Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
15 декабря 17:28Распечатать

Владимир Ойвин. ...ПЛЮС КЛЕРИКАЛИЗАЦИЯ ВСЕЙ СТРАНЫ. Клерикализуется не только российское государство, официально позиционирующее себя как светское, но, в значительной мере, и российское общество


Доклад, подготовленный для Второго Гражданского конгресса, внесенный в его план, но не прочитанный по вине оргкомитета

Осталась ли еще в России свобода совести? Вновь поставить этот вопрос меня заставили те процессы в сфере свободы совести, которые ранее протекали подспудно, а сейчас выплеснулись наружу. Активность определенных религиозных и околорелигиозных кругов резко возросла. Причем, я бы оценил эту активность со знаком минус. Происходит клерикализация не только российского государства, официально позиционирующего себя через Конституцию как светское, но, в значительной мере, и российского общества. Причем наибольшую активность в этих процессах проявляют так называемые "традиционные конфессии", хотя сам этот термин не имеет мало-мальски полноценного юридического толкования и применения. Но даже на этом фоне с "большим отрывом" лидирует Русская Православная Церковь Московского патриархата.

Справедливости ради надо отметить, что движение происходит с двух сторон, обоюдное. Эта же тенденция наблюдается и со стороны государства. Мне это несколько напоминает советские времена, когда предлагали разным "маманям Климам" из известной песни Александра Галича: "Вы вносите от своего имени наши предложения, а мы их примем и исполним как пожелание народа".

Что я понимаю под клерикализацией? Это все бóльшее проникновение религиозных организаций и священнослужителей в сферы, никоим образом не связанные с вопросами веры. Достижение политических задач религиозными, причем только по форме, средствами. Сегодня и священноначалие РПЦ МП, и ее рядовые клирики считают себя вправе поучать нас, что нам читать, смотреть и слушать, а что нет, ничуть не смущаясь своей дремучей невежественностью в этих, да и не только в этих, вопросах. Какой-то коллективный обер-прокурор Синода. Ярким примером того явился судебный процесс над устроителями выставки "Осторожно, религия!" в музее им. Андрея Дмитриевича Сахарова. Очень метко его назвали Вторым обезьяним процессом.

Примеров беззаконий, причем самых разнообразных, можно приводить множество. Погром на упомянутой выставке в 2003 году, захват реставрационных мастерских им. Грабаря летом 2004 года, погром духовного центра "богородичников" в конце 2004-го, запрет на строительство храма кришнаитов в Мрскве, изъятие земли под строительство духовно-культурного центра у пятидесятников, вынужденный возврат пятидесятниками разрушающегося ДК в Перми,  отъем храмов у "альтернативных" православных и одновременное выделение распоряжением президента РФ Путина пяти миллионов рублей из президентского фонда на строительство кафедрального собора РПЦ МП в Петропавловске-Камчатском, снятие с экспозиции выставки "Русский поп-арт" в Государственной Третьяковской галерее по распоряжению ее гендиректора Валентина Родионова работы А. Косолапова "Икона-икра"… Причем основное число нарушений, которые в большинстве случаев остаются неизвестными, происходит в регионах.

Что дальше? Ответ не заставил себя долго ждать. 6 декабря начался судебный процесс, инициированный группой т.н. православных художников, воодушевленных победой над Сахаровским центром. Теперь они принялась за галериста Марата Гельмана и Центральный дом художника. Истцы заявляют, что прошедшая в начале 2005 года в ЦДХ выставка "Новейшее искусство постсоветского пространства" в рамках проекта "Россия-2" оскорбила их религиозные чувства и нанесла моральный вред на общую сумму 5 млн. рублей. А чего стоит скандальное "Письмо пятисот", большинство подписантов которого позиционируют себя чадами РПЦ МП? Куда делось красноречие Патриарха Алексия II, председателя ОВЦС МП митрополита Кирилла (Гундяева) и иже с ними, претендующих на духовное окормление всей России? Что-то невнятное пролепетал о. Всеволод Чаплин – и молчок, вся сладкоголосая православная иерархия как воды в рот набрала. Умилила публикация (23 февраля 2005 г.) в тогда еще либеральном "Русском курьере", в которой рассказывалось о том, как ректоры саратовских вузов заседали под присмотром местных православных священников прямо в здании епархии. Что-то не пахнет здесь светскостью образования! Раньше такие мероприятия проходили под надзором инструкторов обкома КПСС, а сегодня – инструкторов в рясах. Разница невелика. Цензура она и есть цензура, хоть в цивильном пиджаке, хоть в рясе.

А чего стоит активное проникновение РПЦ МП в армию? Уже реально стоит вопрос о возрождении института комиссаров, или замполитов, то бишь, капелланов. 7 декабря "Комсомольская правда" поместила довольно благожелательный материал по этому поводу - "Религия цвета хаки".

В нем, в частности, сообщается: "На днях начальник Главного управления воспитательной работы Минобороны России генерал Николай РЕЗНИК заявил, что военное ведомство готово принять в штат Вооруженных сил священников. А незадолго до этого Патриарх Алексий II тоже выступил за возвращение военных священнослужителей в армию. После этого представители различных родов войск, отвечающие за "состояние душ" вооруженных защитников Отечества, дружно кинулись в синодальный отдел РПЦ по связям с силовиками заключать договоры с церковниками, чтобы придать их работе в частях некую "узаконенную" систему".

А ведь все это будет делаться и уже делается за счет госбюджета, что прямо противоречит Конституции России. Я не желаю, чтобы из выплачиваемых мной налогов содержались полковые священники, как, впрочем, и католические патеры, и протестантские пасторы, и муллы, и раввины, и ламы и т.д. Уж если верующие военнослужащие действительно хотят иметь рядом с собой священнослужителей, что, может быть, само по себе и неплохо (я сам человек верующий и знаю, что искренняя вера в спасительную силу слова Божия действительно изгоняет страх перед смертельной опасностью и добавляет людям сил и уверенности), то пусть их содержание оплачивают сами конфессии и деноминации.

Все это очень тревожные процессы и тенденции. Причем, в первую очередь, они опасны для самой Церкви. Нынешнее священноначалие, причем не только православное, как всегда путает веру и идеологию. Путает Божие и кесарево. Путает вопросы и проблемы вечности и вечной жизни с сиюминутными проблемами жизни земной. Весь опыт мировой истории учит, что Церковь задыхается в объятиях любого государства, пусть даже эти объятия очень нежны и проникнуты самыми благими намерениями, которыми, как известно, вымощена дорога в ад.

Этому множество примеров дала и наша отечественная история. Именно Российская Православная Церковь несет прямую ответственность за то, что кровавый кошмар 17 года так легко укоренился в России и продержался более 70 лет. Революции до того происходили в разных странах, но только в России она дала такие кровавые результаты. Где же та Русь, которую некоторые все еще именуют Святой? Почему с такой легкостью она отринула свою 900-летнюю христианскую историю и опрометью ринулась в омут атеизма? Я полагаю, что причиной тому было полное сращивание Церкви и государственной машины. Сегодня мы пытаемся наступить на те же грабли. Вот уж воистину – хождение по граблям – российский национальный спорт!

Это очень важная проблема, не менее важная, чем проблемы экономики, внешней и внутренней безопасности, политики и прав человека. Не надо путать свободу совести с религиозной политикой государства, которой в принципе не должно и быть.

С огорчением должен отметить, что сегодня наше правозащитное сообщество неадекватно мало уделяет внимания этой проблеме. Это же можно сказать и о СМИ, заполненных, за редким исключением, благостными репортажами об очередной показушной акции Церкви. Я полагаю, что такими же розовыми "слюнями" будет заполнен и церковный канал на ТВ. Был небольшой всплеск активности в 1997 году, когда перекроили закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и впервые в законодательную практику ввели понятие "традиционных конфессий", до сих пор, впрочем, так и не дав ему четкого и юридически корректного толкования. Некоторое трепыхание наблюдалось в ходе попыток внедрения в школы учебника Бородиной "Основы православной культуры", в связи с процессом вокруг выставки "Осторожно, религия!". А вот уже процесс против Галереи Гельмана и ЦДХ почти не привлекает общественного внимания.

Целенаправленной работы в этом очень важном направлении правозащитное сообщество не ведет. А зря. Все-таки базисом является не экономика, а идеология и вера, и свобода в их выборе, в том числе и выборе неверия. Этим пользуются многие бывшие религиоведы, быстро переквалифицировавшиеся и сгруппировавшиеся в сторонников и, более того, защитников государственного православия, и незаметно подменившие понятие свободы совести понятием религиозной политики. Глянем, для примера, на кафедру религиоведения Российской академии госслужбы при президенте РФ.

Хотелось бы об этом сказать вслух в широкой правозащитной аудитории на Втором Всероссийском гражданском конгрессе, но не тут-то было! Цензура чиновников "от гражданского общества" в лице аппаратчика ельцинского призыва Георгия Сатарова ни меня, ни сопредседателя Совета Института свободы совести Сергея Бурьянова, также обеспокоенного проблемами свободы совести в России, на трибуну конгресса не выпустила. Бог ему судья…

Мой ответ на вопрос, поставленный в первой фразе статьи: некоторая свобода совести в России пока еще есть, но она сегодня уподобляется "шагреневой коже".


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования