Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
17 июня 13:46Распечатать

Климент Фатимский. АРХИМАНДРИТ КЛИМЕНТ ШЕПТИЦКИЙ (1869-1951) - как второй Всероссийский Греко-католический Экзарх. Часть вторая


Начало здесь

Но вернемся к экзарху Клименту Шептицкому. Его деятельность на посту администратора Апостольского Экзарха Российской Католической Церкви можно условно классифицировать по следующим направлениям:

ØАналитика, сбор информации и прогнозы, подготовка необходимого для будущего успеха в деле церковного единства.

ØЗакладка фундамента в смысле канонического и церковно-правового обеспечения будущего, которая велась на Соборах Экзархов, совместно с другими экзархами, т.к. проблемы здесь были общими.

ØРеальные усилия для помощи верующим в СССР.

Читая документы, связанные с историей Экзархата и работой отца Климента, как-то протоколы соборов, доклады и постановления, информация невольно подразделяется по важности на то, что утратило, в определенной мере, свою актуальность и стало достоянием истории, и то, что важно и ценно до наших дней. Например, хочу обратить внимание на следующие тезисы:

Молитва

Необходима усиленная молитва, вот первое средство для укрепления церковной жизни. Надежда на Бога, а не на усилия мирской политики и светской дипломатии. Десятый пункт Первого Собора Экзархов устанавливает правило: при служении Божественной Литургии в воскресные и праздничные дни возносить особые прошения за Экзархат


 

[1]. Второй экзарший собор ограничил это правило двунадесятыми праздниками.

Поместность Церкви

Учитывая уроки истории, когда состояние Восточных Католических Церквей в частности на рубежах России, оказывалось в зависимости от польско-латинской или московско-православной, как светской, так и церковной власти, делу Церковного Единства это приносило непоправимый вред. Вот почему экзархи писали, что для успеха в работе в частности в России, с самого начала должна быть установлена собственная законная католическая иерархия византийского обряда, и непременно из представителей той нации, которая является преобладающей на данной территории, иначе повторятся блуждания и препоны, имевшие место в истории.

"С самого начала воссоединительная акция явилась несимпатичной для восточных, потому что выступала под формой латино-католической иерархии, а не своей родной"[2], - докладывалось на Третьем Соборе Экзархов. В письме, направленном Госсекретарю Ватикана кардиналу Евгению Тиссерану от лица экзархов в 1941г., в частности говорилось: "Единственный способ, чтобы такие горькие примеры забылись, обновить иерархию того обряда, который на землях советской России ближе соответствует обряду, каким охвачено большинство, если не все народы, составляющие государство СССР"[3].

Латинизация

Экзарх Климент Шептицкий уделял большое внимание необходимости работы с латинской иерархией в отстаивании права греко-католиков на свою самостоятельность, о чем читаем в Протоколе Третьего Собора, где он весомо выступал против латинизации и польских видов в церковной политике. Он говорил о необходимости "просить Апостольский Престол, чтобы уведомил латинских епископов об основании Экзархата"[4]. Касаясь обрядовой практики, отец Климент говорил: "Холмщина отвернулась от Унии, потому что оо. Василиане начали внедрять так называемый галицкий обряд"[5]. Эти слова актуальны для работы в современной России и других землях. Третий Собор Экзархов 1942 г. "постановил просить Апостольский Престол, чтоб запретил биритуализм, как неполезный для расширения св. Единства"[6]. К этому можно добавить слова, произнесенные отцом Климентом 19.06.1939 г. при открытии "Украинского Католического института Церковного Единения", руководство которого было поручено студитам, игуменом которых он был: "Мы будем что-то заимствовать у нашего западного соседа только тогда, когда нам не хватает чего-либо существенного, и даже в том случае сделаем это так, чтобы не становиться в противоречие с духом Востока"[7].

Терминология

Четкость и важность в определении терминов, необходимо употребление следующих словосочетаний: "Вселенская Церковь", "католическая вера", "Вселенский Архиерей", "Верховный пастырь", относительно наших братьев в РПЦ МП и других юрисдикциях, следует говорить: "Отделенное православие"[8].

Архимандрит Климент и Россия, конкретные связи и контакты

" Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны" (1 Петр. 4. 12)

Непосредственные поездки, во время которых святитель Климент имел возможность посещать Россию, имели место быть следующим образом:

Заступивший на митрополичий престол, после смерти Высокопреосвященного владыки Андрея, святитель Иосиф Слипый в ноябре 1944 г. направил в Москву делегацию духовенства во главе с экзархом архимандритом Климентом. В декабре 1944 г. группа украинских греко-католиков, в составе доктор отец Гавриил Костельник, отец Климент Шептицкий, отец Г. Будзинский и отец И. Котив, по поручению митрополита Иосифа Слипого встречалась в Москве с правительственными властями. Делегаты привезли пожертвование в 100 000 рублей на помощь раненым в войне[9]. Они имели ходатайство за будущность Святой Церкви, которой уже выпал мученический венец.

В "Журнале Московской Патриархии" за 1945 г., в № 2, на странице 24, среди поздравительных телеграмм, полученных Патриархом Алексием I (Симанским) в связи с "избранием" на престол Первосвятителей РПЦ, опубликовано послание, имеющее некоторое отношение к теме нашего повествования. Здесь приводится текст на украинском языке, за подписью митрополита Греко-Католической Церкви Иосифа, в котором последний благодарит за переданные приветствие и книги, а также "за ласкависть i гостиннiсть, з якого приняли мою делегацiю". Это та самая делегация, в составе которой Москву посещал Всероссийский экзарх Климент Шептицкий.

К разряду контактов на государственном уровне с высокими властями в Москве, относится свидетельство из документов Патриарха Иосифа Слипого. Он пишет: "В 1946 г. после т.н. Львовского собора, когда отбирали у наших священников церкви и монастыри.., мой заместитель о. архимандрит Климентий Шептицкий обращался к министру иностранных дел Молотову, чтобы греко-католикам все-таки оставить имеющиеся у них монастыри"[10].

Здесь следует также добавить информацию, детальное изучение которой в будущем принесет новые сведения к истории Экзархата. Имеется в виду материал об отце Викторе Новикове, который имел полномочия для работы в России как руководитель католической византийской миссии. Он проходил по делу со священниками Чишеком и Липицким, арестованными властями. Из материалов следствия узнаем, что отец Виктор Новиков был назначен экзархом (викарием?) в Сибирь, но фактически должен был возглавить всю работу в России, т.к. сам экзарх Климент физически не мог там трудиться.

Подвиг во имя веры

"Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое" (Матф. 24: 9)

В 1942 г. на Третьем Архиепархиальном Соборе Экзархов во Львове митрополит Андрей говорил экзарху Клименту Шептицкому, "что сейчас главное задание великороссийскому экзархату найти могилу о. Федорова, а затем искать останки верных покойного экзарха"[11], но в жизни случилось так, что русская земля приняла тело и второго своего экзарха.

Советской властью экзарх архимандрит Климент был арестован 5 июня 1947 г. и приговорен к восьми годам тюремного заключения. Распоряжением заместителя министра госбезопасности Украинской ССР отец Климент переводится в Киев, где его содержали во внутренней тюрьме МГБ. Сохранились свидетельства от этого периода, они содержатся в особом Деле за № 3103.

Соузники 79-летнего старца вспоминали: "О. Климент, несмотря на преклонный возраст, держался хорошо, не болел, никогда не просил облегчения режима, не просил лекарств. Разными способами враги Христовы старались сломить непоколебимую веру о. Климента. Следователь предлагал ему перейти в православие, тогда его выпустили бы в монастырь. Отец не согласился!

Даже в тюрьме уневский Архимандрит проводил аскетично-молитвенную жизнь: сразу же после подъема молился, постился, во время Великого поста говел. Ежедневно, утром и перед сном, о. Климент подходил к окну на расстоянии больше одного метра (ближе не дозволялось) и, опершись на палку, склонив голову, шепотом молился ко Господу. В тюрьме он щедро делился со всеми теми скромными посылками, которые приходили от сестер-монахинь"[12].

Все трудности заключения, а именно – ночные допросы, переводы с места на место, шантаж, запугивания старец переносил стойко.

После вынесения судом приговора о. Климента перевезли в Россию, сначала в Москву, затем – во Владимир. Сохранилось свидетельство: "По словам одного лица, бывшего с ним вместе в тюрьме и вернувшегося после освобождения домой, о. Климент сохранял полную ясность мышления. У него сделалась катаракта (помутнение хрусталика глаза), что почти совсем лишило его возможности читать. Из-за сырости в помещении, он страдал сильным отеком ног. К тому же он однажды упал и повредил ногу.

В заключении о. Климент обращал на себя внимание своим хорошим, всегда ровным настроением, даже веселостью нрава. Он никогда не жаловался на дурное обращение и не выражал неудовольствия на что-либо"[13]. Читаем в свидетельствах о мученике: "Несмотря на все трудности, какие довелось сносить отцу в камере, он еще находил в себе силы улыбаться. Сдается, улыбка была для о. Климента единственным орудием для проповеди Евангелия, и то – орудием, наилучшим в тот час. Глядя в очи самой смерти, старец через свой веселый взор как будто излучал радость и тепло"[14].

Второй католический экзарх России скончался мученической смертью 1 мая 1951 г. в тяжелых условиях, в тюрьме, которую называют Владимирский централ, в древнем граде над рекой Клязьмой, куда древнерусские князья некогда перенесли столицу из Златоглавого Киева и где долгие годы была кафедра Первосвятителей Русской Церкви.

Бренное тело священномученика Климента осталось среди российского народа. Его мемориальная могила устроена трудами братьев-студитов в г. Владимире. Реальное место погребения до сих пор сокрыто. На памятнике читаем текст, сделанный на украинском и русском языках: "Блаженный Преподобномученик Климент Шептицкий архимандрит Свято-Успенской Унивской Лавры 1869-1951". И на оборотной стороне: "Отдал свою жизнь за веру Христову во Владимирском централе".

Папа Иоанн Павел II 27 июня 2001 г. объявил святителя экзарха архимандрита Климента Шептицкого местночтимым святым.

Российские церковные традиции, гарантированные Римской Церковью, позволяют сохранять и уважать собственное предание, в котором местночтимые святые обладают всей полнотой церковного почитания и народного благочестия на конкретной территории. Рангу местночтимого святого в России соответствует западный термин "Блаженный".

"Sanguismartirum – semenchristianorum". Некогда писал митрополит Андрей: "Как Бог даст, будет нам милость, а несомненно многим из нас Бог даст ту милость, - проповедовать в церквах Великой Украины, право- и левобережной, аж по Кубань и Кавказ, Москву и Тобольск. Нужно быть на то приготовленным"[15].

И в заключение, позвольте привести слова Папы Иоанна Павла II из проповеди, произнесенной во Львове 27 июня 2001 г., когда были провозглашены в лике местночтимых святых 27 католических византийских новомучеников XX века: "Именно экуменизм мучеников и свидетелей веры указывает путь к единству для христиан XXI века. Пусть их жертва станет практическим уроком жизни для всех"[16].


 


[1] См.: Протокол II Архiеп. Собору Екзархiв: Док № 145. - //Там же. – с. 367.

[2] Доповiдь екзарха Николая Чарнецького: Док. № 152. - //Там же. – с. 388.

[3] Лiст УГК Экзархiв до Секретаря Схiдної Конгрегацiї: Док. №143. - //Там же. – с. 362.

[4] Протоколи III Архiеп. Собору Екзархiв: Док. № 150. - //Там же. – с. 384.

[5] Там же.

[6] Там же. – с. 386.

[7] Цит. По: Николаев К.Н. Восточный обряд. – Париж: YMKA-PRESS, 1950. – с. 255.

[8] Постанови II Собору Екзархiв: Док. № 147. - //Митрополит Андрей Шептицкий. – с. 370.

[9] Мартирология. – с. 67.

[10] Йосиф Слiпий. Заяви-протести 1960-1961: Оперативный отдел, Док. № 2, 28.12.1960. - в кн.: Iпiзнаете правду. – с. 154.

[11] Протоколи III Архiеп. Собору Екзархiв: Док. № 150. - //Там же. – с. 385.

[12] Блаженний Климентiй Шептицький… - //Мученики – Джерело чудотворної сили. – Львiв: Постуляцiйний центр…, 2004. - с. 64-65.

[13] Василий, д. Ук. Соч. – с. 688.

[14] Блаженний Климентiй Шептицький… - //Мученики – Джерело чудотворної сили. – Львiв: Постуляцiйний центр…, 2004. - с. 65.

[15] Андрей Шептицкий, митр. Письма-послання з большевицької окупацiї. – Йорктон, 1961. – с. 43.

[16] L`Osservatore Romano. – Citta del Vaticano, 2001, # 146. – p. 7.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования