Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
02 апреля 22:26Распечатать

Бенедикт Дорофеев. МЕЖДУ "КУРСОМ" И "КУЛЬТОМ". Зачем иные староверы ссылаются на некий "курс Митрополита Андриана" и "наводят мосты"?...


С именем приснопамятного Митрополита Андриана в Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ) связаны явления "странныя и различныя". Кто-то утверждает, что он был верным последователем поистине смиренного Митрополита Алимпия, а кто-то видит в его бесконечных встречах с иерархами РПЦ МП "новый курс". Появились сейчас даже такие старообрядцы, которые пытаются из по-своему обаятельной личности Митрополита Андриана сделать некий "культ", прикрываясь которым, можно совершать дальнейшие шаги по "сближению" с РПЦ МП.

Видимо, минувшие десятилетия советской жизни изрядно перемололи наше религиозное сознание, которому теперь требуется, чтобы пьедестал "классика" занимало какое-нибудь очередное непререкаемое светило. Митрополит Андриан решился на определенный "подвиг", приоткрыв завесу, отделяющую Святая святых староверия от внешнего мира. Но...

Ныне владыки Андриана уже нет с нами, но дело, прикрываемое его авторитетным именем, "живёт в сердцах поколений". Ссылаясь на покойного Митрополита, либеральные представители РПСЦ призывают сменить "показную конфронтацию" прежних своих религиозных идеалов и перековать канонические мечи на экуменические орала. За дружеским чаепитием, за столами переговоров - в Москве, в гостеприимном ОВЦС, в провинциальных епархиальных управлениях - царит, по Апостолу, "мир и безопасность", значит скоро Конец. Тогда, действительно, – зачем канонические мечи?

Ныне в руководстве РПСЦ озаботились ни много, ни мало "делом сбережения русского народа" (заметим в скобках - не веры), о важности именно национального единства говорит в каждом интервью новый первосвятитель - Митрополит Корнилий.

В Политбюро ЦК КПСС, как мы хорошо помним, всегда было "единство мнений" и "преемственность идеологического курса", независимо от жизни или смерти вождя (во всяком случае, так полагалось считать простым смертным). А вот как нам видятся "апрельские тезисы" "нового курса" РПСЦ, "преемственность" которого пытается обеспечить ее руководство:

1. Показная (для своих "радикалов") - конфронтация.
2. Подлинное добрососедство с РПЦ МП как со старшей "традиционной конфессией" - Большим Братом.
3. Сотрудничество в социальной сфере с властью и той же РПЦ МП.
4. "Церковная дипломатия" (часть которой - "информационная политика").

А вот и видимый акт преемственности: Митрополит Корнилий, не обинуясь, стопа в стопу, посещает тот же храм РПЦ МП в Костроме, где недавно был Митрополит Андриан. Визит проходит в атмосфере торжества "добрососедства" и "соработничества" двух Церквей на благо "единого русского народа".

Митрополита Андриана, помнится, много критиковали за пространное соболезнование в связи с кончиной Папы Римского Иоанна Павла II, где был намек на некую сакраментальную жизнь католической Церкви. Митрополит Корнилий сделал следующий шаг - он поздравил с праздником Курбан-байрам мусульман и послал на их праздничную "вечерю любви" своего легата-референта - чтеца Ромила Хрусталева. Дико было что-то подобное и помыслить при Митрополите Алимпии. "Верной дорогой, идёте, товарищи!"

Теперь необходимо решить непростой для старообрядца вопрос: а что делать с Кормчей? Каноническим правилам старообрядцы всегда следовали не менее скрупулезно, чем Евангелию. Но время нынче иное. Если власть светская внушила старообрядческой администрации - "закон что дышло", договариваться надо только "по понятиям", - то почему бы и власти церковной не допустить хоть на миг "относительность" церковного закона, который также должен быть подчинен главному "Понятию" путинской эпохи - "эффективности". Древние правила так и норовят обличить современную церковную администрацию и покусаться. Может, последовать примеру "дорогих соотечественников" из РПЦ МП и признать, в соответствии с новейшими открытиями церковно-археологической науки, что Кормчая является ценным "памятником древней культуры"? Создать для нее подобающий серебряный ковчег с драгоценными каменьями и выставить на всеобщее обозрение в Музее наследия старообрядчества, открыв его на грязные полукриминальные деньги мэра Лужкова, нелицемерно полюбившего Рогожку?

Потом, что делать с этими пресловутыми и всем уже порядком надоевшими "конфессиональными стенами", мешающими главному - "единству русского народа"? Как лучше: подкопать, взорвать, перелезть, перешагнуть через эти стены? Или, может, навести мосты? Цивилизованнее всего - последнее. Благо, что архитектурный проект мостов разработан, замеры выполнены на местности. Над реализацией проекта поручено трудиться целой авторитетной комиссии при ОВЦС МП фактически во главе с прекрасно ориентирующимся во внутристарообрядческих "раскладах" наставником-ренегатом Иваном Миролюбовым. 3 марта с.г. в ОВЦС МП глубоко уважаемый ревнитель единства русского народа митрополит Кирилл (Гундяев) поддержал старообрядцев в добром почине мостостроительства. Как нас теперь принимают! Какие мы респектабельные и уважаемые! Чего мы себя лишали все эти годы, при молчаливом Митрополите Алимпии и его "юродивом" брате о. Леониде Гусеве?! Прямо, и вспомнить стыдно...

А этот пресловутый "экуменизм", словно некогда "коммунизм", всё бродит призраком по Европе, включая восточную. И не просто бродит, а аки лев рыкаяй, ищет, кого поглотить. Поглотить старообрядчество - хоть краешек его уцепив, хоть добившись признания "великого христианского подвига" Папы Иоанна Павла II или величания "праздником" магометанского Курбан-байрама, - очень заманчиво для ненасытного призрака. Теперь, когда ему покорилась РПЦЗ, очень вкусно было бы закусить столь экзотичным десертиком.

Кадры, как известно, решают все. Похоже, что на Рогожском кладбище есть некоторый их дефицит. Точнее, нет грамотных товарищей с международным опытом "церковной дипломатии" и мостостроительства. Так, может, к великому диакону всея старообрядныя Руси обратиться? Не погибать же, неумехам, со своими светлыми намерениями!

А если серьезно, то скажу следующее. Чем шире для стихии секулярности мы откроем ворота Рогожки, назло этим пришлым антиэкуменистам-"младостарообрядцам", тем быстрее вера наша, старообрядческая, "оживёт" в растворяющей всякие межконфессиональные преграды экуменической любви. Ведь будущее за экуменизмом - а XVII век, со всеми его плюсами и минусами, это все-таки прошлое... Видимо, на Рогожке кто-то возвысил свой ум до такой вот немудреной, в общем-то, "философии времени". А риторика церковная пока будет оставаться прежней, старообрядческой, против нее экуменизм ничего не имеет. Мы просто наводим мосты, мы уважаем "понятия", а для ритуала оставляем все, что сохранили наши благочестивые предки. Знали бы они - для кого сохранили...


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования