Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
10 августа 13:31Распечатать

Валерий Емельянов. ХРИСТИАНЕ И МУСУЛЬМАНЕ ЗА ИЗРАИЛЬ. Часть 2. Может ли мусульманин признавать государство Израиль?


Когда 29 июля один из лидеров мусульман России муфтий Равиль Гайнутдин встретился с послом Израиля в РФ Аркадием Мил-Маном, это вызвало резко негативную реакцию в мусульманских структурах. Пошли утверждения, что муфтий Гайнутдин совершил чуть ли не грех, что он "неадекватен", а известный радикал Гейдар Джемаль резко и прямо заявил, что мусульманин не имеет права поддерживать Израиль. Все это, в конце концов, могло бы остаться пусть и интересным, но протокольным событием в ряду других, которые с течением времени теряют свою актуальность и забываются.

Если бы не одно "но". Медиа-перепалка вокруг упомянутой встречи в российских мусульманских СМИ является отражением общей и устойчивой тенденции, характерной для мусульманского общественного мнения, а именно - резкого и воинственного неприятия независимого еврейского государства. Это проявляется и в настроениях рядовых мусульман, и в речах и писаниях многих духовных лидеров, хотя известно, что в мусульманском мире именно второе определяет первое.

Известно, что публичные высказывания и призывы "харизматических" лидеров арабского и мусульманского мира - аятоллы Хомейни, Саддама Хусейна и других - отличались ярко выраженной израилефобией. А практическим ее выражением становятся такие действия, как ракетные обстрелы Израиля с территории хусейновского Ирака или всем нам известные акты террористов-самоубийц.

Проявления ненависти к Израилю в исламском мире носит тотальный характер. Например, логика шахидов-смертников, взрывающих себя в гостиницах, на дискотеках и тому подобных "военных" объектах такова: Израиль - великий шайтан, а поскольку в государстве всеобщая воинская обязанность, все жители, включая детей - солдаты или потенциальные солдаты этого шайтана, - то и убийство их – вовсе не убийство, а богоугодное сражение, неизбежный элемент "священной войны".

У широкой мусульманской массы эта неприязнь выражена тише и мягче, без насилия, но тоже устойчиво. И как результат, по принципу "подобное рождает подобное", появляются ответные неприязнь и насилие с еврейско-израильской стороны, в том числе и приобретающие религиозную окраску.

Все это невольно заставляет задаться вопросом: а так ли однозначно арабо-еврейское противостояние? В мире нет ничего однозначного, но все обладает сложной структурой и оттенками. Вспоминается, как известный современный иудейский мыслитель, раввин Адин Штейнзальц, сказал на одной из встреч: "Вы думаете белый цвет - белый? Нет, на самом деле он состоит из семи различных цветов". Наверное, есть смысл разложить на такие компоненты и проблему отношения мусульман к Израилю - проблему, принявшую, к сожалению, драматические, а порой и трагические, формы.

Ислам - это религия, воплощение веры в Бога. Государство Израиль и его действия относятся к сфере политики, находящейся по отношению к религии в совершенно иной сфере, пусть даже эти сферы и имеют иногда точки соприкосновения. И если категорично утверждать, что мусульманин не имеет права признавать Израиль, то что тогда делать гражданам этой страны мусульманского вероисповедания (а таковых там около 20 % населения), что делать лидерам и простым гражданам тех мусульманских стран, которые признали Израиль (Египет, Турция, Иордания)? Получается, что они ставят себя вне своей религии? Но в исламе человек может поставить себя вне своей веры лишь личным греховным поступком, по воле и рассуждению Аллаха, а вовсе не по мнению крупного или местного, продвинутого или не очень, лидера, которому не нравится одно из государств мира. Нет в списках грехов мусульман тех или иных международно-политических симпатий.

Но поскольку ислам – религия, интегрирующая в себя все аспекты бытия, являющаяся, по словам самих мусульман, не только верованием, способом поклонения, но еще и образом жизни, то резонно будет предположить, что существуют какие-то предпосылки в первоисточниках ислама, обусловившие подобную неприязнь мусульман к государству Израиль.

В Коране мы не найдем ни одного слова, обосновывающего такую враждебность. Более того, во многих аятах священной книги мусульман говорится о том, что Всевышний дал эту землю по обету сынам Израиля, и наказал им жить на ней до тех пор, пока Он не соберет все человечество перед лицом Своим в последний день этого мира (Коран, 26:59, 17:104).

Обоснование претензий мусульман на исключительное господство над Святой Землей (Бейт-аль-Муккадас), и, как следствие этого, тотальное неприятие существования Израиля в его современном виде, базируется, во-первых, на коранической суре аль-Исра (Ночной перенос). В ней говориться о чудесном вознесении пророка Мухаммада на небеса с иерусалимской Храмовой горы. Согласно мусульманским преданиям-хадисам, пророк неоднократно подчеркивал особую святость этого места для мусульман. Более того, первоначально мусульмане обращали в молитве свои взоры к Иерусалиму, и лишь позднее Мухаммад поменял направление молитвы (киблу) в сторону Мекки.

Наконец, еще вспоминается то, что во второй половине VII века, при праведном халифе Умаре, земли нынешнего Израиля находились под владычеством мусульман. Здесь были построены мечеть аль-Акса, являющаяся третьей по значению мусульманской святыней мира после мечетей в Мекке и Медине, и мечеть Куббат ас-Сахра. Наконец, пусть и с перерывами, но вплоть до начала минувшего века эти земли и святыни были частью территории мусульманских халифатов и империй. Правда, начиная с VIII века, мусульманские монархи, хоть и формально назывались халифами (халиф - наместник пророка), но уже давно перестали быть "праведными", и далеко не всё, что они свершили в истории, может быть освящено авторитетом ислама.

Никогда и никто не отрицал священного права мусульман на их святые места в Иерусалиме и, в целом, на территории нынешнего Израиля. Да, в результате политических спекуляций, принявших трагическую форму того, что мы знаем как ближневосточный конфликт, духовные права мусульман серьезно нарушались и нарушаются. Да, в этом есть серьезная вина экстремистских кругов в Израиле и его правительства. Конкретная вина, подчеркнем, конкретных политиков...

Но проблему, очевидно, не решить на путях тотального непризнания и неприязни. Хотя бы просто потому, что такая позиция означает однозначный отказ от встреч, консультаций, переговоров с лицами, могущими решить эту проблему, причем лишь из-за того, что они представляют непризнанное по чьему-то личному мнению "еврейское государственное образование". Как тогда быть с проведением переговоров по реализации плана кронпринца Саудовской Аравии, будущего хранителя мусульманских святынь Абдаллы, предусматривающего решение ближневосточного конфликта через возвращение к границам 1967 года? Словом, все это полный нонсенс. Но нонсенс, овладевший умами подавляющего числа мусульман.

И под конец, формально-юридический аргумент - на наш взгляд, наиболее убедительный в таких вопросах. Согласно известной резолюции ООН 1947 года, на основании которой в 1948 году в Палестине были созданы два государства - еврейское и арабское, Иерусалим, а, значит, и святыни трех религий, оставались вне юрисдикции этих государств - под международным контролем. Следовательно, признание факта существования, в нашем случае, еврейского государства Израиля, никак юридически не связано с положением святынь и отношением к этому факту со стороны различных вероисповеданий. Историческая судьба святых мест и отношение к последствиям этой судьбы - совершенно другой вопрос, из другой области. А вопрос о признании или непризнании государства напрямую никак, таким образом, не связан с религиозной верой индивидуума и ее полнотой.

Ислам, по сути своей, в отличие от ходульных обывательских представлений, - религия отказа от крайностей, религия серединного пути. А на этот путь встать можно только путем глубоких и вдумчивых поисков, а не с помощью тотальной неприязни и конфронтации с "неверными".

Валерий Емельянов, для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования