Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
13 декабря 17:22Распечатать

Р.Д. Мыколаев. РОДНОВЕРИЕ В УКРАИНЕ. Структура и идеология украинских языческих течений


В числе течений украинского родноверия, которые зародились не в среде украинской диаспоры, а на "отечественном материке", можно отметить несколько. Исторически первой появилась малоизвестная группа – "Трипольское Братство". По словам самих братчиков, их организация возникла в 1985 г. как общественная организация научных работников [3, 2]. "Трипольское Братство" в тогдашних условиях ограничивалось изданием листовок и их распространением. В своих прокламациях братчики призывали вместе с "Владимиром-марксителем" сбросить "Владимира-крестителя", то есть отказаться от христианства как религии неукраинской. Следует отметить ощутимый десонанс идеологии "Трипольского Братства" с доминировавшими тогда в перестроечном обществе сильными прохристианскими настроениями. Еще более парадоксальной является критика со стороны "Трипольского Братства" Народного Руха (также национал-патриотической организации), который братчики зовут не иначе как "жидовским творением".

Официальная идеология братчиков носила название "доброславие". "Доброславие как национальная религия есть реформированное язычество украинцев, и солидаризируется с реформированным индуизмом" [3, 25]. Последняя цитата могла бы ввести исследователей в заблуждение и подтолкнуть к мысли о "неорелигиозном" характере "доброславия". Вместе с тем мы утверждаем, что "доброславие", несмотря на такое важное отличие от других течений родноверия, как поддержка необходимости реформы Родной веры, также есть учение родноверческое. Основанием для такого вывода служит фундаментальный принцип "доброславия" – "мисума". Он означает одновременное сосуществование в сознании верующего прошлого, настоящего и будущего, а это, по определению Джеймса Джорджа Фрезера, является первым признаком мышления язычника: в его воображении нет ни вчера, ни завтра – есть вечное сегодня. Из приведенной нами цитаты заметно общее для родноверов увлечение индийским духовным наследием (Ведами). Но братчики пошли далее всех других родноверов, они в своей программе действий предлагают создание своеобразной оси Украина-Индия, которая может обеспечить "восстановление индоевропейских завоеваний". "Доброславие", помимо прочего, стоит на принципах антисемитизма, понимая под "семитизмом" иудаизм, христианство и ислам [3, 36]. "Доброславие" не развилось во влиятельное или даже заметное общественное движение и осталось на идейно-программном уровне развития.

Среди других языческих групп Украины организационно лучше всего оформлены Собор Родной Украинской Веры с центром в г. Виннице, Родная Православная Вера и Объединение Родноверов Украины с центрами в Киеве. "Ягновера" и "Ладовера" существуют сугубо в теоретико-идейном измерении, не имеют сплоченных общин последователей. Украинское происхождение имеет также общество "Большой Огонь" Г. Боценюка, которое до недавнего времени действовало в г. Житомир. Хотя последнее течение относится скорее к общеславянскому, чем к украинскому родноверию.

Следует также упомянуть десятки религиозных общин родноверческой окраски, которые не являются зарегистрированными или не присоединяются к общепризнанным в религиоведении течениям украинского родноверия. Таких общин немало по всей Украине. Автору известны общины в Харькове, Одессе, Черновцах, Полтаве, Рубежном. К категории "скрытых" (для изучения по первоисточникам) родноверов относится не малое число независимыхродноверов, которые имеют свои собственные концепции; это также прородноверчески настроенные "неконфессиональные верующие", которые не считают необходимым объединяться в общины. Таких особенно много среди патриотически настроенной украинской общественности.

Собор Родной Украинской Веры. Это течение своими корнями уходит в 1991 год, когда была создана Винницкая община Родной веры "Побужье". В 1994 г. несколько винницких родноверческихобщин объединились, образовав Собор Родной Веры [8, 312]. Но тогда не удалось зарегистрировать эту религиозную структуру. В 2000 г. по причине конфликта с руководством ОСИД РУНВеры* винницкие общины были исключены из этого объединения и уже 28-29 октября вместе с другими родноверческими общинами (всего 11) образовали Собор Родной Украинской Веры. 28 декабря 2000 г. Собор был зарегистрирован в государственных органах как религиозная конфессия.

При Соборе действовало три краевых духовных центра (Восточноукраинский, Западноукраинский, Североукраинский) и Университет Родной Украинской Веры. На своем Учредительном съезде Собор принял, по аналогии с Объединением Родноверов Украины, Символ веры.

Боги, в понимании членов Собора, это "могущественные духовные личности, которые родились из Тела Дажбога". Эти боги не являются ипостасями одного Бога, как у В. Шаяна - наиболее авторитетного "пророка" украинского язычества ХХ века. По убеждениям последователей Собора, боги сегодня снова возвратились к украинскому народу, возродив свои "земные тела". То есть подтверждается понимание богов не как равноправных небесных властителей, а как отделенных от Единого Бога проявлений, его разнообразных сил, в индуизме таких богов называют аватарами, то есть земными воплощениями Бога.

Родная Православная Вера. Это течение является второй родноверческой конфессией, по своим организационным возможностям и численностью, в Украине. Процесс его создания начался в 2001 г., когда часть родноверов, рунверовцев и украинских патриотов Хмельницкой обл. образовали независимую, внепартийную и внеконфессиональную организацию - Подольский полк Характерного казачества Украины. На ее основе начали возникать сугубо религиозные общины, первой из которых была Каменец-Подольская община Родной Православной Веры "Источник Рода", образованная летом 2001 г. Спустя некоторое время возникли Киевская община "Киевская Русь" (2002) и "Покон Рода" (2003), Хмельницкая община "Алатырь" (2002) и Ужгородская "Стражи гор" (2003). Сегодня Родная Православная Вера объединяет 10 религиозных общин в разных регионах Украины. В марте 2004 г. прошло Вече Родителей (собор) Родной Православной Веры. Конфессию возглавляет, с титулом "Его Светлость Верховный Волхв Родной Православной Веры", Владимир Куровский. Существует 4 краевых отделения: Киевское (возглавляет жрец Борей); Запорожское (возглавляет волхв Световит); Подольское (возглавляет волхв Межимир); Карпатское (возглавляет волхв Володар). Днем зарождения Родной Православной Веры, как конфессии, следует считать 1 мая 2003 г., когда в Никополе, на месте Мыкитинской Сечи, был проведен Совет Волхвов, который провозгласил "создание конфедерации общин под единым названием "Родная Православная Вера"... "Конфедерация объединяет общины Родной веры с этническим пониманием Единого и многообразного Бога" [7]. А уже 15 июня того же года на священной для родноверов горе Богит (месте пребывание в древности знаменитого Збруцкого Святовита) состоялось окончательное утверждение решения об образовании новой конфессии родноверов – Родной Православной Веры [7].

"Православные родноверы" почитают Род как наивысшую сущность Бога, других богов считают проявлениями Единого Рода. Стоят на позиции сохранения традиционной Родной Веры без реформ и преобразований. Считают, что их вера не является возрождаемой, поскольку никогда не исчезала, а передавалась из рода в род в семьях подольских знахарей и ворожбитов, из которых происходят волхвы этой конфессии. Последователи Родной Православной Веры называют себя русинами, считая, что этноним "украинцы" был искусственно создан.

Объединение Родноверов Украины (ОРУ). Возглавляется волхвиней Зареславой (Галиной Лозко), было зарегистрировано, как религиозный центр последователей вероучения В. Шаяна, 24 мая 2001 г., в его состав входят 5 общин, которые признают себя последователями шаяновского учения о "генотеизме". ОРУ провело уже два собора: первый 25-26 августа 1998 г. и второй 23-24 августа 2001 г. в Киеве [5, 10]. Первый собор утвердил Символ Веры, Славу Великую и Предостережения Потомкам (морально-этические правила язычника), а главное - зафиксировал существование ОРУ и создал управляющий орган — Священный Совет. На втором соборе обсуждались внутриорганизационные вопросы, а также поднималась проблема дискриминации родноверия в условиях сосуществования с христианством. Собор учредил орден "Князя Святослава Завоевателя" и наградил им нескольких лиц. ОРУ входит в мировую организацию этнических религий (WCER), на конгрессах которой родноверов ОРУ постоянно представляет Г. Лозко. Киевской общиной украинских язычников "Православие" издается всеукраинский журнал "Сварог", на страницах которого ОРУ освещает свои взгляды.

Родноверы ОРУ признают верховным Богом украинского пантеона Сварога, основываясь в своих убеждениях на "Велесовой книге", в которой это имя упоминается чаще всего. Жестко подвергают критике РУНВеру и не признают магию родноверческой формой религиозной практики.

По признаку наличия организации можно говорить также о родноверческой группе "Большой Огонь" - направлении, созданном в Житомире. "Большой Огонь" по своей идеологии относится к родноверию скорее общеславянского, нежели украинского содержания. Основателем учения и его лидером выступил Г. Боценюк, который в последние годы перенес свою деятельность из Житомира в Киев.

Как и последователи собора РУВ, родноверы "Большого Огня" верят в присутствие "великих пращуров" в настоящем. Разработано детальное учение о божественной генеалогии, в частности отцом богов считается Род. Среди наиболее чтимых богов в "Большом Огне" - Сварог, Перун и Род.

Не имеют своих организованных приверженцев два упоминавшихся в нашей статье течения - "Ладовера" и "Ягновера". Идейными лидерами первой являются О. Шокало и Ю. Шилов. Вероучение "Ладоверы" нельзя считать сугубо национальным, оно охватывает традиции и культуру многих индоевропейских народов. "Ягновера", созданная В. Рубаном в конце 1980-х годов, также не имеет организованных общин приверженцев. Вероучение раскрывается в книге "Берегиня", которая в 1999 году была автором заново отредактирована и опубликована в журнале "Киев" под названием "Бережа".

Таким образом, мы видим, что на отечественной почве, как и в диаспоре, украинское родноверие осталось расколотым, привнесенные из-за океана распри не были преодолены. Вместе с тем возник целый ряд учений местного "недиаспорного" происхождения. Часть из них на начальных стадиях становления находились под влиянием идей Л. Силенка или В. Шаяна. В последние годы наметилась тенденция к организационному объединению родноверов, что подтверждается регистрацией в 2000 г. Собора РУВ (Собора Родной Украинской Веры), ОРУ (Объединения Родноверов Украины) в 2001 г., а также созданием объединения общин Родной Православной Веры.

Основными конкурентами украинского родноверия в Украине выступают российские родноверы. Недостаточное развитие украинского родноверия, отсутствие полиграфической базы, низкий уровень информирования могут обусловить приход прородноверчески настроенных украинцев в общины российского происхождения, в которых все вышеуказанное стоит, в качественном отношении, на порядок выше.

В Украине российское родноверие представлено не только идейно, но и организационно - соответствующие общины существуют в Запорожье, Харькове и других восточноукраинских городах.

Одной из характерных особенностей российского родноверия является его синкретизм. Так, например, А. Асов ставит знак равенства между марийским и славянским язычеством [1, 207]. Далее он пишет: "Языческая (точнее, ведическая) вера у татар и славян была единой" [1, 230]. Не менее оригинально выразился петербургский популяризатор родноверия В. Кандыба, который причислил к "русской религии" мусульманство и иудаизм [4, 21-22]. Тему продолжает В. Данилов: "Все народы нашей страны – Арийской империи – от Курильских островов к самым западнославянским территориям, придерживались Ведической философии, традиций, верований, системы ценностей" [6, 27].

Единственным направлением российского родноверия, которое пропагандируется в Украине и не имеет четко выраженных политических основ, является инглиизм. Инглиизм, по самоопределению его последователей, - это "вероисповедание людей с белым цветом кожи". Как утверждают последователи инглиизма, их церковь существует еще со времен крещения Руси, и лишь она сохранила "чистую веру Первопредков". Эта ветвь довольно заметно выделяется среди всех других российских родноверческих течений. Инглинги не признают родства с урало-алтайским народами, не пропагандируют антисемитизма и более всего впитали скандинавские традиции.

Для российского родноверия, вообще, характерен факт отсутствия чисто славянской формы вероучения, без привязок к другим этническим корням. Так, скажем, А. Асов тяготеет к урало-алтайской традиции, В. Данилов - к идуистской, инглиизм - к германо-скандинавской.

Большинство родноверческих групп российского происхождения придерживаются политеизма, то есть почитают и признают существование многих богов в определенном иерархическом построении (пантеон). К числу таких групп следует отнести последователей Белова, Асова, Голякова (именно он имеет общину в г. Запорожье), членов Союза Славянских Общин (имеют общины в Харькове и Мариуполе) во главе с В. Казаковым, приверженцев творчества Истархова. Они в умеренной или более агрессивной форме, как В. Истархов, подвергают критике идею единобожия в религии своих дохристианских предков. Вместе с тем, В. Данилов, члены Российского национально-освободительного движения и Общественного казачьего движения "Аркаим" отстаивают на идеи монотеизма славянской дохристианской религии. Несмотря на такой факт, они не могут квалифицироваться как "неорелигии", подобно РУНВере, поскольку все они говорят о своей аутентичности, оригинальности и отстаивают необходимость возрождения старой веры, РУНВера же все это отрицает, открыто занимаясь "религиостроительством".

Российское родноверие в Украине, в отличие от украинского, имеет сильное тяготение к оккультизму, эзотерике и сакрализации учения, что приближает его к западноевропейскому язычеству новейших времен. Российская интеллигенция еще в середине XIX столетия привыкла (конечно же, не массово) к разнообразным оккультным практикам [9, 157]. Вместе с тем, в украинской национальной среде ХІХ ст. чего-то подобного (распространения оккультизма) не было, это обусловило характер отечественного родноверия – научно-исследовательский. Бесспорно, не все российское родноверие пропитано магическими практиками, и все же такие книги, как "В поисках магической силы" Е. Беловой, наталкивают на определенные мысли. В указанной работе были объединены древняя магия, фетишизм, славянские земледельческие культы и мифология.

Подводя итог, отметим, что российское родноверие всячески старается утвердиться в Украине, принеся сюда не присущее украинцам мировоззрение, созданноев результате синтеза разнообразнейших родноверческих, и не только, традиций.

Так выглядит современная "языческая карта" Украины. Родноверы не являются организационно объединенными в одной конфессии и представлены целым рядом течений и направлений в среде этих течений.Имеющиеся направления родноверия не все оформлены в общины и имеют организованных приверженцев. Зарождение родноверия началось независимо от украинцев диаспоры, и с возрождением украинской государственности было ими дополнено и катализировано. С 1991 г. Родная Вера находилась под сильным влиянием РУНВеры и Украинской Родной Веры В. Шаяна, основные идеологические и философские постулаты черпались из учений указанных направлений украинской этнической религии. Вместе с тем, с середины и, особенно, с конца 1990-х гг., началось активное деление родноверческих течений.

Весьма заметным является влияние российского родноверия. Мощная пропаганда российских родноверов, солидные, в сравнении с украинскими единоверцами, финансовые возможности дают основание опасаться привлечения прородноверчески настроенных граждан Украины именно к российским родноверческим группам.

Вообще современное украинское родноверие является религиозным меньшинством, которое, тем не менее, медленно, но неустанно, увеличивает число своих приверженцев, о чем свидетельствует увеличение численности родноверческих общин с одной в 1993 г. до нескольких десятков в 1999-м.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Асов А. Атланты, арии, славяне. – М., 2002.

2.Вперше за тисячу років // Триглав – 7511 рік 25 травня. - № 2(4).

3.Записки Доброслав’я. Віра, вчення, спосіб життя Самостійної України. – К., 1996.

4.Кандыба В.М. Загадки Земли Русской – Спб.,1998.

5.Лозко Г. Волховник. Правослов. – К.: Сварог, 2001.

6.Мочалова И. Данилов В. Сварожий круг – М., 1998.

7.На Богиті знову палають Священні Вогнища // Триглав – 7511 рік 25 липня. - №3(5).

8.Релігієзнавчий словник / за ред. Колодного А. - К., 1996.

9.Филаков Б.Неоязычество // Новый мир – 1999 - № 8.


* ОСИД РУНВеры (Объединение сынов и дочерей Родной Украинсокй Национальной Веры) – церковное объединение одного из неорелигиозних течений.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования