Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
16 июня 14:22Распечатать

Михаил Ситников. «ВЛАСТВОВАТЬ ЛЮДЬМИ ИЛИ СЛУЖИТЬ...». Что остается, когда уходит Церковь? Мистическое измерение происходящего с Сурожской епархией


Как-то не очень последовательно выглядит, когда верующими людьми из возможных причин разного рода событий полностью исключается их "метафизическая составляющая". Вернее было бы сказать - "определяющая", потому что не наши материальные деяния выстраивают и поддерживают события духовной жизни, а вовсе наоборот. Классических примеров тому - как описанных в прошлом, так и происходящих сегодня у всех на глазах, - немало. Вероятно, драма, которая разыгрывается ныне в Великобритании, в местной русской православной епархии, тоже из подобных, хотя и квалифицируется в основном, как конфликт, определяемый борьбой за политическое влияние. Впрочем, в том, что такая борьба тоже присутствует, конечно же, нет никаких сомнений. Но она ли все определяет? Ведь, если только она, то перед Сурожской епархией РПЦ МП не существует иной перспективы, как стать филиалом Свято-Данилова монастыря со всеми проистекающими отсюда последствиями.

"Некрасивая ситуация, сложившаяся вокруг Сурожской епархии, никак не была бы возможной, будь жив владыка Антоний...", - убежденно заявил один известный иерарх РПЦ МП. Далее он не стал много говорить о том, что еще было причиной разразившегося скандала, кроме известной "ревности" Московской патриархии об "изменщиках", покидающих ее юрисдикцию - независимо от того, живут ли они в России или за рубежом, "наши" ли они граждане, либо "чужие". Зато на вопрос, кому же надо было не погасить, а напротив раздуть всю эту историю, иерарх поднял глаза к потолку и, как-то даже с придыханием произнес всего два слова: "Нашему Владыке".

Кроме единства во мнении церковных и светских экспертов в определении источника развития скандала, причастность к Сурожским катаклизмам ОВЦС МП, впрочем, очень логична. Именно этот, практически самостоятельный, орган Московской патриархии, как известно, и "окормляет" зарубежные епархии, организуя процессы "соединения Церквей", или, согласно нуждам очередного "текущего момента", раздает направо-налево разного рода "кнуты и пряники". Но речь, собственно, не об этом – не о технологии поддержания влияния РПЦ МП в чужих землях на должном уровне. Об этом написано уже много, и если остались для кого-либо какие-то неясности, то их следует считать результатом личной невнимательности. Интересней другое: почему, "если бы жив был владыка Антоний", ничего подобного и в самом деле не могло произойти? Ведь в этом – и совершенно справедливо – не сомневается никто.

Сегодня епископ Венский и Австрийский Иларион (Алфеев) не скрывает своей неприязни к епископу Василию (Осборну). В одном из недавних интервью он прямо говорит, что Осборна "не интересовал вопрос пастырского окормления россиян: его интересовал только вопрос о том, кто, в конечном итоге, унаследует кафедру митрополита. В архиерее, прибывшем из России, он видел своего потенциального соперника. Поэтому он на протяжении многих лет вел борьбу против Владыки Анатолия и добился его полного отстранения от рычагов реальной власти в епархии. Когда же весной 2002 года в епархии появился я, епископ Василий приложил все усилия, чтобы как можно скорее избавиться от меня". Абстрагируемся от того, насколько обоснована такая неприязнь следованием христианской морали, но того, что покойный митрополит Антоний упорно добивался удаления из Сурожской епархии епископа Илариона, а епископа Василия оставил своим наследником, отрицать нельзя. И обвинение ушедшего под юрисдикцию Константинополя архиерея в том, что он "сегодня пытается разрушить то, что на протяжении полувека созидал митрополит Антоний", не выглядит неожиданным. Тем более, что проводящий политику Москвы епископ снова не может скрыть личного: "Бог поругаем не бывает"(...) и я верю, что (...) с отстранением епископа Василия и назначением нового архиерея, дело почившего митрополита будет возобновлено и продолжено".

Здесь нельзя пройти мимо одной очень серьезной детали, которая определяла благоденствие Сурожской епархии когда-то, и оказалась ничего не значащей теперь. У детали этой две проекции: одна - это статус Сурожской епархии и масштаб личности ее главы, другая – особенности реакции на эти епархию и личность извне, со стороны мощного аппарата Московской патриархии.

Анна Шмаинова-Великанова предполагает, что епископу Василию не надо было уходить из юрисдикции РПЦ МП, а "наверное, стоило как-то тянуть время, терпеть...". Однако, и покойный митрополит Антоний тоже "тянул" и "терпел", хотя, как утверждают, и он размышлял и даже говорил о возможности перехода в иную православную юрисдикцию. Но его терпение было иным, нежели у епископа Василия. Не придавая определяющего значения облику современной РПЦ МП в России, он переживал ее драму на ином, невидимом для остальных уровне, сознавая, что присутствие в Московской патриархии выпестованной им Сурожской епархии, быть может, одна из последних соломинок, спасающих российское Православие в целом. Это хорошо чувствовали и верующие в России, большинство которых всегда инстинктивно, на подсознательном часто уровне, тянулось внимать христианской проповеди митрополита Антония. Причем это относится не только к православным, но и ко многим католикам, и протестантам. (Один мой знакомый окончательно уверовал и воцерковился, правда, в баптистской Церкви, прочтя "Школу молитвы"). Понимали это, но несколько иначе, и московские церковные аппаратчики, почувствовавшие "запах" возможного умножения своей земной власти.

Несмотря на то, что в кулуарах патриархии отношение к митрополиту было раздраженно-ироническим еще при жизни, отечественные религиозные функционеры ни под каким "соусом" не рискнули бы посягнуть на открытое вторжение в "пространство" митрополита Антония (Блума) и на "территорию" подлинно православной Церкви ‑ будь то навязанным назначением кого-то в Лондон, будь то просто открытым заявлением. Это в советской России казалось допустимым оправдывать "сохранение Церкви" самоцелью, оправдывающей любые средства, но в Великобритании, где покойный митрополит был, по сути, первым апостолом Православия, подобное виделось совершенно немыслимым.

"Властвовать людьми или служить...", – упоминает Шмаинова-Великанова красноречивую альтернативу, предложенную митрополитом Антонием епископу Илариону, олицетворяющему уже освобожденную РПЦ МП. Этой дословности, надо сказать, верится. Потому что именно эти слова и в похожем контексте он произнес однажды и во время своей проповеди, посетив Москву в 1982 году. Но если пожизненное служение митрополита сделало его для "внешних" неприкосновенным и недосягаемым, то ситуация, в которой оказался епископ Василий, качественно иная. Единственное и главное, что унаследовал он от своего предшественника и духовного наставника, это сделанный выбор – служить. И если для осуществления этого служения он "изменил" властвующей юрисдикции, а с ним - и согласные с таким решением священники, то основания для того – не корпоративные, а глубинные, личные. У епископа Василия, как верного воспитанника покойного митрополита, уж, наверное, были весомые.

Поэтому, возвращаясь к мысли о том, что подобные ситуации проистекают все же не из нашей земной самодеятельности, а из более высоких сфер, можно предположить, что Церковь, в лоне которой служил Богу и людям покойный митрополит Антоний (Блум), из РПЦ МП ушла…


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования