Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
22 июля 10:17Распечатать

ПРЕДАНИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ МОСКВЫ: Елена Лебедева. Храм Воскресения словущего в Барашах


Дом № 26 по улице Покровка - сильно разрушенная и не действующая церковь Воскресения Словущего в Барашах (на картинке на заднем плане), одна из самых легендарных и загадочных в Москве. Ее история не только окутана множеством мистических преданий, но и связана с царской фамилией России.

Даже сама местность Бараши была связана с деятельностью государевых слуг. Еще в 1410 году здесь появилась Барашевская слобода, где селились бараши - так назывались слуги великих князей, а потом и царей, возившие за ними в походы шатры и ставившие их в поле для высочайшего отдыха. А для этого требовалось определенное мастерство. Деятельность их называлась Шатерной службой. В Барашевской слободе находились казенные склады, где хранились материалы для изготовления шатров и сами шатры.

Воскресенская церковь здесь известна с 1620 года. То здание, руины которого дожили до нашего времени, было возведено в 1734 году предположительно архитектором И.Мордвиновым.

До 1934 года купол высокой церковной колокольни был украшен золоченой императорской короной, выточенной из чистого дерева. Много красивых легенд было связано сней.Говорили, что когда-то в этой церкви венчалисьвлюбленные брат и сестра, не подозревавшие о своем родстве. Когда священник повел их вокруг аналоя, брачные венцы внезапно сорвались у них с головы, вылетели из окна,иопустились на церковный купол.Так провидение предотвратилокровосмешение.

Другое московское предание связывает эту церковь и ее необычный купол с именем императрицы Елизаветы Петровны. И со стоящим неподалеку на правой стороне Покровки дворцом в бело-голубых тонах (дом №22), который часто называют московским Зимним дворцом в миниатюре.

Редчайший в Москве гражданский памятник стиля елизаветинского барокко, "дом-комод", как говорят о нем москвичи, былпостроен в конце 1760 - начале 1770 г.г. неизвестным мастером школы В.Растрелли (раньше авторство приписывали самому мастеру).

Старинное предание гласит, что этот домимператрица Елизавета Петровна подарила своему тайному мужу графу Алексею Разумовскому, и в этом же доме они справляли свадьбу. А венчание происходилов соседней Воскресенской церкви. И ходила в Москве легенда, что на куполе церкви находился настоящий брачный венецимператрицы Елизаветы.

По другой версии,Елизавета обвенчалась с Разумовским в подмосковном селе Перово, а в Воскресенскойцерквислужила потом благодарственный молебен. В воспоминание об этом царском молебне ипоместили корону нацерковном куполе. Может быть, корона появилась здесь в знак того, что после свадьбы императрица проезжала мимо этой церкви в Кремль.

История с царским бракосочетанием имела продолжение в московской молве. После смерти Елизаветыграф Разумовский по-прежнему жил в дворце на Покровке. В год коронации Екатерины II канцлер Бестужев очень добивался ее брака с Григорием Орловым. Он написал прошение императрице, чтобы она "избрала себе супруга" и стал собирать под ним подписи. Екатерина была склонна к этому браку, но решила сначала узаконить графа Разумовского какмужа своей тетки Елизаветы и посмотреть, как отнесется к этому общество.

Тогдаграф Воронцов был послан из Петербурга в Москву к престарелому Разумовскому на ПокровкусуказомЕкатерины Великой о пожаловании ему титула императорского высочества. Прочитав указ в своей мраморной спальне, Разумовский достал из роскошного ларца бумаги, обернутые в розовый атлас, поцеловал их и бросил в огонь камина. Посыльному же сказал,что он был тольконедостойнымрабом Елизаветы, незаслуженно осыпанным столь великими милостями, и что больше никаких свидетельство браке с Елизаветой, "которого не было",у него не осталось. Посему в царской милости причисления его к императорской фамилии никакой нужды нет. Молодой Екатерине этот поступокпослужил хорошим дворцовым уроком и от мысли о браке с Орловым она отказалась.

Эта легенда была опровергнута историками. Дворец на Покровке был построен после смерти Елизаветы, и Разумовский здесь никогда не жил. В историю Москвы он вошел как дом Апраксиных. Однако в советское время был найден подземный ход между Воскресенской церковью и дворцом. Если этот дом и церковь были связаны подземным ходом, значит, они были как-то связаны и на земле. К тому же говорили, что этот ход продолжается и ведет к самой Меншиковой башне в Мясники. Кто мог прорыть такой ход и связать между собой такие места?

А совсем неподалеку от покровского дома в Ивановском монастыре томилась в заточении таинственная инокиня Досифея. Она жила в полном затворе, даже в церковь ее водили по ночам, и богослужение совершалось для нее одной, в запертом храме. На самом деле под именем Досифеи скрывали княжну Тараканову, которую считали дочерью Елизаветы Петровны и графа Разумовского. В 1810 году она умерла, и похоронили ее вНовоспасском монастыре - фамильной усыпальнице Романовых, что только подтвердило догадки о ее высочайшем происхождении. Впрочем, эту историю многие ученые также относят к области легенд и мифов, которые, тем не менее, как-то связаны между собой.

Достоверная история храма продолжается в советское время. В сентябре 1923 года в храмовый праздник Воскресения Словущего (обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме) здесь служил патриарх Тихон. Он был уже настолько болен, что на службу его вели под руки, и просили прихожан не подходить к нему под благословение в связи с его самочувствием.

Буквально за несколько минут до приезда патриарха специально подосланный сюда отряд комсомольской молодежи в целях антирелигиозной борьбы попытался сорвать службу. Несколько голосов вразнобой запели какие-то "безбожные песни", как вспоминали очевидцы. Однако они не рассчитали время, и сорвать патриаршее богослужение не удалось.

В 1929 году церковьзакрыли. А в начале 30- х годов сбросили с купола знаменитую корону и отвезли ее в антирелигиозный музей, открытый в Страстном монастыре, откуда она пропала. Во время строительных работ около церкви в земле обнаружили несколько человеческих черепов. Ими мальчишки стали играть в футбол, и никто их не останавливал, вспоминали старожилы.

Церковь была полуразрушена и получила облик обычного гражданского сооружения. В изуродованном здании разместились государственные учреждения.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования