Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
14 июля 15:13Распечатать

Валерий Емельянов. ХРИСТИАНЕ И МУСУЛЬМАНЕ ЗА ИЗРАИЛЬ. Часть 1. Христианский сионизм - маргинальный парадокс.


Сформировавшееся в последние полтора столетия движение христиан в поддержку создания еврейского государства, получившее обобщенное название "христианского сионизма" в основе своей крайне парадоксально. История довольно ясно показала и показывает, что пути иудаизма и христианства как духовных, этико-политических, культурных систем не совпадают, а часто и противоречат друг другу. Кроме того, Израиль как государство является воплощением именно национально-политических, а вовсе не религиозных чаяний еврейского народа. И этот фактор еще дальше разводит векторы интересов христиан и евреев-иудеев. Впрочем, в движении христиан за Израиль парадокс состоит еще, наверное, и в том, что парадоксально и само государство Израиль, которое за всю свою полувековую историю пока так и не определилось с соотношением "светского" и религиозного начал в государственном устройстве, законах, политике...

Идеи "христианского религиозного сионизма" возникли в среде радикальных европейских протестантов задолго до того, как оформилась сионистская политическая доктрина и было создано государство Израиль.В 1587 году в Англии на костре был сожжен некто Фрэнсис Кейт, вещавший о возвращении евреев "на свою землю". В 1607 году евангелический богослов Томас Брайтман опубликовал в Швейцарии труд под названием "Снятие завесы с Апокалипсиса", в которой утверждалось, что все пророки говорили о возвращении евреев и их новом собирании в Палестине. Брайтман был первым христианским богословом, писавшим о религиозном праве евреев на Палестину. В XVII-XIX столетиях эта идея завладела умами многих представителей прежде всего британского политического и интеллектуального истэблишмента, что позволило ей дожить до конца XIX столетия. Тогда симпатизирующий этим идеям английский дипломат Уильям Хецлер встретился в Вене с отцом-основателем современного сионизма Теодором Герцлем, и позднее стал своего рода лоббистом идей и принципов сионизма среди представителей политической элиты Европы.

Плодом этой деятельности стала прямая поддержка переселения евреев в Палестину со стороны Англии, в частности, декларация Бальфура 1917 года, провозгласившая необходимость создания еврейского государства в Палестине. Конечно, такой "христианский сионизм" сложно назвать течением религиозной мысли. Это в чистом виде политическая доктрина - проводник совпавших по воле истории интересов Британии- ведущей империи и молодого сионистского движения.

Представители ведущих христианских Церквей, таких как католическая, православная, а также ведущих протестантских Церквей, высказываясь по вопросу отношения с иудеями и антисемитизма, тем не менее, никогда не обозначали богословскую позицию по отношению к Израилю как государству. Те группы, которые известны под названием "христиан-сионистов", возникли в период арабо-израильского противостояния. Это преимущественно пятидесятники-милленаристы европейского, британского и американского происхождения. К ним примыкают, но сугубо по личной инициативе, отдельные католики, православные (миряне и клирики), а также последователи других церквей.

Наиболее известная из христианско-сионистских организаций - Международное Христианское Посольство в Израиле, также радикально-протестантское с точки зрения духовной традиции. Возглавляет посольство пастор голландского происхождения Ян-Виллем ван дер Хоффен, выходец из аристократической семьи (его отец был личным секретарем нидерландской королевы Юлианы), получивший богословское образование в Лондоне.

Ван дер Хоффен уже 35 лет живет на Ближнем Востоке, имеет израильское гражданство (полученное за особые заслуги, так как он не иудей и не имеет еврейских корней в роду). Оба его сына служили в Армии обороны Израиля, а супруга активно занимается бизнесом, промоушеном израильских товаров вмире, а также ведет хозяйство основанных ван дер Хоффеном структур. Кроме Международного Христианского Посольства, это еще и Международный христианский сионистский центр. Эти организации координируют и возглавляют деятельность родственных объединений, а также симпатизирующих им отдельных лиц по всему миру.

"Теология" христианского сионизма, сформулирована в 13 принципах.

1.Бог избрал Израиль на вечные времена Своим народом (Ам. 3:2; Пс. 89:4–5; 135:4; Быт. 17:7; Втор. 7:7–8; 14:2).

2.Бог Авраама, Исаака и Иакова является одновременно единым Богом евреев и христиан.

3. Именно в среде еврейского народа, "народа Божьего", возникли Ветхий и Новый Заветы, и все вдохновленные Духом Святым писатели Библии были евреями (за исключением, может быть, Луки).

4.Новый Завет, на котором основывается христианская вера, уходит корнями в Ветхий и без него просто немыслим.

5. Потому что страна Израиль, история его народа, является наглядным примером того, как Бог творит Свою историю с человечеством.

6.Иисус был рожден матерью-еврейкой, в среде еврейского народа. Его слова о значении евреев: "...спасение от иудеев" (Ин. 4:22).

7.Первые ученики и апостолы Иисуса были евреями.

8.Исторические корни Церкви неотделимы от еврейского народа (Рим. 11:17–18). Первая христианская община состояла из евреев и насчитывала, по меньшей мере, 3000 человек.

9.Израилю предстоит большое будущее: в Тысячелетнем Царстве Мессии возглавить духовное и общественное правление (Зах. 8:23; Ис. 2:2,3).

10. Потому что, прикрываясь именем Христа, проходили самые кровавые и жестокие преследования евреев.

11. Сионизм — возвращение евреев и создание независимого еврейского государства Израиль (Иез. 11:17) — это воля Божия.

12. Израиль очень нуждается в поддержке христиан, которая должна противостоять антисемитизму, в молитвенной поддержке, в помощи и содействии мессианским общинам в их служении.

13. По отношению к Израилю христиане имеют поручение от Господа: свидетельствовать евреям об их Мессии — Иисусе Христе.

Существенное отличие между "христианами-сионистами" и, условно говоря, "традиционными христианами" состоит в понимании библейских пророчеств о грядущем Израиле не как образе внеземного, вненационального Царства Божия, а как том государстве, которое существует в нынешней политической реальности. Конкретно оно, по их мнению, является воплощением Божьего промысла. А такой подход разводит их не только с основной массой христиан в мире. Значительная часть религиозных евреев также относится к нынешнему государству Израиль, мягко говоря, с различной степенью критичности и отнюдь не считает эту страну в нынешнем виде воплощением Божественного провидения.

Христиане сионисты устраивают акции, которые сопровождает очень громогласная реклама и то, что принято называть пиаром. Это совместное с иудеями празднование праздника Кущей (Суккот) в Израиле, на который последователи ван дер Хоффена активно приглашают единоверцев со всего мира, молитвы за Израиль, акции в поддержку восстановления иерусалимского храма и другие. В начале этого года в США христиане-сионисты организовали активную кампанию, конечной целью которой было оказать на президента Буша давление с тем, чтобы он прямо и открыто поддерживал Израиль в непримиримой позиции по палестинскому вопросу, строительству разделительной стены и защищал Израиль в международном трибунале в Гааге.

В большинстве христианских церковных кругов эта акция вызвала сдержано-настороженное отношение. Так, в известном письме, направленном несколько месяцев назад большой группой англиканских епископов британскому премьеру Энтони Блэру, не только выражалось беспокойство в связи с тем, что политика Британии в Ираке отнюдь не укрепляет доверия к правительству лейбористов и содержался призыв действовать, в первую очередь руководствуясь резолюциями ООН (о чем писалось и в наших СМИ), но и выражалось опасение возросшей активностью христиан-сионистови их влиянием на администрацию Буша.

В письме иерархов христиане-сионисты были названы "группой, чья интерпретация Писаний находится вне пределов основной христианской традиции, но которые стали неожиданно влиятельными в смысле поддержки некритического и одностороннего взгляда на будущее Святой Земли".

Христиане-сионисты часто оказываются "большими сионистами", чем Шарон и стоящие за ним правые политические силы. Они активно критикуют премьера даже за малейший намек на компромисс в арабо-палестинском вопросе. Как говорится, святее папы Римского... Но вообще-то, это напоминает не поддержку Израиля как такового, а только непримиримых политических сил в этом государстве.

Такая немного эпатажная громогласность, вкупе с очевидно неадекватным восприятием существующих и политических и духовных реалий, есть ни что иное, как очевидный признак маргинальности... Вряд ли будет близким большинству христиан активное и воинственное неприятие ислама как религии в целом, и арабов-мусульман как этноса, только на основании частных случаев террора, за которыми возможно стоят люди мусульманского исповедания. Христианство - это все-таки в первую очередь мир и диалог...

Интересно, что в 1997 году пастор ван дер Хоффен был даже отстранен от обязанностей главы Международного Христианского Посольства. Его позицию объявили слишком просионистской и произраильской, несбалансированной между интересами евреев и арабов. Эта позиция противоречит принципам посольства, которое, будучи христианским, должно во главу угла ставить миссионерскую деятельность.

По- видимому, христианскому сионизму в ближайшей перспективе суждено остаться маргинальным явлением, если, конечно, под таковым понимать эмоциональную израилефилию малочисленных евангелических общин, а не влиятельных христианских деятелей и организации разного уровня, прямо, публично и во всем поддерживающих еврейское государство.Если, конечно, не случится чего-нибудь такого, что полностью изменит нынешние взаимоотношения между Израилем и христианским миром.

Вдруг, например, резко изменится статус святого града-Иерусалима?


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования