Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
25 августа 17:23Распечатать

Михаил Ситников. МЕЖДУ МОЛИБОГОЙ И СХУЛУЛИЕЙ... Перспективы обмена "опытом милосердия" между Тюменью и Москвой


Проблемы милосердия в нынешней России стоят не менее остро, чем все остальные. Разумеется, во многом это специфическая область деятельности церковных организаций - благотворительных, душепопечительских, богоугодных. Тем более, что в Русской Православной Церкви Московского патриархата еще в 1991 году был учрежден Отдел по церковной благотворительности и социальному служению, обросший постепенно немалым количеством секторов, филиалов, учрежденных им организаций и сотрудников, разбросанных по территории всей России. Отдел поддерживает отношения со многими синодальными, общественными и государственными учреждениями, представляя собой достаточно серьезную самостоятельную структуру в административном и экономическом смыслах.

По состоянию на конец 2004 года на территории страны РПЦ МП официально принадлежало 2 253 благотворительных центра, среди которых детские приюты, дома престарелых, столовые и т.д. В связи с принятием "Основ социальной концепции РПЦ" и расширением возможностей учреждения новых организаций, за последние два года число подобных объектов заметно увеличилось, хотя официальные данные на этот счет пока не публиковались.

Однако, как и в других областях, в сфере социального служения случаются разные ЧП и бытуют злоупотребления, которые допускают как отдельные работники приютов, так и призванные контролировать их церковные чиновники. Недавняя история с судебным расследованием откровенных издевательств над воспитанницами церковного пансионата для девочек "Отрада" в Тюмени закончилась, как известно, закрытием этого "богоугодного" заведения и уголовным делом в отношении настоятельницы тюменского Свято-Ильинского женского монастыря Марии Схулулия ("матушки Нины"), которой, по мнению прокуратуры, грозит до 7 лет заключения.

Такой выходящий из ряда вон прецедент, конечно же, не типичен для подобных заведений, находящихся под контролем руководства епархий РПЦ МП. Тем не менее, проблемы, связанные с нарушением церковной администрацией устоев христианской морали, да еще и в рамках организаций милосердия, имеют место не только в отдаленных епархиях.

Год назад московские церковные власти обратили внимание на знаменитую Марфо-Мариинскую обитель милосердия на Большой Ордынке, которая, по их мнению, "функционировала недостаточно эффективно". Вместо того, чтобы приносить доходы, обитель воспитывает и опекает никому не нужных девочек-сирот. Начать "нормализацию жизни обители" было решено с применения испытанного способа "разделяй и властвуй". Поэтому, при рассмотрении кандидатуры эмиссара бизнес-интересов РПЦ МП в Марфо-Мариинской обители, выбор пал на бывшего главврача городской поликлиники № 68, располагавшейся ранее в помещениях приюта, Римму Пумырзину. К середине 2005 года Римма Алексеевна давно уже трудилась в обители, заявляя о себе как о заместителе настоятельницы обители монахини Елисаветы (Крючковой).

Она и выступила с первыми обличениями в адрес матушки Елисаветы. В адрес председателя дисциплинарной комиссии Московской епархии епископа Дмитровского Александра (Агрикова) и на имя Патриарха посыпались жалобы о "кризисе духовной жизни" в обители, где настойчиво распространялся слух о том, что "матушку Елисавету все равно уберут на покой" и настоятельницей станет или сама Римма Алексеевна, или некая мать Евфросиния, с которой она особо дружна.

Обитатели Марфо-Мариинской обители всему этому старались не придавать особого значения. Тем временем епископ Александр попытался призвать монахиню Елисавету к "добровольному" отречению от должности настоятельницы,чему она принципиально воспротивилась.

Вот тогда и пошла в ход "тяжелая артиллерия". Исходя из бюрократической традиции РПЦ МП, все решения и указы епархиального масштаба в пределах Москвы готовятся викариями Патриарха. Но без привлечения высшего священноначалия, пусть и на стадии подписания бумаг, обойтись все же нельзя. Поэтому 2 февраля 2006 года Патриарх Алексий II издал указ № 530 следующего содержания: "В связи с реорганизацией жизнедеятельности Марфо-Мариинской Обители милосердия, в целях приближения ее к изначальному укладу, положенному ее святой основательницей, считаем целесообразным начальницу (настоятельницу) Обители монахиню Елисавету (Крючкову) освободить от несомых настоятельских обязанностей с отчислением из сестричества Обители".

Первое, что могло придти в голову непосвященному наблюдателю, это бдительность, которую проявило священноначалие, упреждая некие нестроения и уклонения от уклада святой основательницы в знаменитой обители, основанной в феврале 1909 года Великой княгиней Елисаветой Федоровной. Тем более что при основании Марфо-Мариинского приюта царственная подвижница взяла за образец уклад ранней Христианской Церкви, а Патриарх упоминает о намерении вернуть жизнь нынешней обители "к изначальному укладу". Вопросов, казалось бы, возникать не должно. Ведь жизнь монастырских учреждений и в наше время во многом сокрыта от посторонних глаз. Так что формально у Алексия II вполне могли быть какие-то неизвестные нам, но веские основания к реорганизации приюта. К тому же, бывшая настоятельница, монахиня Елисавета, и образование университетское имеет, и по специальности - психолог и педагог. Груз светской жизни может мешать руководству монастырем.

Изгнание монахини Елисаветы было до неприличия показательным. Нехитрый скарб престарелой матушки приехавшие вместе с представителями патриархии рабочие просто выставили на улицу прямо в снег. А саму - выпроводили на мороз в ботинках, старой куртке и платке: иди, мол, себе с Богом...

О деталях выживания настоятельницы из обители, о предваривших это кардинальное решение внутрипатриархийных расчетах и личных заслугах героев интриги речь пока впереди. А сейчас достаточно напомнить, что на место уволенной монахини Патриарх назначил замужнюю даму с красноречивой фамилией Молибога. Та активно приступила к возвращению Марфо-Мариинской обители к "изначальному укладу" раннехристианской общины. В первый же день она уволила педагогов, привлеченных м. Елисаветой, а затем вынудила уйти большинство повзрослевших воспитанниц, которые вели "слишком светский образ жизни", и поселила в обители свою дочь-инвалида 27 лет. Мастерские юных рукодельниц сданы в аренду под студию аудиозаписи. Воспитанницы жаловались на рукоприкладство со стороны Молибоги и немилосердное обращение с животными - собаками, жившими в обители и умерщвленными новым начальством. А аудитория российских и зарубежных телеканалов, равно как и читатели некоторых столичных газет, имели возможность с этим беспределом ознакомиться. И что же?

А ничего! Рассказы малолетних воспитанниц в программе "Времечко" 6 июля о том, что происходит в сиротском приюте Марфо-Мариинской обители РПЦ МП, вызвали дюжину слезливых звонков от представителей московской общественности. На телеэфир Николая Николаева "Новое расследование" по малодоступному российской аудитории каналу RTVI от 15 июля отреагировали искренним возмущением в основном зарубежные телезрители, которые реально помочь ничем не могут. Иначе говоря, все происходит именно так, как и должно происходить в обществе, абсолютно равнодушном к нравственной стороне жизни. Хотя...

Хотя, если кто-то в РПЦ МП и пользуется равнодушием "православных по рождению", чтобы совершать втайне нечто неприглядное, то, как видим, даже в далеком Тюменском крае подобного рода поползновения иногда пресекаются.Среди верующих и неверующих, в том числе ответственных представителей власти и прокуратуры, всегда находятся адекватные люди. Недавно еще нездоровый трепет общества перед именами высоких светских и церковных особ определенно переходит во внимательный интерес к тому, а что, собственно, происходит в этих псевдосакральных сумерках. Этот слабый признак сознательного гражданского общества, конечно же, недостаточен, чтобы сделать погоду во всей стране сразу. Но, что касается частных случаев, подобных тюменскому, здесь такой фактор вполне может оказаться решающим.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования