Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
16 декабря 16:45Распечатать

Юрий Плешаков. ИНДУИЗМ - ТРАДИЦИОННАЯ РЕЛИГИЯ АНГЛИИ? Открытием первой индусской государственной школы правительство Великобритании убило сразу нескольких зайцев


Стихийный "французский бунт" преподнес европейским лидерам хороший урок, заставив по-новому взглянуть на проблему переселения народов и интеграции культур, в том числе, и в религиозном аспекте. Волна перемен докатилась даже до России, где государственные мужи моментально отреагировали проектом "обрусения" гастарбайтеров из стран бывшего Союза.

Впрочем, в отличие от России, настороженно относящейся к этническим и религиозным меньшинствам, но с готовностью опровергающей упреки американского госдепа в нарушении прав этих самых меньшинств, Европа все активнее открывается навстречу многообразию духовных воззрений, прежде всего – индуизму.

Во-первых, индуизм уже довольно широко представлен в Европе и по праву считается здесь третьей по числу приверженцев мировой религией. Во-вторых, он не вызывает тревоги пекущихся о своей безопасности бюргеров, поскольку весь индусский мультирелигиозный конгломерат разделяет идеал ненасилия и не претендует на роль политической религии. В-третьих, Индия, сама по себе, растет экономически и уже набрала солидный вес на мировом рынке, как в качестве мощного производителя и экспортера сельскохозяйственной продукции, так и в сфере программного обеспечения. Кроме того, у Индии колоссальный опыт борьбы с терроризмом.

Возможно, Англия, предвидя смещение экономического эпицентра планеты в сторону Азии, стремится застолбить лакомый участок на индийской, корейской и китайской золотоносных жилах. Успеть попасть туда захотелось многим. Россия тоже не без дальнего прицела вступила в 1997 г. в Азиатско-Тихоокеанский форум экономического сотрудничества (АТЭС). Однако пока у нас только размышляют о горизонтах расширения сотрудничества (об опасности утраты индийского рынка Центр индийских исследований Института востоковедения РАН сигнализирует уже на протяжении 20 лет!), прагматичные англичане смело идут ва-банк.

В самый разгар дебатов на тему "Не усиливают ли религиозные школы разделения в обществе?" правительство Великобритании приняло решение об открытии в Хэрроу (Лондон) первой государственной индийской школы. Ее учениками станут 240 детей индийцев, живущих на берегах туманного Альбиона. Как сообщил Департамент образования, государство намерено выделить почти 10 миллионов фунтов стерлингов на открытие аналогичных школ в других частях Англии, где имеются крупные индусские общины. Лондонская школа будет открыта к 2010 г.

Известие о решении британского правительства было встречено горячим одобрением британскими индусами, численность которых достигает 700 тысяч человек. "Эта новость имеет огромное значение для большой общины индусов в Хэрроу, - отмечает глава Совета Хэрроу г-н Навин Шах. - Я горд тем, что мультикультурная община в Хэрроу и индусская школа удовлетворят насущные потребности индусов".

"Школьный вопрос" поднимался, надо сказать, и раньше. Однако благополучно он разрешился только через несколько лет после того, как в Западном Лондоне открылась первая государственная сикхская школа. В столице Королевства уже действуют находящиеся на дотации государства мусульманские школы, а также более тридцати иудаистских и тысячи англиканских учебных заведений.

В официальном заявлении британского правительства о финансировании первой в стране государственной индуистской школы говорится, что "будущие поколения школьников индийского происхождения смогут заменять христианскую молитву утренними мантрами, арати и другими ведическими ритуалами". Рядовые индуистские семьи, живущие на окраинах Лондона, единодушно выразили желание отдать своих детей в новую школу, чтобы те обучались индуистским ценностям, молитвам и имели индуистского священника для удовлетворения своих религиозных нужд.

Организаторы школы прекрасно осознают деликатность задачи интеграции - дабы не вызвать шока ни у самих индийских детей, ни у английских детей и их родителей, в первый год обучения планируется лишь один класс. Увеличение числа классов будет происходить плавно - по одной группе в год, вплоть до восьми.

Согласовательный процесс пошел, хотя многие предвидят сложности при размещении школы - возможно столкновение различных коммерческих интересов. Впрочем, это не очень-то пугает английских индусов. К ним в Англии всегда относились хорошо (другое дело - английские сагибы в Индии). Рамеш Каллидаи, генеральный секретарь Индуистского форума, уверен, что решение правительства служит признанием значимости индуистской общины Англии и репутации индийцев как мирных и процветающих иммигрантов. "Это только начало, не конец, - признается Р. Каллидаи. - Другой северо-западный район Лондона Брэнт представляет собой вторую по величине конгрегацию индусов. После него идет город Лестер".

Первая и единственная в Британии государственная индуистская школа откроется спустя 20 лет после открытой голландским правительством школы "Шри Вишну" в Гааге. В целом по Европе в деле поддержки религиозных меньшинств лидирует именно Голландия, тогда как Англия до сих пор помогала только христианам, иудеям и мусульманам. Но зато если школа "Шри Вишну" - средняя школа по стандарту американской высшей школы, то в лондонской школе ценности будут чисто индуистские.

Другой интересный момент состоит в том, что ведающий лондонской школой фонд "I-Foundation" связан, как сообщает "Times of India", "с мирным, внушающим доверие движением "Сознания Кришны" (Международное общество сознания Кришны, МОСК). Этот индуистский проповеднический орден, восходящий к древней традиции бхакти (преданное служение богу Кришне), пользуется широкой популярностью среди английских индусов. Как правило, храмы кришнаитов - самые посещаемые индийцами, особенно в праздники и уикэнды. Индусов привлекает в МОСК сочетание консерватизма и современного модернизма, а также разумное дистанцирование от политики. В синтезе этих двух полюсов вечного и современного, считают они, индуизм может существовать в любой части планеты".

Генсек Национального совета индуистских храмов Бимал Кришна Дас (МОСК) назвал решение правительства "потрясающим". Это, по его словам, - знак того, что "индусы в Англии уже не будут обделены вниманием государства". Ну а остальные убедятся в том, что школа не ведет к разъединению по религиозному признаку.

МОСК, между прочим, имеет частную индуистскую школу в своей исторической усадьбе "Бхактиведанта Мэйноре", в Уотфорде близ Лондона (в свое время имение было подарено кришнаитам одним из участников группы "Биттлз" Джорджем Харрисоном). Бимал Кришна Дас, окончивший школу в Индии, говорит, что "индусы у себя дома не видят необходимости в индуистских школах, так как Индия является секулярным государством. Но Англия таковым не является. Это - англиканское, т. е. христианское государство. Здесь индуистское образование необходимо для должного баланса".

Индусские лидеры говорят, что их решимость добиться поддержки государства в деле образования нового поколения британских индусов вдохновлена аналогией, некогда провозглашенной основателем МОСК, уроженцем Калькутты Бхактиведантой Свами Прабхупадой (1896-1977). Свами уподоблял Запад слепому, ибо зрение человека там омрачено материальным изобилием, а Восток - хромому, за "техническую отсталость".

Бимал Кришна Дас утверждает: "Если слепой возьмет себе на спину хромого, то будет восстановлен нужный баланс, и возникнет новое поколение настоящих британских индусов. Так что аналогия Прабхупады может служить девизом первой индусской школы в Англии".

Что и говорить, можно только порадоваться за англичан, чья судьба оказалась связанной с индийской культурой. Вот только за родную державу обидно. Английские колонизаторы Индии еще не родились, когда на русской земле уже стояли индийские караван-сараи с молельными домами. Они были в Астрахани, Москве и других ярмарочных городах. Но нынешние времена разительно отличаются от эпохи царствования Алексея Михайловичаили Петра Великого. Свежий пример – отмена Юрием Лужковым своего же собственного распоряжения о выделении земли под строительство храма Кришны на Ленинградском проспекте в Москве (единственного культового индусского сооружения в столице, что явно несоразмерно объемам современного российско-индийского сырьевого и оружейного трафика).

Намерение же английского кабинета министров построить в Лондоне школу для детей индусов соответствует особенностям XXI века, для которого ротация культур просто неизбежна. Да и сам индуизм - отнюдь не "закрытая система", как это было принято считать ранее. Подобно христианству, исламу или иудаизму, индуизм уже давно пересек границы своей родины, легко приспособившись к новым для себя условиям.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования