Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
08 июня 15:54Распечатать

Раввин Авраам Шмулевич. ЛЕСБИЙСКИЙ СКАНДАЛ В ИУДЕЙСКОЙ РОССИИ – ТОЧКА ОТСЧЕТА. Весь этот скандал – часть плана "проверить Россию", часть некоего проекта. Часть II


Часть I здесь.

И вот Нелли Шульман, единственная женщина в СНГ, занимающая пост "реформистского раввина" (всего в СНГ шесть "раввинов-реформистов"), провела первую церемонию однополого брака двух лесбиянок. Вопреки вышеупомянутому решению, тайну из данной церемонии Шульман и ее участники не делали – наоборот, фотографии "свадьбы" заполнили Интернет и бумажные СМИ, видеозапись была показана по центральному ТВ, а сама Шульман рассказала о произошедшем в многочисленных интервью.

В еврейском мире России разразился предсказуемый скандал. С точки зрения ортодоксального иудаизма, церемония, полностью повторяющая обряд гетеросексуального, обычного, бракосочетания, является пародией на Б-жественный закон и кощунством. Но недовольными оказались и некоторые руководители реформизма. Среди них – Менахем-Мендл (Вадим) Полянский, человек, стоявший у истоков карьеры Нелли Шульман как реформистского деятеля. Бывший профессиональный спортсмен, Полянский занимает пост председателя союза клубов Еврейского спортивного общества "Маккаби" СНГ и стран Балтии и является основателем первой в Санкт-Петербурге общины "реформистского (прогрессивного) иудаизма". В эксклюзивном интервью автору этих строк он рассказал, что Нелли Шульманвообще нееврейка, что она поступила на работу в петербургское отделение "Маккаби" в 1992 году в качестве переводчика с английского. Вскоре на базе этого спортивного общества Полянский зарегистрировал реформистскую общину и установил контакты со "Всемирным союзом прогрессивного иудаизма" (ВСПИ) и его израильским отделением. Соответственно, Нелли стала работать и там. Именно она была переводчиком во время визитов в Россию различных реформистских деятелей. По словам Полянского, звалась тогда будущая "женщина-раввин" Нелли Кожатова.

"Нелли – не еврейка, - рассказал в интервью Полянский. - Конечно, мы не сыщики и не проводили специального расследования насчет ее корней, но во время ее работы и в "Маккаби", и в нашей общине все знали, что она не имела никакого отношения к еврейскому народу. Сейчас она говорит, что ее девичья фамилия – Коган, но когда Нелли работала у меня, фамилия ее была Кожатова, как Коган никто ее не знал, никогда эта фамилия не звучала. Шульман – фамилия мужа. Я не могу сказать про Нелли ничего плохого, наоборот, я был очень ею доволен. Она была очень работящей и исполнительной девчонкой, если надо, всегда оставалась в офисе, хорошо переводила. Я взял ее в качестве переводчика на Всемирную Маккабиаду в Израиль. Она же переводила все мои встречи с представителями ВСПИ. И вот тогдашний генеральный представитель ВСПИ в России Марк Рикель и глава израильского отделения Йоель Осиран предложили ей в 93-м году поехать учиться в Лондонский колледж прогрессивного иудаизма. Я был против – считаю, что человек, не имеющий ни капли еврейской крови, как Нелли, не может представлять религиозное еврейство, тем более быть раввином. У нас имелись другие вполне подходящие кандидаты. Но Рикель и Осиран решили послать именно Нелли, с которой у них установился хороший контакт – ведь именно Кожатова переводила им. Причем от меня скрыли, что Нелли едет учиться именно на раввина. Сказали – что просто на преподавателя. Это их вина, что они внушили простой русской девчонке, что она может быть еврейским раввином". По словам Полянского, и его, и других членов общины возмущало то, что зарубежные функционеры "прогрессивного иудаизма" "ведут себя в Росси как диктаторы, указывая членам общины что делать и пытаясь руководить их жизнью". Именно это, а также резкое неприятие членами созданной Полянским общины (многие из них были профессиональными спортсменами) позиции ВСПИ в вопросе гомосексуальных браков, побудило Полянского и его товарищей порвать контакты с "прогрессивными иудаистами" и перейти под крыло другой зарубежной реформисткой структуры – в "консервативный (традиционный) иудаизм", отличающийся меньшим радикализмом. Кроме того, Полянского не устраивало то, что многие общины "прогрессивного иудаизма" в России носят чисто формальный характер, являются просто оформленными как религиозные общины молодежными отделениями "Сохнута".

О том, что Нелли Шульман – нееврейка, сообщил мне еще один высокопоставленный источник в российском реформистском движении, пожелавший, однако, сохранить анонимность. Сама Нели Шульман категорически отказалась обсуждать какие-либо детали своей биографии, но в опубликованных ранее интервью она неоднократно подчеркивала, что ее девичья фамилия – Коган и что она происходит из "еврейской семьи".

Еще более резко на произошедшее отреагировал основатель российского реформизма. На заседании президиума ОРОСИР Зиновий Коган потребовал осуждения инициативы Шульман, однако руководство движения отказалось поддержать его, и тогда 17 апреля 2006 года Коган направил в президиум ОРОСИР следующее заявление: "В связи с теологическими разногласиями с раввинами ОРОСИР я принял решение уйти с поста Председателя ОРОСИР". В циркулярном письме руководителям региональных реформистских общин он более подробно разъяснил свою позицию: "При активном участии р. Нелли Шульман усилился отход ОРОСИР от традиционных моральных ценностей иудаизма. Однополые браки противоречат морали иудаизма, в том числе и современного". Зиновий Коган сказал мне в интервью: "Когда я создавал движение, я думал о евреях, далеких от соблюдения религиозных обрядов, я считал, что реформистские учебные заведения должны готовить социальных работников и заниматься социальными программами. Я не предполагал, что движение выйдет из-под контроля и перейдет под духовное влияние раввинов, выпускников зарубежных центров. Большинство российских евреев против легализации однополых браков".

И КЕРООР, и лично Коган вынуждены обороняться. Уже минимум полтора года влияние Зиновия Когана на происходящее в ОРОСИР было минимальным, так что пост предисполкома КЕРООР для него значительно более важен. Но акция Нелли Шульман ставит в очень трудное и щекотливое положение как лично Когана, так и организацию в целом.

Именно Коган чаще всего представляет КЕРООР на различных публичных мероприятиях, в том числе и "межконфессиональных", он поддерживает тесные отношения с иерархами Московской патриархии, которая занимает позицию последовательной борьбы с "содомией". Публичное ассоциирование с "сексуальными меньшинствами", да еще в таком громком контексте, может существенно осложнить его положение как общественного деятеля.

В РФ действуют две зонтичные иудаистские ортодоксальные структуры – кроме Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР) существует также Федерация еврейских общин России (ФЕОР), главным раввином которой является р. Берл Лазар. ФЕОР представляет Хабад – любавический хасидизм. В области теологии и обрядов между хасидами-хабадниками и прочими ортодоксальными иудеями нет никаких существенных различий. Любавический хасидизм – такая же иудейская ортодоксия. Однако в организационном отношении хабадники в странах диаспоры и в Израиле держатся весьма обособленно, их часто обвиняют в стремлении "подмять под себя" прочие структуры, всю религиозную жизнь. Постоянная борьба, когда скрытая, когда выплескивающаяся наружу, происходит и в России – между ФЕОР и КЕРООР. Одно из проявлений этой борьбы – одновременное существование двух главных раввинов России, Лазара и Шаевича, уже стало притчей во языцах и просто пищей для анекдотов. Но именно наличие реформистов в составе КЕРООР стало, в свое время, формальной причиной того, что хабадники отказались вступить в эту организацию и образовали свою структуру. Р. Берлом Лазаром было опубликовано специальное заявление с протестом против нахождения "под одной крышей" с реформистами.

То, что именно формально ортодоксальный КЕРООР и лично раввин Пинхас Гольдшмидт фактически поддерживают в РФ реформистское движение, то, что реформистские общины входят в ортодоксальную организацию, вызывает недовольство многих религиозных российских евреев. В свое время раввин Гольдшмидт постановил, что "реформистских раввинов" недопустимо вызвать в синагоге к чтению Торы, поскольку присутствующие "сделают вывод, что и такие люди называются в Израиле раввинами". Но то, что "реформистский раввин" Зиновий Коган официально именуется во всех документах и публичных акциях КЕРООР просто "раввином" и в качестве "раввина" публично представляет организацию (что, конечно же, может "создать впечатление, что и такие люди называются в Израиле раввинами") – вызывает резкое неприятие и недоумение во многих ортодоксальных общинах, делая для них невозможным вступление в КЕРООР.

Противники р. Гольдшмидта утверждают, что руководство КЕРООР нуждается в реформистах для противоборства с ФЕОР. Сторонники – что р. Гольдшмидт действовал с согласия крупнейшего современного галахического авторитета мирового еврейства рава Эльяшива ради "управляемого сдерживания реформы", для того, чтобы приблизить далеких от соблюдения каких-либо заповедей членов реформистских общин к иудаизму. Сам р. Гольдшмидт отказался комментировать историю своих отношений с реформистами. Относительно же скандала вокруг лесбийской церемонии он заявил в эксклюзивном интервью автору этих строк следующее: "Я очень рад, что большинство общин "современного иудаизма" в России не поддержали этого акта, и, как результат, ищут больше связи с традиционным иудаизмом".

И Нелли Шульман, и Зиновий Коган, и р. Пинхас Гольдшмидт оказались связанными еще с одним конфликтом, тлеющим в московской иудейской общине уже несколько лет и могущим в любой момент превратиться в громкий скандал. Речь идёт о конфликте вокруг синагоги на Поклонной горе. В 1995 году там был открыт Мемориальный комплекс Победы. Кроме Центрального музея Великой Отечественной войны и Монумента Победы в него входят три храма "традиционных конфессий" в память о погибших на войне. Православный храм св. Георгия Победоносца был построен в 1995 году, мечеть - в 1997 году, а в 1998 году открылась так называемая Мемориальная синагога. Построена она была на деньги тогдашнего председателя Российского еврейского конгресса Гусинского и ныне находится в собственности РЕКа. У РЕКа, в свою очередь, существует соглашение с КЕРООР, так что определяет то, как используется синагога, именно р. Пинхас Гольдшмидт. До 2001 года там проводила богослужения ортодоксальная еврейская община (не входящая ни в одну из зонтичных структур) под руководством известного религиозного активиста Танхума Бусина, занимающего пост председателя этой общины. Затем решением КЕРООР синагога была предоставлена в распоряжение реформистов, причем им были переданы и ортодоксальные свитки Торы. Но именно свиток Торы является главной святыней иудаизма. В течение некоторого времени там вела службу Нелли Шульман, кроме всего прочего она читала свиток Торы во время публичного богослужения. С точки зрения ортодоксального иудаизма чтение Торы женщиной, тем более реформисткой, является недопустимым (напомню, что р. Гольдшмидт запретил даже просто вызывать к Торе реформистского раввина-мужчину), эти действия вызвали серию яростных протестов со стороны удаленных из синагоги ортодоксальных прихожан. Были и демонстрации перед зданием синагоги и жалобы в различные инстанции. В результате Шульман перестала там появляться. Как написал в своем ответе на запрос московских властей исполнительный вице-президент РЕК Сол Букинголтс, "в соответствии с договоренностью с КЕРООР" в настоящий момент в Мемориальной синагоге действует реформистское Общество "Гинейни" под руководством Зиновия Когана. Ортодоксальные бывшие прихожане синагоги, в свою очередь, постоянно бомбардируют центральные и московские власти петициями и, по словам Танхума Бусина, готовятся летом начать новую серию громких акций протеста. Приведем мнение Бусина и прихожан его общины: "Присутствие в Мемориальной синагоге реформистов является святотатством. Реформизм – не традиционная для России конфессия. Погибшие в ходе войны евреи никак не являлись реформистами. В традиционном иудаизме имеются выработанные веками ритуалы памяти, например чтение книги Тегилим (Псалмов). Ничего этого в синагоге не проводится. Реформистское псевдобогослужение – это оскорбление памяти погибших". Действительно, ситуация складывается потенциально скандалоопасная. Зиновий Коган и возглавляемые им реформисты, по словам Когана, не заинтересованы в разжигании конфликта. Основная претензия к Танхуму Бусину, высказанная Коганом в разговоре со мной, состоит именно в том, что Бусин обращается с жалобами к "людям, далеким от иудаизма".

Однако Коган уже не представляет всех реформистов. Вообще, нельзя исключить, что найдутся люди, заинтересованные в максимальном разжигании и этого скандала.

При начале деятельности реформистов в бывшем СССР многим казалось, что "реформа" привлечет очень многих полностью ассимилированных советских евреев. Однако этого не произошло. В СНГ сегодня насчитывается около 130 общин "прогрессивного иудаизма", работают лишь шесть "раввинов-реформистов" (трое в России, двое на Украине и один в Белоруссии). Тогда как общин ортодоксального иудаизма - свыше 600, ортодоксальных раввинов - более ста.

Какого-либо заметного влияния на жизнь евреев в странах СНГ реформисты не имеют. Согласно данным самого движения, в реформистских общинах России насчитывается около 6 тысяч членов (хотя несколько видных российских еврейских деятелей говорили мне, что многие реформистские общины существуют только на бумаге, и реальное число прихожан – значительно меньше). Реформисты фактически вытеснены даже не на второй, а на третий план.

Но скандальная акция вывела в данный момент саму Нелли Шульман в число ньюсмейкеров первого ряда и привлекла внимание ко всему движению. В явном информационном выигрыше оказались и "борцы за права сексуальных меньшинств". Одна из сочетавшихся "лесбийского браком" - московская поэтесса Галина Зеленина, известная и под псевдонимом Гила Лоран. Согласно сообщению московского журналиста Самсона Шоладеми, уже на следующей день после "свадьбы" она выложила в сети фотографии с "брачной церемонии". А 18 мая сделала на эту тему для международного англоязычного еврейского информационного агентства "JTA" официальное заявление. Время для публичного признания Галина выбрала, возможно, не случайно - за неделю до 27 мая, когда в Москве должен был состояться первый гей-парад. Ее фамилия также стоит среди нескольких десятков человек, подписавших 16 мая на имя президента России Владимира Путина открытое письмо с призывом не допустить отказа со стороны московских властей проведения намеченного марша гомосексуалистов по центру российской столицы.

Созданный Нелли Шульман и Галиной Зелениной "лесбийский скандал" привел к нескольким последствиям: от руководства ОРОСИР, фактически головной организации реформистов в России, оказались окончательно отстранены активисты, хоть в какой-то форме склонные считаться с традициями и интересами российского еврейства. Идеологически, организационно и финансово "реформа" не только в РФ, но и в СНГ оказалась в полном подчинении у зарубежных реформистских центров – центров фактически американских. Именно американские реформисты задают тон в движении. Соответственно – "реформа" в СНГ может быть использована для продвижения интересов этого движения в ведущейся им политической игре. Игра эта, естественно, никак не связана с интересами ни России вообще, ни российских евреев в частности, а просто находится в другой плоскости. Одна из главных забот лидеров реформистского движения, напомним, - "борьба за права сексуальных меньшинств". В России эта тема весьма болезненна, против "содомии" активно выступает и Православная Церковь, и мусульманские организации, и заметная часть русской общественности. Нетрудно предсказать, что появление в роли активного защитника "содомии" организации, называющей себя и воспринимаемой обществом в качестве организации еврейской и религиозной, во главе с "раввинами", будет воспринято весьма болезненно. Это наверняка скажется на обстановке вокруг пресловутого "еврейского вопроса" –обстановке и так довольно напряженной.

Информационный фон сейчас благоприятствует реформистам вообще и Нелли Шульман в частности. Она стала, фактически, "лицом" реформистов в российских СМИ – так что, возможно, в ближайшее время мы увидим и другие яркие и скандально-провокационные действия.

КЕРООР оказался в крайне щекотливом положении. Тогда как для ФЕОР произошедшее информационно выгодно. Федерация выглядит как принципиальный и верный защитник ценностей традиционного иудаизма и при желании может перейти в очередное наступление на позиции своих конкурентов из КЕРООРа – тем более, что сейчас, во всяком случае, внешне, наблюдается некоторое отстранение "властей" от безоговорочной публичной поддержки р. Берла Лазара.

Во всяком случае, Федерация еврейских общин России уже выпустила Официальное заявление, бьющее и по КЕРООР: "Мы призываем все еврейские организации и общины России отказаться от каких-либо религиозных контактов с людьми, совершившими вышеупомянутое кощунственное и провокационное действо, а также с организациями, которые они представляют. Мы уверены, что молчание в данной ситуации будет рассматриваться обществом и потомками, как знак согласия," – говорится в заявлении.

В ответном заявлении Отдела общественных связей КЕРООР говорится, что "бойкот против любого еврея противоречит еврейскому духу толерантности. Одновременно мы считаем, что акт, осуществленный представителями реформистского движения в России (лесбийский брак) противоречит законам Торы и духу иудаизма и может привести еврейскую общину к расколу".

Согласно мнению Зиновия Когана, высказанного им в данном мне интервью: "Весь этот скандал – часть плана "проверить Россию". Часть некоего проекта".

Что ж. Иудаизм в России, похоже, подходит к некоему порогу зрелости. Зрелость - это сила. Но понятие "сила" в нашем Мире действия неразрывно связано с понятиями "власть", "деньги" и "кровь". У взрослых людей – взрослые игры. Предсказуемо, что в эти игры включаются люди, никакого касательства к еврейскому народу не имеющие. Окажутся ли нынешние религиозные руководители российского еврейства готовы к этим "играм взрослых людей" – вот вопрос, который более всего занимает меня во всей истории.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования