Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
16 октября 11:27Распечатать

Михаил Фатеев. ПЕРСПЕКТИВЫ РУССКОГО КАТОЛИЦИЗМА ВИЗАНТИЙСКОГО ОБРЯДА ПОСЛЕ САРГАТСКОГО СОБОРА 2004 ГОДА. Почему сами "отцы Собора" не распространяются о его решениях?


Скупые строки информационных сообщений принесли интересную новость. В поселке Саргатское Омской области с 23 по 27 августа прошел Собор духовенства Российской Католической Церкви византийского обряда, на нем было постановлено возродить Российский Экзархат восточного обряда и избрать его временным управляющим старейшего по пресвитерской хиротонии настоятеля - священника Сергея Голованова.

Сообщение об этом, видимо, ошеломило заинтересованные стороны, так как какой-либо внятной публичной реакции не последовало. Известно, что отец Сергий был вызван к своему правящему архиерею. Чем завершилась беседа - неизвестно. Ватикан занял выжидательную позицию, проявляя известную cunctatio romana (римскую медлительность). Молчаливы, как ни странно, оказались и сами греко-католики. Информацию о состоявшемся соборе Вы не найдете ни на одном греко-католическом портале в России. Регулярно обновляемый сайт о. Сергия Голованова умалчивает о произошедшем у него в приходе целом поместном Соборе. Сайт церковного историка и "яркого представителя РГКЦ, несколько лет посвятившего изучению ее истории и канонического положения" Павла Парфентьева (http://www.byzcath.ru), также не сообщает о столь значимом для российских греко-католиков событии. Документы собора лишь на несколько часов появились на сайте "Вселенское Православие", а затем бесследно с него исчезли. Документы, как и сам собор, оказались фактически засекречены! Только на портале "Религия и СМИ", да на сайте русского католического прихода в Нью-Йорке можно найти текст соборных постановлений.

Впрочем, говорить о полном отсутствии реакции не приходится. В Сети появилось письмо одного из прихожан о. Сергия из омского "украинского" храма Покрова Пресвятой Богородицы, в котором священнику недвусмысленно намекают, о том, что его уход будет самым честным и правильным шагом. "К сожалению, между Вами и прихожанами выросла настолько высокая стена взаимного непонимания, что с Вашей стороны честнее было бы признаться в непреодолимости существующих различий. Как сказано в Писании, нельзя служить одновременно двум господам, ибо об одном будешь заботиться, а другим пренебрегать. Не хотелось бы, чтобы такой сценарий получил свое воплощение". Ответ и.о. Экзарха был таков: "Я согласен и сам неоднократно говорил, что украинцами должны руководить украинцы, а русскими...".

Впрочем, вернемся к самому Собору духовенства. Состав его участников вызывает некоторое удивление. На территории Российской Федерации официально служит несколько греко-католических священников византийской традиции. Из них только один – о. Сергий Голованов – оказался в Саргатском.

На Собор не приехал душепастырь московской греко-католической общины святых апостолов Петра и Андрея о. Андрей Удовенко. Интересно, что отец Андрей в свое время был духовным наставником Сергея Голованова и повлиял на его решение стать католиком. Формально московская община является лишь пасторским пунктом в юрисдикции римско-католической архиепархии Матери Божией в Москве, и не имеет прав прихода, однако фактически им является. Кроме того, о. Андрей по рукоположению гораздо старше "временно управляющего Экзархатом".

Не приняли участия в Соборе и ближайшие соратники о. Сергия: о. Алексей Баранников и о. Андрей Зверев. Эти два священника, как и о. Сергий Голованов, родились в России, окончили греко-католическую семинарию на Украине, и несут свое служение в приходах благочиния восточного обряда римско-католической Преображенской епархии.

Среди участников не оказалось и о. Алексея Симченко, чье имя мы находим в списке духовенства архиепархии Матери Божией в Москве, который судя по информации сайта "Вселенское православие" окормляет греко-католическую общину Рождества Пресвятой Богородицы в Павловом Посаде.

Не приняли участия в Соборе ни о. Георгий Авакумов, ни игумен Игнатий Крекшин, служащие в Германии, а также архимандрит Георгий Брянчанинов из Австралии. Эти священники, двое из которых – настоятели) по времени рукоположения тоже старше о. Сергия Голованова. На первый взгляд правомочность участия в Соборе духовенства Российской Греко-Католической Церкви священников из-за границы может вызвать сомнения. Однако, во-первых, они канонически должны принадлежать именно к РГКЦ, а во-вторых о. Филипп Майзеров и о. Алипий Медведев прибыли на Собор из Рима, где жили, служили и учились. Более того, другие участники Собора – о. Ростислав Колупаев и о. Кирилл Миронов - входят в клир не российских, а украинских католических епархий.

Таким образом, получается, что в Соборе не приняла участие большая часть русского греко-католического духовенства – семь против пяти. Причем несколько священнослужителей, не присутствовавших на мероприятии, вполне могли занять место "и.о. экзарха".

Кроме того, проигнорировали Собор (или же Собор проигнорировал их) двое российских греко-католических священников, непосредственно связанных с Экзархатом, служивших в советские времена на квартирах у сестер легендарной абрикосовской общины. Оба они числятся в списках духовенства московской архиепархии.

Впрочем, решать вопрос о каноничности и правомочности решений прошедшего в Саргатском собрания предоставим ватиканским специалистам. Однако даже поверхностное изучение его документов вызывает некое недоумение. Вот несколько замечаний.

В документах Собора мы читаем: "В связи с возрождением Экзархата российских католиков византийского обряда, уведомить конференцию Католических Епископов РФ о необходимости включения в её работу канонического Управляющего Экзархатом". Однако даже минимальное ознакомление с Кодексом Канонического Права покажет, что это невозможно. Канон 450 предписывает, что в Конференцию могут входить только и исключительно архиереи. Католические епископы России, согласно праву, не могут исполнить просьбы местных католиков византийского обряда.

Впрочем – это далеко не самый яркий пример поверхностного знакомства "восточного" духовенства с каноническими нормами собственной Церкви. Вот еще одно решение: "На основании канона 896 Кодекса Канонов Восточных Церквей, верных из отделенных церковных общин, признающих Никео-Цареградский Символ Веры и Римского Первосвященника, как видимого главу Единой Церкви Христовой - необходимо принимать незамедлительно после исповеди, во время Божественной Литургии, после чего воссоединенному христианину необходимо преподать учение Католической Церкви по Катехизису Католической Церкви". Однако почему из приведенного канона были сделаны подобные выводы, остается загадкой. В этом каноне всего-навсего читаем, что "на тех, кто крестился в некатолических Церквях или общинах и по собственной воле желают придти к полному единству с Католической Церковью, будь то отдельные личности или общины, не следует накладывать больших тяжестей, нежели необходимо". А если прочитать следующий канон, то следующий пассаж "отцов Собора" о том, что практика отлучения от причастия "лиц, ищущих Церковного единства на время катехизации, что противоречит ККВЦ", станет совсем непонятным. Подобная практика не только не противоречит Канонам, но наоборот им следует! Канон 897 гласит: "Верующего какой-либо некатолической восточной Церкви следует принимать в Католическую Церковь только с исповеданием католической веры, после предшествующей теоретической и духовной подготовки, соответствующей состоянию каждого из них". То есть пока желающий стать католиком православный не прошел подготовку (читай катехизацию), он не может быть принят в лоно Церкви, и так как не является католиком, не может причащаться. Таким образом, требование "отцов Собора" противоречит канонам, причем тем же, которые они сами приводят в доказательство собственной правоты.

Одним из самых ярких решений Собора является обвинение Конференции католических епископов в "узурпации термина "католический"! Абсурдность этого заявления становится ясна, если понять, что сделали люди, многие из которых еще несколько месяцев назад принадлежали к Русской Православной Церкви.

Есть в документах Собора и еще одно интересное высказывание: "Профанация наград, монашеских и священнических одежд, богослужебных облачений и неуважительное отношение к российско-византийским традициям (храмовая архитектура и внутреннее убранство, иконопись, литургические чинопоследования) со стороны римско - католических священнослужителей вызывает смущение народа Божьего, пастырями которого мы являемся по рождению, крещению и единству традиции". Поражает фраза о том, что соборяне "по рождению" являются пастырями народа Божия. Это напоминает высказывание многих священнослужителей Московского патриархата о "православных по рождению", населяющих нашу страну. Ну, а уж о том, каким образом "латиняне" в России занимаются "профанацией российско-византийских традиций"? остается гадать. Пока не доводилось слышать ни об одном российском греко-католическом храме? захваченном "латинянами". Обычно наоборот - именно римо-католики предоставляют свои помещения для служб по восточному обряду.

Здесь, пожалуй, стоит перейти к попытке разобраться с мифом о "преследованиях" римо-католиками своих "восточных" братьев. Так ли это?

Официально действующая в Москве Греко-католическая община о. Андрея Удовенко еженедельно совершает свои богослужения в латинском монастыре. В московском римско-католическом кафедральном соборе Непорочного Зачатия проводятся регулярные богослужения для украинских и армянских католиков восточного обряда. В Петербурге богослужения для "византийской" общины святого Архангела Михаила проходили в часовне латинского монастыря. Монах этой обители написал для "восточников" и икону блаженного Леонида Федорова. Все сибирские греко-католические приходы учреждены "латинским" епископом и находятся в его ведении. Более того, даже храм в Саргатском построен по инициативе латинского священника. Кстати, и недавнее паломничество российских греко-католиков в Украину, и научный симпозиум, посвященный истории и современному состоянию Российского Греко-католического Экзархата? были профинансированы и организованы "латинянином" Иосифом де Вольфом. Примеры такого рода можно множить практически бесконечно.

Нынешние греко-католики стараются об этом не вспоминать. Зато их тексты изобилуют воспоминаниями, подобными этому: "Мы знаем, что латинские епископы заключили святого Мефодия в темницу; мы знаем, что к гробу митрополита Андрея Шептицкого не пришел проститься ни один латинский епископ во Львове; мы знаем, что наш первый экзарх голодал, копал огороды и пилил дрова; мы знаем, что третий наш экзарх епископ Андрей Катков сидел на улице Вечного города и помогал приютившей его русской эмигрантке продавать картины для римских туристов".

Возвращение к корням, разумеется, похвально. Однако насколько апеллирующие к истории Экзархата и российским мученикам соборяне являются их наследниками? Судя по почти двухмесячному гробовому молчанию Рима, на который не произвело впечатления даже слезное воззвание Папе, для Ватикана преемственность не столь очевидна. Украинская Греко-Католическая Церковь сначала сообщила об избрании в России "временно исполняющего обязанности Экзарха", но затем уже в официальном отчете о презентации книги о митрополите Щептицком, назвала о. Сергия Голованова лишь "ответственным за пастырство для греко-католиков в пределах римо-католической епархии Преображения Господнего", об Экзархате даже не упомянув.

Как было сказано выше, российские священники, связанные с выводящимися из Экзархата общинами сестер-доминиканок, в Саргатском не присутствовали. Лишь один из "соборян" был рукоположен католическим епископом. Все остальные были крещены и рукоположены в РПЦ МП и покинули ее совсем недавно. Причем уход был обычно связан со скандалом.

Наиболее ярким примером служит судьба о. Филиппа Майзерова.

Именно он, судя по материалам Собора, фактически является "правой рукой" временно управляющего Экзархатом. Он минувшей зимой начал сбор сведений о наличии греко-католиков в России. Именно он "подвел каноническое основание для проведения Собора и замещения должности временно управляющего вакантным Экзархатом русских католиков византийского обряда". Именно он стал "Советником по делам монашествующих". Если учесть, что все духовенство РГКЦ, кроме о. Сергия Голованова (согласно списку соборян), состоит из монашествующих, можно понять значимость этого поста. Стоит обратить внимание и на, то что нынешний управляющий Экзархатом - из числа "белого духовенства", и не имеет возможности быть рукоположенным во епископы. Так что положение настоятеля "Спасо-Преображенской общины Монахов Святого Василия Великого" оказывается весьма перспективным.

Отец Филипп (Майзеров) личность интересная и яркая. Его "духовная траектория" весьма причудлива. Он был крещен и рукоположен в Православной Церкви. Десять лет назад, познакомившись с работавшими в Москве францисканцами, перешел в католичество и уехал в Польшу, вступив в Орден Братьев Меньших Конвентуальных. Однако в скором времени о. Филипп с покаянием вернулся в лоно Матери Церкви и был назначен наместником возрожденного Трифоно-Печенгского монастыря – некогда "могучего оплота православия на Кольском Севере" (именно издательство этого монастыря выпустило в свет нашумевший "Противокатолический катехизис", в котором утверждается, что католичество - это антихристианская неоязыческая религия, являющаяся разновидностью неоиндуизма). Впрочем, через два года Священный Синод назначил в монастырь нового наместника и прежний игумен с частью братии покинул обитель. Через некоторое время о. Филипп и еще один из насельников монастыря – о. Алипий Медведев появляются в Риме уже в качестве католических священников и обосновываются в монастыре у Миссионеров Кларетинов. Впрочем, долго они там не пробыли и уже через некоторое время перебрались в обитель цистерцианцев. Отец Сергий Голованов так описал встречу с о. Филиппом, состоявшуюся в Италии в феврале этого года: "Рядом со мной стоял иеромонах с капюшоном поверх широкой готической ризы, снизу торчала красная византийская епитрахиль. На его груди - массивный архимандритский крест с украшениями". Живя в Вечном городе, о. Филипп и о. Алипий служили Божественную Литургию на современном русском языке и учились с семинарии, обучение в которой планировали завершить не раньше чем через несколько лет. В довершение "досье" можно добавить, что после нашумевших событий в августе этого года о. Всеволод Чаплин заявил, что о. Филипп и о. Алипий "были лишены сана в Мурманской епархии после того, как обнаружилась их склонность к противоестественным порокам" (читай: содомия). Достоверность этих сведений сомнительна. Вполне возможно, что это просто попытка дискредитации своих бывших собратьев, однако умалчивать эту информацию все же не стоит.

На Соборе духовенства РГКЦ был утверждён Устав Монахов Святого Василия Великого и основана Спасо-Преображенская Архимандрия, которую решено было разместить в Санкт-Петербурге. Однако о. Филипп все еще обитает в поселке Саргатское и ищет кандидатов, разместив объявления в Сети.

В ближайших планах у российских греко-католиков намеченное на ноябрь собрание мирян в Санкт-Петербурге. Результатом его, скорее всего, станут, очередные, написанные "высоким штилем", послания в Рим: "Страдающая Церковь наша, реально исчисляет Свое бытие от Днепровской купели и Владимирового Святого Крещения, орошена слезами, оставленными на Сибирских камнях, в Мордовских лагерях и в Казахских степях Блаженнейшим Господином и отцом нашим священноисповедником Патриархом Иосифом Слипым и иже с ним страдавшими, засвидетельствована мученическим свидетельством наших Экзархов Священноисповедников Леонида Федорова и Климентия Шептицкого, принесла плод трудов, страданий даже до крови и молитвенные воздыхания сонма верных своих чад – сынов и дочерей Российского народа. Чада этого народа есть и мы"

Умело используя имена католических мучеников, некоторые современные российские греко-католики настоятельно пытаются раздробить немногочисленную Единую Вселенскую и Апостольскую Церковь в России на небольшие группки по национальному и обрядовому принципу. Кому это на руку – вопрос риторический.

Однако, финансовая беспомощность малочисленных российских греко-католиков, возможный разлад в Российской Католической Церкви, ухудшение и так "натянутых" отношений с Московским патриархатом - говорят не в пользу "возрождения" номинально существующего Экзархата. Во время февральского визита в Россию, кардинал Вальтер Каспер сказал следующее: "Святой Престол решительно против создания параллельных иерархических греко-католических структур в России. В России есть греко-католики, и они, разумеется, имеют право на пастырское окормление, но руководить им должны епископы латинского обряда. Это очень важно".

Наличие в России греко-католических священников, принятых в лоно Католической Церкви епископами иных стран, является реальностью. Священники покинули епархии, к которым приписаны, некоторые из них имеют разрешение российских епископов на совершение богослужение в римско-католических церквях. Фактом является и то, что эти священники не желают подчиняться "латинской" иерархии, выискивая для этого многочисленные аргументы и устраивая всевозможные акции, цель которых заставить Ватикан прервать свое величественное молчание.

Все идет к тому, что Рим "разомкнет уста". Roma locuta causa finita. Только согласятся ли "бунтари" с решением Апостольского Престола, которое вряд ли будет вынесено под диктовку "саргатских соборян"? Хватит ли у них смирения, послушания и любви к Церкви или же их духовный путь совершит еще один виток?


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования