Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
28 октября 12:08Распечатать

Валерий Емельянов. ТИБЕТСКИЙ БУДДИЗМ. ПУТЬ К.. ИЛИ ПУТЬ ОТ... Впечатления от посещения фестиваля тибетской культуры


Первый фестиваль тибетской культуры в Москве, запланированный более чем на две недели (14-31 сентября), перевалил через свой экватор. Собственно фестивалем, в том смысле, как мы традиционно понимаем это слово, назвать это действо трудно. Нет массовых мероприятий, веселых песен-танцев, концертов. Скорее для обозначения этого мероприятия больше подошло бы определение "дни культуры". И выставки, и театрально-музыкальные мероприятия являются привлекательными для достаточно узкого круга публики, хотя в уик-энд у входа на главную выставочную площадку фестиваля - галерею искусств Зураба Церетели - собирается небольшая очередь.

Впрочем, никто не отрицает, что у отечественной публики есть довольно значительная страсть ко всяческой экзотике. Кроме того, в программе есть лекции о тибетской медицине и астрологии. Во время фестиваля ведет прием по предварительной записи практикующий тибетский врач. Понятно, что это тоже очень привлекательно для российского обывателя, страсть как любящего лечиться, к тому же самыми разными и экзотическими способами.

Всю экспозицию фестиваля, даже не спеша, можно обойти менее чем за час. В одном зале - биография Его святейшества Далай-Ламы XIV в текстах и графических изображениях, в другом - выставка авторских черно-белых фотографий, сделанных голливудской звездой Ричардом Гиром во время путешествия в Тибет под названием "Паломник" (сам Гир почтит фестиваль своим присутствием ближе к концу). В другом зале - тибетская иконография, - художник-монах рисует картины тут же с воистину буддийской отрешенностью, невзирая на толпящихся посетителей, из-за спины разглядывающих плоды его творчества, - резьба по дереву, ритуальные маски религиозной мистерии, видеозапись которой демонстрируется тут же на экране. При этом вспомнилось, что ритуальные маски и религиозная живопись оказались удивительно знакомыми еще с детства по популярным тогда почтовым маркам народной Монголии, на которых в изобилии были представлены буддийско-ламаистские сюжеты. Понятно - одной из своих главных целей монгольские коммунисты изначально продекларировали всемерную защиту религии.

Что касается мистерий, по ходу которых идет борьба масок добрых и злых. Мелодический рисунок мистерии, состоящий из ударов в барабан и периодических мычаний рога, почему-то навел на мысль, что если из этого состоит вся театрально-музыкальная часть фестиваля, под которую отведена сцена театра "Школа драматического искусства" Анатолия Васильева на Сретенке, то высидеть подобные представления непосвященному и "непродвинутому" зрителю будет непросто.

Отдельный зал выделен под сакральную часть экспозиции. Здесь в центре, на возвышении установлена бронзовая статуя Будды, а вокруг нее - различные реликвии, типа статуэток бодхисатв. По словам организаторов выставки, многие из этих реликвий впервые выставлены перед широкой публикой, и происходит эта выставка в рамках так называемого проекта "Майтрея", предусматривающего возведение гигантской статуи высотой 152 метра, изображающую Майтрею-Будду, грядущего в конце времен.

Здесь же приезжие тибетские монахи проводят свои церемонии, а российские буддисты, преимущественно женского пола, молодого и среднего возраста, медитируют, сидя на коврике в позе лотоса.

Все это любопытно и интересно, и, проглядывая программу, замечаешь, что все или большинство мероприятий фестиваля хочется просмотреть хотя бы, что называется, краешком глаза. Но постепенно верх взяла журналистская рассудочность. Захотелось поискать ответ на вопрос - а не является ли это культурное мероприятие формой религиозного миссионерства. Этот вопрос вызвал, в свою очередь, другой вопрос - а является ли буддизм религией в полном смысле того понимания, которое характерно для представителей авраамического единобожия. Ведь то, что мы на уровне банальной эрудиции современного мало-мальски образованного человека знаем о буддизме, часто дает основание считать его скорее морально-этическим учением, нежели религией. Хотя конечно, в нем присутствует сверхъестественная личностная душа, переживающая цепочку перерождений, но очевидно, что нет Высшей личностной сути, которую мы определяем словом Бог...

Рассматривая программу фестиваля, автор этих строк пришел к выводу, что помочь в ответе на вопрос могло бы мероприятие, которое было бы посвящено одному из наиболее фундаментальных вопросов бытия. И такое нашлось – им оказался показ 50-минутного фильма по тибетской "Книге мертвых", а также лекция тибетского монаха о смерти и умирании. Лекция, правда, была отменена, но вот фильм дал яркий и концентрированный ответ буддизма на вопрос, "фундаментальнее" которого cложно себе и вообразить.

Сюжет фильма достаточно незатейлив: лама, и 13-летний мальчик-послушник направляются в дом умершего, чтобы совершить необходимые действия. Но это мало напоминает нам знакомое отпевание. В течение 49 дней душа умершего находится как бы между смертью и новым перерождением, и задача мудрого лампы, знающего "Книгу мертвых", стать для покойного как бы проводником в царстве теней.

Он и разговаривает с завернутым в саван покойником как с живым, указывая ему на те образы, которые ему в данный момент приходится видеть. Это пограничное состояние странствований души, в ходе которого она может лицезреть 42 добрых и 58 гневных божеств называется "бардо", и лама говорит, чтобы все увиденные образы не вызывали бы никаких чувств, ни страха, ни радости.

Дело в том, что все они, равно как и окружающий нас мир мыслей, образов, вещей представляют собой не что иное, как проекцию, результат действия нашего сознания. Цель буддийского просветления заключается в высвобождении даже на ментальном уровне от этих представлений, когда перед взором души открывается лишь один единственный, безграничный, божественный свет. Но и слияние с этим светом отнюдь не кульминация и не цель потустороннего бытия, хотя для его достижения, и скорейшего освобождения от телесных пут применяются разные способы - например, кладут мертвеца в позу Будды, либо по прошествии восьми дней кремируют тело. Цель, в конечном итоге, - вновь вернуться в это бытие, посюсторонний мир, но в как можно лучшее перерождение. Как у Высоцкого: "Допустим, был ты дворником, родишься вновь прорабом, а после из прораба до министра дорастешь".

Хотя, говорят, что высшая цель буддизма - избавиться от цепочки этих перерождений и слиться с окружающем миром в вечном и блаженном небытии. Но "что вижу, то пою...". Это то, что автор этих строк, человек мало до сих пор интересовавшийся буддизмом просто увидел в финальных сценах картины представленной на тибетско-буддийском фестивале.

Вот тут-то и увиделся ответ на главный вопрос: о том, что разделяет наше религиозное сознание, религиозный менталитет и картину бытия, предлагаемую буддизмом. Мы, авраамические монотеисты - иудеи, христиане, мусульмане, - верим, что наше бытие вечно и оно находится в постоянном развитии. То, что мы слышим, видим, творим в этом мире - не просто плод наших физических и интеллектуальных трудов, но проекция, пусть не очень совершенная, более высоких уровней бытия. Смысл и цель нашей жизни в том, чтобы вечно стремиться к этой горней жизни, точные образы которой нам не ведомы. И тем они для нас ценнее... Буддизм, очевидно, предлагает закольцованное бытие, цепочку перерождений, но в "этом" мире, хотя, безусловно, освобождение от страданий и плохих черт имеет высокую моральную ценность. Но высшее достижение - вечное личностное небытие, растворение.

Вот почему, несмотря, на красивую восточную экзотичность, буддизм вряд ли когда-нибудь заменит хотя бы мало-мальски религиозно думающему россиянину его взгляды. И ценностные категории буддизма, и нашего личностного монотеизма - вещи несопоставимые.

И говорить о миссионерской задаче буддизма как религии серьезно нельзя. Как о миссии культурологической - конечно можно. Потому как интересно и любопытно.

Я может, даже на заключительный концерт схожу, с танцами лам, бубнами и рогами. Если не устану от этих мелодий…


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования