Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
14 июня 14:28Распечатать

Протоиерей Евгений Заплетнюк. ДЕСЯТИННАЯ ЦЕРКОВЬ В КИЕВЕ: КОНФЛИКТ НА ПУСТОМ МЕСТЕ. Если в воскрешенном рукотворном храме спасется хотя б одна душа, то его следует воссоздать


Сегодня мы живем в мире более странном, чем понятном: абсурдные вещи нас уже не удивляют, а когда-то считавшиеся шокирующими – уже повседневность. Мир нового тысячелетия – мир абсурда. "Грешник Иисус" из "Кода да Винчи" и "Евангелия от Иуды" более интересен обществу, чем Тот, о Котором учили Евангелисты; защищать гомосексуализм – теперь означает защищать демократию; производители пива сегодня – спонсоры спортивных соревнований; Русская Церковь награждает за заслуги "в развитии Православия" водочный завод; а на Всеевропейском песенном конкурсе большинство дает предпочтение артистам, переодетым в монстров и демонов.

А еще где-то, в то же самое время, прихожане разных православных юрисдикций воюют между собой с не меньшим упорством, чем когда-то святые подвижники боролись с еретиками и язычниками. Временами такие конфликты вспыхивают почти на пустом месте. И именно об одноим из них мы расскажем в нашей статье.

Конечно, по правде говоря, ситуация, о которой будет идти речь, возникла не на совсем пустом месте. Хотя реально – идеологическая борьба ведется сейчас именно за фактически пустой участок земли, на котором после работы археологов будет возведен воскрешенный храм исторического значения – легендарная Десятинная церковь в Киеве.

Итак, начнем с начала. В истории Церкви, и православия в частности, всегда видную роль занимали храмы. Именно так исторически сложилось, что православие ныне уже не воспринимается без ярко выраженного внешнего богопочитания. Жизнь нормальной православной общины не может протекать без специально отведенной для поклонения территории или здания, которое, к тому же, обладает особой архитектурой, стилистикой и богословски обоснованным символизмом.

Поэтому для православного верующего храм имеет намного большее, скажем так, идеологическое значение, чем это имеет место в сознании современных "нетрадиционных культов" – для последних нет абсолютно никакой разницы, где встречаться для поклонения – то ли в неработающем Доме культуры, или в покинутом кинотеатре, или на стадионе. Для православных это значение все-таки имеет.

Значение "типового" православного храма может в несколько раз увеличиваться в зависимости от внешних условий и исторических обстоятельств. Есть храмы – символы эпохи, голоса прошлого в современном мире. Храмы, которые не только вошли в историю, но и создавали ее. Один из таких храмов – Десятинная церковь в Киеве. Его история не менее трагична, чем история Украины в целом. Возрождение таких храмов – не только богоугодное дело, но в какой-то мере "дело принципа" людей, которые знают и уважают свою историю и помнят, что без нее не может быть будущего.

Мы не ставим перед собой задачи рассказать обо всей трагической истории Десятинной церкви. Для этого мы отсылаем интересующихся читателей к работе, написанной иерархом УПЦ Киевского патриархата – архиепископом Димитрием (Рудюком) "Мать церквей русских – Десятинная церковь в Киеве – настало время ее возродить" (Киев, 2005 г.) (интернет-версия книги по адресу: 10tynna.cerkva.info).

Врагов у идеи строительства нового храма на месте Десятинной церкви, к сожалению, было немало. Против него выступали: научные работники-атеисты, мотивируя свою позицию невозможностью стопроцентного воспроизведения оригинала, бизнесмены, которые удобно размещали столики собственных кафе на его фундаментах, дамы, которые каждый день выгуливали там своих собачек, и даже современные язычники - солнцепоклонники, которым для "подпитки солнечной энергией" идеально подходила площадь на фундаментах Десятинного храма.

Для православных украинцев вопрос возрождения храма имеет как историческое, так и духовное значение – если в воскрешенном рукотворном храме спасется хотя б одна душа, то его следует воссоздать. Инициатором этого и выступила Киевская патриархия.

В 2004 году, 15 июля, в ознаменование начала возобновительных работ на фундаментах Десятинной церкви был установлен крест. Установка креста была приурочена к открытию Поместного Собора Украинской Православной Церкви Киевского патриархата. Одновременно Киевской патриархией было заявлено о создании соответствующего Фонда восстановления Десятинной церкви.

В Рождественские дни 2004 года финансовым управлением УПЦ КП впервые была проведенная рекламная акция "Киевляне - возродим Десятинный храм!" Все это делалось с целью привлечения внимания общественности к большому и святому делу. Инициировалась эта идея и в кругах реставраторов.

После Оранжевой революции в средствах массовой информации стали появляться сообщения о том, что тогдашний киевский градоначальник Александр Омельченко, за спиной которого огромный опыт возрождения разрушеных святынь - Михайловского и Успенского соборов, церквей Успения Богородицы (Пирогощи), Рождества Христова на Подоле, Владимирского храма в Херсонесе - решил отстроить храм. Возможно, этого доброго намерения не было бы, если б не поддержка со стороны президента Украины Виктора Ющенко.

В июле 2005 года сотрудники Института археологии НАН Украины начали археологические раскопки возле фундамента Десятинной церкви. Исследователи поставили перед собой цель профессионально раскрыть фундамент старинного сооружения, который в ближайшее время планируется реставрировать.

Одновременно с этим, видя, что перспектива воссоздания Десятинного храма уже более реальна, чем ранее, на него заявили притензии не только православные украинцы. Оказалось, что теперь этот храм нужен и Московскому патриархату, и даже греко-католикам. Конечно же, вопрос здесь не столько в самом размещении храма в центре города, сколько в том, что он даст возможность связать современную историю той или иной Церкви с аутентичным историческим наследством равноапостольного князя Владимира.

Так, для Русской Церкви в Украине будет дополнительный повод говорить: мы и сейчас наиболее канонические и благодатные, какими были тысячу лет назад. Что касается греко-католиков, то Брестская уния 1596 года надолго извергла из столицы Киевских митрополитов-ренегатов. Поэтому де-факто сегодня не исторический Киев, но Львов, Западная Украина являются центром униатской Церкви. И хотя "де-юре" высшие иерархи УГКЦ перенесли свой центр в столицу, фактически в Киев перенесены только стол, кресла и бумаги. Самих же греко-католиков в Киеве совсем немного. Административный центр – это не то же самое, что религиозный. А Десятинный храм дал бы возможность поймать сразу двух зайцев.

В этом конфликте Московский патриархат продемонстрировал свои худшие стороны – агрессивную пророссийскую политику и способность к черному пиару. И пока научные работники исследовали место восстановления храма, а верные Киевского патриархата постоянно молились перед установленным на этом месте крестом, Лаврские монахи организовали неожиданную акцию. В миг оказалось, что рядом с высоким забором стоит... брезентовый храм, который, кроме церковной утвари, сразу был "снаряжен" священником, охраной и прихожанами.

Больше того. Для "промоушна" этой странной задумки представители УПЦ МП "подключили" даже святого Апостола Андрея Первозванного, который для такого случая предоставил туда свою стопу для поклонения...

Напротив Верховной Рады, в парке, такие же "ревнители православия" уже год молятся в такой же палатке. Попробуйте лишь ее убрать! Демократия и свобода в миг превратится на "гонение оранжевой хунты на каноническое православие" (цитата из их лексикона). Не уверен, что подобные "трюки" смогли бы быть реализованы в других "демократических странах". Тем не менее, как видим, такой опыт в Украине уже есть. Ну и, конечно, наверное, еще не раз будет использоваться.

А как же Десятинная? Пока православные будут между собой выяснять, кто прав, наибольшую выгоду получат протестанты и даже псевдорелигиозные организации. Им нужны не храмы – они ловцы человеческих душ. И пока мы не поймем, что все в жизни происходит по Промыслу Божию, никакие задуманные нами дела успешно не осуществятся.

Справка: Десятинная церковь была первой каменной церковью Киевской Руси. Ее построили русские и византийские мастера в честь Рождества Пресвятой Богородицы во времена великого князя Владимира, который выделил на эту стройку (а затем и на содержание храма) десятую часть прибылей княжеского двора — десятину. Оттуда и пошло название храма.

В начале XI столетия во время большого пожара церковь была сильно повреждена. Позднее ее отстроили. Кроме главного престола, церковь имела два придела – в честь равноапостольного князя Владимира и святителя Николая. В церкви был похоронен великий князь Киевский Владимир Святославович, его жена – византийская царевна Анна, сюда также был перенесен из Вышгорода прах равноапостольной княгини Ольги.

Во время татаро-монгольского нашествия церковь полностью сгорела, и святителю Петру Могиле в XVII веке удалось построить на ее месте лишь маленький храм в честь святителя Николая. Только в 1758 году храм был отстроен заново. В 1828 году началось строительство новой Десятинной церкви, которое завершилось 15 июля 1842 года. В начале 30-х годов прошлого столетия Десятинная церковь была вновь разрушена, теперь уже отечественными большевиками, в связи с намерениями советской власти построить на этом месте правительственный квартал.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования