. В прошлом году вместо палочки были костыли и диагноз, не оставляющий надежды на выздоровление. Но кто-то подсказал, рассказал о чудесном озере, о святом-чудотворце, и больной с помощью друга приехал в Заозерье. Побывал на службе, омылся в водах озера и через какое-то время почувствовал облегчение. Болезнь отступила. Теперь они приехали поблагодарить угодника и еще раз испытать на себе силу чудодейственных вод.

Кстати, о болезнях ног. В последние годы, вслушиваясь в рассказы очевидцев, можно заметить, что немалое число исцелений и облегчения происходят именно от ножных болезней.

Так одна пожилая женщина, старушка Е., москвичка рассказывала о себе, что она много лет "страдала ногами". Всего несколько раз в год спускалась она из своей квартиры на улицу. Продукты ей уже давно покупали соседи. И однажды на службе в храме ей рассказали про чудесный праздник Тихонов день, про чудесное святое озеро. Е. попросила близких людей отвезти ее в Заозерье, и, помолившись на службе в храме, она искупалась в озере. На следующий год рассказчица приехала уже без провожатых. Уже семь лет она ежегодно приезжает в Заозерье на праздничную всенощную, ночует у кого-нибудь из местных прихожан и утром после службы идет на озеро. Ноги у нее давно не болят, чувствует она себя бодро.

Помогает здешняя водица и от болезней головы, от тяжелых и странных болезней. Рассказывают, что вскоре после войны у одной женщины, жившей неподалеку, заболел сын. Мальчик перестал расти, терял в весе, весь, как говорят, расслабился. Врачи просто не знали от чего его лечить, а ребенок потихоньку угасал. Ему сравнялось семнадцать, а ростом и видом он был с одиннадцатилетнего. Кто-то посоветовал бедной матери съездить в Заозерье, помолиться угоднику Божию и искупать сына в озере. Она так и поступила.

Приехали на лошади. Мальчика на руках перенесли из телеги к озеру, раздели, и мать вошла с ним в воду. Она долго стояла, держа сына на руках, погрузив его слабое тело в воду. Молилась, ждала чуда. Ей уже несколько раз сказали, чтобы она выходила на берег, как бы мальчику не стало хуже, как бы он не остыл в воде, не простудился. Но она никого не слушала.

На возвратном пути мать с сыном попали в дождь. Сильнейший ливень промочил всю их одежду, залил сено, лежавшее на дне телеги. Пока они добрались до дома, оба продрогли на ветру, и казалось, что теперь больной, последние два или три года пролежавший в постели, просто не выживет. Но, однако… Вера и молитва матери, святое озеро, а главное милосердная помощь святителя Тихона явили чудо. Мальчик выжил. Выздоровел. Поднялся на ноги.

Местные жители нередко видят, как приезжие люди набирают воду из озера в бутылочку или иную посудину, перекрестившись, благоговейно выпивают несколько глотков, а остальную увозят с собой. Как святыню, как целебное средство дают ее скорбящим и больным близким и, конечно, по вере своей получают от нее облегчение. А иначе не приезжали бы, не везли бы чудесную воду в разные города и веси.

Помните поговорку: "С глаз долой – из сердца вон"? Мы склонны к забывчивости, даже любимых, близких, родных мы забываем в разлуке. А ведь святитель Тихон жил так давно, в пятом веке. Жил на далеком Кипре. Мы почти ничего не знаем о его жизни, и вдруг – такое чудо присутствия. Нет разлуки. Угодник Божий рядом. Молится о нас, опекает, помогает.

***

Двенадцать населенных пунктов: Кузнецы, Заозерье, Андроново, Востриково, Большой Двор, Гаврино, Грибаново, Борисово, Михалево, Буньково, Тарасово, Носырево – составляют исконный приход Христорождественского храма. Жизнь храма и жизнь людей, в него приходящих, неразрывно связаны и зависят одна от другой.

Прихожане… Кто они? Какие?

1812 г. Конец сентября. Местные крестьяне становятся активными участниками военных событий. Именно здесь проходила та крайняя черта на востоке, до коей простерлось вторжение Наполеона в Россию.

Здесь под руководством павловского крестьянина Герасима Курина было создано крупнейшее в России партизанское формирование. Необученные, почти безоружные крестьяне смогли не только противостоять отборным драгунам маршала Нея, но и стать победителями в этом противостоянии.

Наполеон, войдя в покинутую жителями Москву, понял, что кампания проиграна. Следовало подумать о возвращении во Францию. Но возвращаться по разоренной смоленской дороге значило погубить армию. И перед маршалом Неем была поставлена задача разведать путь на хлебный Владимир, чтобы, пройдя через него, отступать южными богатыми губерниями.

Занявшие Богородск французы в поисках провианта и фуража небольшими отрядами продвигались в глубь уезда. У деревни Большой Двор один из таких отрядов столкнулся с местными партизанами. В короткой стычке, закончившейся бегством растерявшегося неприятеля, крестьяне приобрели не только трофейное оружие, но и уверенность в своих силах. Страх перед "победителями" растворился в темноте соснового бора, как и французские драгуны.

Удивительно, что тихие, никогда не видевшие ужасов войны, еще не имевшие личных счетов к неприятелю люди решились на такое дело. Все здесь противоречило здравому смыслу. Они не знали, с какими силами им пришлось столкнуться. Что это: разведка, отряд фуражиров или передовые части двинувшейся на Владимир наполеоновской армии? И вряд ли можно было рассчитывать вилами и палками остановить армию "покорителя народов". Но каждый чувствовал, что невозможно жить рядом с разорителями Отечества, виновниками гибели Москвы, осквернителями святынь. Это чувство не оставляло выбора, понуждало к действию. Сознание правоты рождало надежду и удесятеряло силы.

Так малая пичужка бросается на матерого хищника, защищая свое гнездо, и нередко успевает в этом…

Семь дней вели беспрерывные бои крестьяне-партизаны. Не все они были такими бескровными, как у деревни Большой Двор. Были потери, были победы. Но этот бой был первым. Мужички шли на верную смерть. Как жертва. Добровольцев и называли: жертвенники.

Отряд Курина, состоявший сначала всего из двухсот человек, через пять-шесть дней насчитывал почти шесть тысяч, из коих было почти 500 конных. Все местные. Если припомнить плотность населения здешних земель в те годы, то получается, что каждый двор, каждая семья давала на войну не одного, а скорее 2-3 жертвенников.

Короткая – всего в неделю – партизанская война, однако, принесла значительный урон неприятелю. Партизанам удалось блокировать путь на хлебный Владимир. И неизвестно еще, где закончилась бы военная карьера маршала Нея, если бы он всего несколькими часами не разминулся с куринскими партизанами, вошедшими в Богородск тут же после отхода французов. Произошло это событие 1(14) октября в праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

Историю этой короткой войны можно встретить в мемуарах, научных трудах, литературе. Кое-что сохраняется и в устных рассказах. Один из рассказов о тех днях повествует и о заозерском храме Рождества Христова.

Каменная постройка привлекла французских гусар. Нисколько не сомневаясь, они двинулись с намерением расположиться в нем с лошадьми на ночь. Оккупанты опасались искать гостеприимства у местных крестьян и часто использовали православные церкви как казармы и даже конюшни. Такую конюшню они и устроили неподалеку, в Успенском раме села Богослово.

Но здесь в Заозерье случилось чудо: разлившееся почти до дверей храма озеро преградило путь святотатцам. Боясь завязнуть в топкой грязи, они повернули восвояси. Что ж, последняя неделя сентября. Дожди. Все может быть.

Но у здешнего озера есть одно удивительное свойство, известное всем местным жителям. В нем всегда один и тот же уровень воды. Не ниже, не выше. Даже весенний паводок после снежной зимы не покрывает низких мостков на воде. И когда жарким летом 1972 г. из озера беспрерывно качали воду для тушения пожаров, уровень оставался прежним. Хотя засуха стояла небывалая.

В тридцатые годы нашего столетия пришло время новым жертвенникам, потомкам куринских мужичков-партизан совершить свой подвиг.

Стали закрывать храмы, арестовывать и увозить священников. Закрыли храм Рождества Христова, что на Данилищевом озере. Прихожане принялись хлопотать о возобновлении богослужения. В те годы для этого требовалось особое мужество.

Слышали здешние прихожане и о том, что прямо на церковном дворе расстреляли священника одного Богородского храма. Рассказывали, что когда сбрасывали колокол с колокольни соседнего Никольского храма в Васютине, то в толпе вскрикнула горестно женщина. И ее, мать пятерых детей, в тот же день арестовали и увезли. Навсегда.

Страшно. Но отступать было некуда. Без храма жизнь хуже, чем под ворогом. И, удивительное дело, отстояли храм!

Во все время, пока не было богослужения, несколько месяцев добровольцы охраняли церковное имущество. Прятали в хитро устроенном тайнике священные сосуды и утварь. Не подпускали к храму глумливый актив безбожников. Бесправные и беззащитные в те злые годы, они победили. Потом говорили: святитель Тихон помог.

Одна из христианских добродетелей – любовь к Отечеству. Православный человек не может быть безразличен к отечественным заботам. К горестям и радостям своей Родины. Особенным памятником патриотизму прихожан храма Рождества Христова может послужить замечательная икона святого праведного князя Александра Невского в прекрасном черно-золоченом киоте, выполненная по заказу и на средства местных прихожан. На вложенной в киот медной дощечке надпись: "Икона сия пожертвована от прихожан Христорождественской Церкви при озере Данилове Богородского уезда в память мученической кончины 1 марта 1881 года Царя Государя Александра IIОсвободителя миллионов людей от крепостной зависимости при священнике Михаиле Воскресенском и старосте церковном В. С. Чайковом".

В предреволюционные годы конца 19 начала 20 столетия наши православные соотечественники молились о даровании России наследника престола. Известно, что у царя Николая II и его супруги Александры Федоровны долгое время рождались только дочери. И вот в 1904 году, через год после торжественного прославления святого преподобного Серафима Саровского, в коем прославлении царская семья принимала особое участие, произошло долгожданное в отечестве событие: родился наследник русского престола цесаревич Алексей. Народная радость выражала себя по-разному. Прихожане храма Рождества Христова заказали прекрасную трехсветную висячую лампаду из золоченой вырезной меди и украсили ее царским гербом. На кружевных крыльях лампады надпись: "В память рождения Наследника Цесаревича Алексея. 30 июля 1904 г.".

В советские годы местные власти, конечно, потребовали убрать из храма лампаду с царской символикой. Но один умелец из прихожан закрыл надпись небольшими накладками и вырезал из медальона царский герб – двуглавого орла. Лампада осталась висеть. Царский герб сохранялся в церковном хранилище и, как только стало возможно, в конце восьмидесятых годов его опять впаяли на место. Надпись освободили, и теперь лампада представлена в своем первоначальном виде. Она не только вызывает приятные воспоминания – ее можно назвать замечательной проповедью патриотизма.

Неподалеку от Заозерья, в деревне Буньково в небольшой деревянной избушке жила семья Извековых. Извековы были прихожанами Христорождественского храма. Ходил в храм на службу вместе со своей мамой и сестрами и Сережа Извеков – будущий Святейший Патриарх Всея Руси Пимен. Домик, где он жил, до самого последнего времени еще можно было увидеть, проезжая по Горьковскому шоссе. Храм, в котором молился в детстве, Святейший Патриарх помнил всю жизнь. В семидесятые годы он назначил в Заозерье настоятелем своего ближайшего и, наверное, единственного друга протоиерея Виктора Шиповальникова. "Послужи у меня на родине", - попросил он его.

***

Храм Рождества Христова счастлив не только Небесными Покровителями, историей и прихожанами. Он всегда был счастлив и священнослужителями.

За Тихоновским алтарем, у стены храма похоронен священник Виктор Галахов, много лет бывший настоятелем здешнего храма. Многие старожилы помнят этого замечательного батюшку. Участник войны, перенесший тяжелое ранение, он был очень мужественным человеком, мужественным пастырем. Ведь в те годы, что довелось ему служить, священнику были необходимы такие личные качества как смелость, неустрашимость. Весь советский период времени власти, несмотря на внешнюю лояльность к церкви, не прекращали вести с ней борьбу. От священника требовалось в лучшем случае сохранения количества крестин, венчаний, отпеваний, числа прихожан. Увеличение треб или числа молящихся в храме воспринималось как антигосударственная тенденция и тут же пресекалось. Если государственному чиновнику через какого-нибудь соглядатая поступала информация, что в праздник причастилось много прихожан, или что батюшка проводит полноценную исповедь, что он сказал в воскресный день проповедь, то такого священника лишали регистрации, и ему приходилось выезжать в другой город или село. Пастыря разлучали с паствой, разрывались духовные связи. Именно тогда сложились и на многие годы укоренились в некоторых приходах такие негативные явления как скорая, общая исповедь, редкое причащение Христовых Тайн, церковная жизнь без духовного руководства, без проповеди. Чтобы не подвести пастыря люди старались причаститься не в праздник, а в предшествующие дни, так как именно в праздничные дни подручные советских чиновников различных ведомств подсчитывали подходящих к Чаше.

Отец Виктор Галахов не боялся активных действий. За время его служения намного возросло число прихожан храма. Он говорил к народу пастырское слово, он был замечательным духовником, для многих стал настоящим духовным отцом. Его авторитет в округе был настолько велик, что чиновники и начальства, по должности и положению не смевшие обратиться к о. Виктору явно, тем не менее, искали с нимвстреч. Просили его тайно, без свидетелей, крестить, соборовать, повенчать, причастить, отпеть. Знали и уважали протоиерея Виктора Галахова не только в Павлово-Посадском районе, но и в сопредельных городках и селах.

На могилку к о. Виктору Галахову приходят старожилы, знавшие его; приходят их дети, слышавшие о нем; приводят внуков. Народное почитание памяти настоятеля не уменьшается год от года, а кажется, что, напротив, молва приводит к его могилке все новых и новых людей. "Говорят, что здесь похоронен какой-то замечательный батюшка, вы не покажете его могилку?" – с таким вопросом часто обращаются в церковной ограде к прихожанам люди, впервые пришедшие в храм.

Народная любовь выделила их священнослужителей Христорождественского храма протодиакона Николая Зайцева, служившего здесь также после войны. Отец Николай тоже воевал, получил тяжелое ранение, которое впоследствии и послужило причиной его безвременной кончины. Прихожане рассказывают о его прекрасном голосе и необыкновенном такте. От диаконовского служения зависит благолепие православной службы, оно очень влияет на молитвенное настроение прихожан. Диаконов обычно любят, но отец Николай Зайцев был таким диаконом, что на службы с его участием приходили и приезжали издалека. На фотографическом портрете мы видим красивого крупного человека с артистической внешностью, мягкими чертами лица. Таким его и помнят: величественным, внимательным, ласковым.

В 1976 г. настоятелем Христорождественского храма в с. Заозерье был назначен протоиерей Виктор Шиповальников, священник замечательной судьбы. Перед его глазами прошла вся история Русской Православной Церкви в непростой советский период. Он не был сторонним наблюдателем, но участником этой истории.

Родился о. Виктор в 1915 г. в г. Архангельске. С семилетнего возраста он пономарил – прислуживал в алтаре приходского храма. Уже в детстве он мог наблюдать и ощутил на себе ненависть нового строя к Церкви. Архангельск был местом всесоюзной ссылки. Сначала туда ссылали духовенство, потом, когда началась коллективизация - крестьян. В закрытых городских храмах строили нары, превращая их в тюрьмы. Там жили и умирали "изгнаные за правду" (Мф. 5, 10). Но их судьба не устрашила, а, напротив, побудила молодого человека искать, как же восполнить оскудение Православной Церкви. Именно тогда пришла к нему мысль стать священником.

В 1943 г. Виктор Шиповальников был рукоположен в священнический сан и вскорости арестован. Осудили его как священника, как "социально вредный элемент", как тогда говорили. Приговор вынесли – Печерские лагеря. К счастью, в конце войны политика государства по отношению к Церкви несколько изменилась, и духовенство постепенно стали освобождать из мест заключения, возвращать из ссылок. Освободили и о. Виктора.

Более полувека священнического служения. И все эти годы о. Виктор трудится, восстанавливая храмы, восстанавливая утраченные, скрытые в годы "выживания" благолепие и торжественность праздничных богослужений. В годы гонений Церковь вынуждали молчать, проповедников ссылали, лишали регистрации. Всякое проявление церковности вне храма преследовалось. Не дозволялся колокольный звон, крестные ходы, совершение треб на дому, освящение жилища, причащение в больнице. Существовал даже указ, не позволявший духовенству появляться в духовной одежде вне храма и собственного дома.

Люди, трудящиеся в храмах, живущие церковной жизнью, терпели скорби от всех общественных организаций. От завкомов, профкомов, домкомов. Нигде их не забывали осудить и притеснить. Их увольняли, обходили в должности, всячески донимали. Делалось все, чтобы в храмах остались одни старушки. Православие оставили "доживать". Для большинства людей религиозность соединялась в сознании с серостью, неграмотностью, немощью, ветхостью.

Везде, где служил о. Виктор Шиповальников, он делал все возможное, чтобы показать всем культуру, мощь, красоту и живую радость православных богослужений. Сам он всегда ходил в духовном платье, устраивал крестные ходы, возобновлял колокольный звон, привлекал прихожан чтением акафистов. В каждом храме, где доводилось ему служить, он создавал великолепный хор с замечательным репертуаром. В этом ему всегда помогала матушка, регент, тонко понимающая церковное пение. Семья Шиповальниковых собрала исключительную библиотеку церковных песнопений.

Отец Виктор старался дать людям почувствовать и заставить их полюбить особенность и красоту каждого праздничного богослужения. "Я всегда думал о том, что надо так поставить службу, чтобы люди, которые может быть не так часто ходят в храм, ушли из него с особым чувством духовного очищения и радости" – говорил о. Виктор. Он всегда считал, что лучшая проповедь православия – боголепная и торжественная служба. В Заозерье, как драгоценное наследство, бережно хранят те традиции и порядки, что были здесь при настоятельстве о. Виктора.

***

Современное здание храма Рождества Христова было построено в 1809 году тщанием местного помещика Гавриила Васильевича Рюмина. Об этом сохранилась запись, относящаяся к 1809 году: "На месте деревянной строится каменная церковь с двумя приделами – святителя Тихона Амафунтского и святителя Николая Мирликийского".

В 1854 году сын Гавриила Васильевича – Николай Гаврилович Рюмин вместе с управляющим имением купцом Платоном Михайловым и прихожанами расширил трапезную и пристроил приделы, посвященные свят. Николаю и свят. Тихону.

Церковь Рождества Христова построена в стиле классицизма, характерного для начала 19 века. Центральный иконостас выполнен в 1809 году в том же стиле. Иконостасы приделов выполнены в 90-х годах 19 века и декорированы в духе эклектики. Роспись стен и потолков выполнена в конце 19 века художником Афанасьевым. Это типичный образец церковной живописи в позднеакадемическом духе. Иконы интерьера не отличаются древностью, они, как и настенные росписи, выполнены в конце 19 столетия. Кстати, некоторые из них написаны по заказу или на средства прихожан.

В ограде церкви, неподалеку от паперти похоронен купец II гильдии Сергей Илларионович Баранов, бывший долгое время ктитором Христорождественского храма. Барановы имели мануфактурную фабрику в деревне Большой Двор и торговлю в Москве. Эта семья много благотворила заозерскому храму, и прихожане не забывают благодетелей: семейное захоронение, памятники всегда находятся в надлежащем порядке, за ними ухаживают. На службе молятся об упокоении благоукрасителей, называют их имена.

Семь веков в храме у тихого озера совершается Божественная Литургия. Семь веков праздничным утром зовет церковный колокол своих прихожан в храм. И хоть не так много их сейчас как прежде, поуменьшилось население округи, да и отвыкли люди за годы безверия, но приход живет. И своей интересной, полной жизнью не малое влияние оказывает на внешний нецерковный мир. Храм любят. Ведь многие, очень многие семьи связывают с ним если и не еженедельная служба, то хотя бы крестины, венчания, панихида. И, особенно, памятный в каждой семье Тихонов день. А в храме на службе молятся. Молятся и о тех, кто рядом, о своих "устойчивых" прихожанах, и о тех, кто еще только изредка заглядывает в храм, и о тех, кто пока лишь глядит на него или вспоминает с любовью. Ведь только через Церковь, через храм можем мы стать друг другу действительно близкими и родными. Только она соберет нас в единый народ...


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования