Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
07 июня 19:05Распечатать

Раввин Авраам Шмулевич. ЛЕСБИЙСКИЙ СКАНДАЛ В ИУДЕЙСКОЙ РОССИИ – ТОЧКА ОТСЧЕТА. Весь этот скандал – часть плана "проверить Россию", часть некоего проекта. Часть I


Что ж. Иудаизм в России, похоже, подходит к некоему порогу зрелости. Зрелость - это сила. Но понятие "сила" в нашем Мире действия неразрывно связано с понятиями "власть", "деньги" и "кровь". У взрослых людей – взрослые игры. Предсказуемо, что в эти игры включаются люди, никакого касательства к еврейскому народу не имеющие. Окажутся ли нынешние религиозные руководители российского еврейства готовы к этим "играм взрослых людей" - вот вопрос, который более всего занимает меня во всей истории.

В еврейской общине произошел скандал, который уже превратился в информационный повод всероссийского значения, и разгорающееся пламя грозит существенно нарушить расклад сил в еврейском мире России.

В начале апреля 2006 года "реформистский раввин" москвичка Нелли Шульман "освятила" брак двух лесбиянок. Об этом акте сообщили многие ведущие издания, от респектабельно-аналитической "НГ-Религии" до специализирующейся на громких скандалах газеты "Stringer". Видеозапись самой церемонии и интервью с её участницами было показано 2 июня 2006 года по московскому телеканалу RenTV, многочисленные интервью с Нелли Шульман появились в различных СМИ – от радио "Свобода" до глянцевого журнала "Большой город".

Скандальность ситуации состоит не только в том, что подобное действо совершенно неприемлемо с точки зрения еврейской ортодоксальной религиозной традиции (также невозможно в ней само существование женщин-"раввинов"), но и то, что виновница скандала, Нели Шульман, согласно сообщениям ее бывших коллег по петербургской реформистской общине, попросту нееврейка.

Что бы понять происходящее, необходимо пояснить, что вообще представляет из себя "реформистский иудаизм".

В самом начале XIX века в Германии зародилось движение за "реформу в иудаизме", за то, что бы "привести его в соответствие с современностью". Вскоре "реформизм" распространился в Австро-Венгрии, в других странах Центральной и Западной Европы. Со второй половины XIX в. реформисты активны в США, и, с гибелью большей части европейского еврейства во время Второй мировой войны, Америка окончательно стала главным центром движения. В Восточной Европе, в том числе и в России, реформисты никогда не имели сколь либо значительных позиций. С самого начала "реформирование" иудаизма заключалось как в отрицании практически всех традиционных основ этой религии, так и в отсутствии единой, обязательной для всех членов движения, догматики и обрядов.

Еще первые реформисты отвергли авторитет Талмуда и Божественное происхождение Танаха (Библии), ввели в литургию (в том числе и по субботам, когда игра на музыкальных инструментах вообще запрещена) органную музыку и произведения христианской церковной музыки, из молитвенников были исключены упоминания о Сионе, Иерусалиме, Храме и жертвоприношениях, отказались от обязательного соблюдения религиозных законов иудаизма, в том числе и центральных - обрезания, кашрута, законов семейной чистоты, Субботы (в некоторых общинах день отдыха вообще был перенесен на воскресенье).

Реформистское движение рассматривало евреев не как нацию, но только как религиозную общность, и отбрасывала на этом основании идею возвращения в Эрец-Исраэль (Землю Израиля).

Впрочем, радикализм "реформы" сильно отличался и отличается до сих пор не только от страны к стране, но и от общины к общине. Даже название у нового течения было не унифицировано. В Венгрии оно называлось "неология". В 1901 г. в Англии возникло новое, еще более радикальное, по сравнению с немецким, реформистское движение – так называемый "либеральный иудаизм". А в Америке реформизм вообще раскололся на несколько течений. Часть общин, стремившихся сохранить какую-то внешнюю связь с традиционным иудаизмом, стали именоваться "движением консервативного иудаизма", имеются также и "реконструктивистский иудаизм" и т.д. и т.п.

В 1990-х гг. к реформистскому движению принадлежало 13% еврейских семей в США (около 1,1 млн. человек). В других странах позиции движения значительно слабее.

Некоторые формы "религиозной" жизни, практикуемые американскими реформистами (и под их влиянием импортируемые в другие страны) на "традиционный" взгляд выглядят полной фантасмагорией. Так, обрезание для реформистов не обязательно, однако еще более "нетрадиционным" является то, что реформистские "раввинаты" Нью-Йорка и Лос-Анджелеса начали подготовку женщин для совершения обряда обрезания (их они называют мохалот, что в переводе с иврита означает "обрезательница").

Некоторые реформистские "синагоги" "скомбинированы" с церквами – по воскресеньям в помещении идет христианская служба, затем иконы или католические статуи накрываются чехлами, иконостас поворачивается на шарнирах, и оказывается, что на его обратной стороне укреплен Арон Кодеш (Священный Ковчег – место, где хранятся свитки Торы), и церковь "становится" синагогой, а в будни там вообще идут дискотеки.

До Второй мировой войны реформистское движение в своем большинстве стояло на крайне антисионистских позициях, выступало против создания Еврейского государства. Сейчас большая часть реформистов признает Израиль. При этом движение солидаризуется с теми силами на израильской политической арене, которые выступают за максимальные территориальные уступки арабам и за светский характер государства. Так, реформистская группа "Rabbis for Human Rights" ("Раввины за гражданские права") совместно с арабами устраивает в Израиле шумные акции в защиту "прав народа Палестины" и против еврейских поселенцев в Иудее и Самарии (В России известные как Западный берег р. Иордан – Ред.), члены организации буквально бросаются под израильские военные бульдозеры, разрушающие, согласно постановлениям судов, дома арабских террористов или незаконные арабские постройки. Организация периодически подает иски в пользу арабов в Верховный суд Израиля. Глава Союза реформистского иудаизма США "рабби" Арик Йоффе неоднократно обращался к президенту США, требуя усиления давления на Израиль в вопросах "признания прав палестинцев".

В вопросах феминизма и поддержки движения гомосексуалистов и лесбиянок реформисты также стоят на радикальных позициях. Широко практикуется рукоположение женщин в "раввины" и в "канторы" (чего ортодоксальный иудаизм категорически не допускает). Разрешены и однополые браки. Более того, реформисты активно защищают "права сексуальных меньшинств". Так, на состоявшемся в Хьюстоне в ноябре 2005 года съезде движения "рабби" Арик Йоффе раскритиковал позицию христианских Церквей по отношению к гомосексуалистам: "Отношение христианских Церквей к гомосексуалистам сравнимо с политикой, которую проводил Адольф Гитлер против меньшинств" - заявил он. Ортодоксальный иудаизм же считает гомосексуализм одним из тягчайших грехов, однополые браки как мужчин, так и женщин, не допускаются и не могут быть зарегистрированы.

Реформисты отвергают понятие обязательного Божественного Откровения и, соответственно, обязательного к соблюдению канона как такового. Поэтому даже в одной общине можно найти большой спектр мнений – от людей, соблюдающих многие заповеди ортодоксального иудаизма, до просто атеистов. Причем этот "разброс" имеется и среди рядовых прихожан, и среди "реформистских раввинов". Так, один из первых встреченных мною представителей этого движения (дело было еще в Советском Союзе), "реформистский раввин" из Англии, вообще оказался атеистом. "Да, я не верю в Бога. Нигде не сказано, что раввин обязан верить в Бога", - говорил он. Впрочем, этот человек, с точки зрения ортодоксального иудаизма вообще был неевреем – шотландец по национальности, прошедший реформистский гиюр (обряд принятия еврейства) – а реформистский "гиюр" не имеет с точки зрения Галахи (еврейского религиозного закона) никакого значения..

Некоторые реформисткие "раввины" проводят "гиюр" просто по интернету: достаточно послать по электронной почте свои данные, заплатить требуемую сумму – и получить уведомление, что отныне вы стали "полноценным евреем" и членом общины реформированного иудаизма. Хотя "в евреи" заочно принимают лишь в немногих общинах, гиюр, по сравнению с собственно иудаизмом (в Америке он официально именуется "ортодоксальный иудаизм"), всюду очень облегчен. Это чисто формальная процедура, занимающая мало времени и не имеющая никакого галахического значения. Кроме того, евреями у реформистов считают практически всех, у кого имеются какие-то еврейские предки (в ортодоксальном иудаизме еврейство передается строго по материнской линии). И данное обстоятельство, пожалуй, составляет наиболее серьезную проблему с точки зрения ортодоксов – оказывается, что многие "реформистские евреи", в том числе и "раввины", - просто не являются согласно Галахе евреями.

Строго говоря, традиционный, ортодоксальный иудаизм вообще не считает реформизм религией, тем более частью религии иудейской. Так, глава Раввинского суда СНГ и главный раввин Москвы Пинхас Гольдшмидт, рассматривая возможность вызова во время публичного Б-гослужения к Торе "реформистского раввина", пишет в своей книге "Зикарон бе-сэфер" (этот труд посвящен рассмотрению с точки зрения Галахи различных аспектов жизни в современной России): "Но даже если большинство членов реформистских общин – люди необразованные (в Торе) и могут считаться нарушающими по ошибке, реформистские раввины не таковы и должны рассматриваться как подстрекатели к отказу от веры, знающие, Кто их Творец, и сознательно восстающими против Него. Он и приехал сюда только для того, чтобы создавать реформистские общины! И поэтому, несомненно, оскорбление для Торы и для синагоги, а также для собравшихся на молитву, оказать уважение подобному человеку, вызвав его к Торе. И если мы не возразим против этого, возможно, прихожане сделают вывод, что и такие люди называются в Израиле раввинами". ("Зикарон бе-сэфер", Москва, 1993 год, т.1, стр. 50). (Выражение "в Израиле" в данном случае означает "в еврейском народе" – А.Ш.).
Не менее категоричен и один из самых известных израильских раввинов – выходцев из России Элиягу Эссас. В своем респонсе (раввинском ответе на вопрос по поводу Галахи) от 15.05.03 он пишет: "Уже при своем возникновении реформистский иудаизм "к иудаизму как мировоззрению и образу жизни (т.е. — религии) не имел отношения. Ибо представлял (уже тогда!) новую религию. Не еврейскую.
И дело не в том, что реформисты отказались от соблюдения шаббата (а они действительно отказались), и не в том, что они не соблюдают кашрут (а они действительно не соблюдают; и едят свинину и т.п.), и не в том, что они не считают Эрец Исраэль — Святой Землей, которую Всевышний дал евреям (а они не считают и вычеркнули слово Цион — Сион и Иерусалим из своих молитвенников).
Дело в том, что они отказались от основ, на которых строятся еврейское мировоззрение и образ жизни. Вот эти основы:
– Есть Всевышний; Он сотворил мир и выразил свою Волю в Торе, которую передал еврейскому народу.
– Тора (Письменная) была передана (продиктована) Моше (пророку Моисею) и еврейскому народу, который стоял у горы Синай — с точностью до буквы; с той же точностью до буквы Тора передавалась из поколения в поколение.
– Моше получил Тору Письменную и Устную. В Устной Торе содержатся и правила, определяющие нормативное поведение (ѓалаха) народа и каждого человека во всех поколениях и во всех ситуациях. Новые обстоятельства могут (и должны) потребовать определения ѓалахи, учитывающей эти обстоятельства. Но это определение может и должно реализовываться по правилам Устной Торы и людьми, живущими в соответствии с законами Торы. Таким образом ѓалаха и вечна и современна — только такой и может быть Воля Творца.
Поскольку изобретатели реформизма отказались от этих фундаментальных принципов, в то время, когда лишь эти принципы и делают мировоззрение еврейским, они заслуживают сомнительной чести называться основателями новой, нееврейской религии. И совершенно неправильно присоединять к названию изобретенной ими религии слово — "иудаизм".

На практике в странах диаспоры реформисты и собственно иудаисты-ортодоксы стараются не афишировать разногласия, но в Израиле реформисты ведут жесткую борьбу против официально признанного ортодоксального раввината, пытаясь добиться равного с ним положения.

Около 1990-го года реформисты появились и в бывшем СССР. Первую реформистскую общину в СССР, названную им "Гинейни" (на иврите "вот я" - ответ праотца Авраама на обращение к нему В-севышнего), организовал Зиновий Коган – инженер-гидротехник по профессии, писатель (под псевдонимом Лев Чернобельский) и активист еврейского подпольного культурного движения в Советском Союзе. В 1991 году в Лос-Анджелесе Коган получил звание "реформистского раввина". В еврейском мире он стал широко известен после похорон еврея Ильи Кричевского – одного из погибших противников "путча ГКЧП" 1991 года. Тогда Зиновий Коган оказался единственным еврейским религиозным деятелем, согласившимся на требование властей провести публичный обряд похорон в шаббат, да еще и на христианском кладбище – что с точки зрения ортодоксального иудаизма является просто осквернением памяти покойного. Этот акт ортодоксальные евреи России вспоминают Когану до сих пор. В 1993 году он же читал каддиш (поминальную молитву) по защитникам российского Белого дома (Верховного совета РСФСР). Скандала это действие не вызвало, поскольку никак не противоречит законам иудаизма.

С начала 90-х годов в СНГ стали действовать и зарубежные представители движения, а на привозимые ими средства начали возникать общины "прогрессивного иудаизма", как реформисты стали официально именоваться в СНГ. Поворотный пункт в организации движения наступил с принятием в 1997 году новой редакции закона "О свободе совести и религиозных объединениях". Перерегистрации подлежали только общины, действующие непрерывно последние 15 лет, с 1982 года, или же входящие в официально признанные зонтичные структуры. Такую структуру, в свою очередь, могли образовать минимум три уже зарегистрированные религиозные общины. Реформисты оказались в сложном положении – реформа практически отсутствовала в России, и до революции, тем более в СССР, никогда не существовало ни одной реформистской общины. Сложилась ситуация, при которой у руководства ортодоксального иудаизма имелась законная возможность пресечь распространение в России реформизма - но этой возможностью ортодоксальные раввины сознательно не воспользовались. На тот момент в Российской Федерации действовала одна зонтичная еврейская религиозная структура – Конгресс еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР), главным раввином ее был (и остается до сих пор) Адольф Соломонович Шаевич, ставший раввином московской Хоральной синагоги на ул. Архипова (ныне Спасоглинищевский переулок) еще в советские времена. Однако главным действующим лицом и главным религиозным авторитетом в КЕРООР является раввин Пинхас Гольдшмидт. Он – выходец из богатой и известной еврейской швейцарской семьи, получил талмудическое образование в Израиле, и его статус как религиозного авторитета признается в еврейском мире. Формально Гольдшмидт занимает пост раввина Москвы и, самое главное, Председателя Раввинского суда России – "Бейт дин". С точки зрения иудаизма именно Раввинский суд составляет главную суть раввината: только "Бейт дин" уполномочен заключать браки, совершать разводы, проводить процедуру принятия иудаизма (гиюр), решать различные вопросы религиозной жизни и жизни общины. Шаевич выполняет в КЕРООР представительские функции – сущностные вопросы решает раввин Гольдшмидт. Председателем исполкома КЕРООР является Зиновий Коган. Должность Председателя – административная, а не духовная, но благодаря именно ей Коган смог зарегистрировать реформистские общины, формально проведя их через КЕРООР.

После этого он объединил часть реформистских общин в независимую зонтичную структуру – "Объединение религиозных общин современного иудаизма в России" (ОРОСИР), в которой занял пост Председателя президиума ОРОСИР. Кроме того, реформистские общины вошли и в состав собственно КЕРООР. На настоящий момент в ОРОСИР входит 12 общин, в КЕРООР – 61 реформистская община, 117 ортодоксальных общин, 57 ортодоксальных религиозных образовательных учреждений (ешив, детских садов, школ и воскресных школ – данные предоставлены руководством КЕРООР). Несмотря на то, что формально основатель организации Коган являлся главой ОРОСИР, реальную власть там захватили руководители международного реформистского движения, точнее – "Всемирного союза прогрессивного иудаизма" (ВСПИ), членом которого ОРОСИР является. Именно оттуда поступает основная часть бюджета организации. Коган и некоторые российские руководители реформизма старались избегать публичного проявления тех "крайностей" реформизма, которые могли бы шокировать российскую публику. Однако руководство ВСПИ и молодое поколение "раввинов", получившие образование в зарубежных реформистских центрах, не разделяют этих настроений. Вопрос признания однополых браков и "борьба за права сексуальных меньшинств" и "права женщин" является для ВСПИ одним из центральных.

Так, в конце июня – начале июля 2005 года в Москве прошёл 32-й международный конвент Всемирного союза прогрессивного иудаизма. Как отмечало приложение к "Независимой газете" "НГ-Религии", на пресс-конференции 30 июня 2005 г. в РИА "Новости", посвященной открытию конвента, центральным оказался именно вопрос об отношении ВСПИ к гей-параду в Иерусалиме. Исполнительный директор ВСПИ Ури Регев и другие зарубежные гости полностью поддержали участников гей-парада и обрушились с критикой на иерусалимскую мэрию, пытавшуюся противодействовать проведению мероприятия. Естественно, что единственной стороной конвента, освещенной СМИ, была поддержка "прогрессивными иудеями" сексуальных меньшинств. При этом часть российских руководителей движения, в том числе Зиновий Коган и Григорий Котляр, старались дистанцироваться от позиции Ури Регева. По их словам, проведение гей-парада, в принципе, возможно, но лично они выступают против, поскольку это затрагивает религиозные чувства многих верующих. Надо сказать, что Зиновий Коган последователен в данном вопросе. В качестве председателя исполкома КЕРООР он в 2005 г. обращался с призывом "прекратить пропаганду содомии на телевидении", а 20 марта 2006 г. официально поддержал решение московского мэра Юрия Лужкова о запрете гей-парада в российской столице.

Соответственно, этот вопрос был поставлен на повестку дня российского филиала движения. Около полугода назад состоялось совещание руководства реформизма в СНГ, в котором, кроме москвичей, участвовали "реформистские раввины" из Санкт-Петербурга, Минска и Киева. Было принято решение - в соответствии с постановлением американского Движения реформированного иудаизма - проводить церемонии однополых браков. Однако одновременно было решено не сообщать в прессу, вообще не афишировать их публично.

(Окончание следует)


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования