Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
20 апреля 14:22Распечатать

Валерий Емельянов. "ВАХХАБИЗМ"смещение понятия и его последствия


Известно, что понятие "ваххабизм" давно получило в общественном обиходе однозначно негативный и даже устрашающий смысл. Причем, видимо, устрашающий настолько, что "есть мнение" принять даже специальный закон против этого самого ваххабизма. Но, закон, как известно, - акт юридический, требующий четкости и полноты определения. И потому, наверное, будет нелишним еще раз проанализировать, что же такое по сути своей ваххабизм, и насколько применимо такое понятие к реалиям современной России.

Ваххабизмом принято называть движение, возникшее в XVIII веке на территории современной Саудовской Аравии, духовным и идейным вдохновителем которого стал известный арабский богослов того времени Мохаммад ат-Тамими абд уль-Ваххаб. Причиной его появления в значительной мере стало то, что к XVIII веку ислам шагнул далеко за пределы Аравии и воспринял очень многие местные духовные традиции, отсутствующие в раннем арабском исламе. При этом многие из этих традиций были в дальнейшем перенесены и на аравийскую землю. Кроме того, активное развитие специфической шиитской традиции в соседнем Иране и Ираке плюс культурный и политический кризис оттоманской Турции стали также обстоятельствами формирования предреформенной атмосферы в исламе на рубеже XVII-XVIII столетий.

Выход в 1744 году главной книги-манифеста абд уль-Ваххаба "Китаб ат Таухид" ("Книга единобожия") стал своего рода отправной точкой для реформаторского движения в суннитском исламе, сравнимого с европейской христианской Реформацией эпохи позднего средневековья.

Главная идея, проповедуемая Ваххабом, – строгое единобожие, поклонение одному только Аллаху и никому кроме него. Призыв аравийского улема включал в себя также запрет на использование имен любого из пророков, ангелов, праведных людей, шейхов и т.п. в молитвах, а также поклонение могилам и мавзолеям святых "вали" (арабск. – ближним Бога). Ваххаб довольно открыто выступал против некоторых практик современных ему суфиев.

"Книга Единобожия" в конце 90-х годов была дважды издана московским мусульманским издательством "Бадр" на русском языке, и, прочитав ее, можно легко убедиться, что это сочинение является сугубо богословским трудом и не содержит каких-либо призывов к насилию религиозному либо политическому.

Сами ваххабиты так себя никогда не именовали и не именуют. Их самоназвание – "мувахиддин", что значит единобожники, монотеисты. "Ваххабитами" их стали именовать многочисленные оппоненты, как религиозные (прежде всего те, которые определяли себя как сторонники суфийской традиции), так и политические.

Кстати, ничего особенно нового уль-Ваххаб, не придумал. Он лишь громогласно призвал возвратиться к изначальному, к истокам ислама. В этом уль-Ваххаб близок многим религиозным реформаторам, и не только мусульманским.

Проповедь Ваххаба основывалась на учении известного богослова (и суфия) XIV столетия Ибн Теймии, а тот, в свою очередь, придерживался богословско-правовой школы (мазхаба) имама Ханбала – одной из четырех в суннитском исламе. Этот мазхаб требует буквалистского понимания Корана и Сунны (мусульманского религиозного предания), а также строго, по сравнению с другими направлениями суннизма, регламентирует молитвенную практику и общественную жизнь.

Но, как известно из истории, реформация бывает успешной только в определенной политической ситуации. Для уль-Ваххаба и его сторонников таким фактором стало движение за независимость Аравии от Оттоманской империи, возглавляемое местным вождем Мохаммадом ибн Саудом. Богослов стал идейным рупором саудитской династии, а англичане, привлеченные возможностью утвердиться на потенциально очень богатых землях, - спонсорами этого "национально-освободительного движения".

Вот тогда-то и появилось это пресловутое словечко–ваххабизм, как определение не столько духовного, сколько политического течения. Говорят, что его ввел в оборот брат абд-уль-Ваххаба – Сулейман, в целом принимавший духовные взгляды богослова, но отрицавший их внедрение в жизнь через насилие и разрушение мечетей и мавзолеев, поскольку гуманная теория в этом случае проводилась в жизнь далеко не гуманными методами.

Именно тогда сформировалось по основным параметрам определение "ваххабизм", причем, в первую очередь, как политическое течение, выступающее за духовное и политическое обновление ислама, но на основе исключительно его аравийской традиции. Для мусульман, прежде всего неарабов, кроме арабоцентризма, ваххабизм стал также символом английского колониализма, и в этом смысле он также активно используется в политической полемике.

Через дипломатов, востоковедов, журналистов политический термин пошел гулять по всему свету. Но если на Западе в своем вышеуказанном значении он до сих пор используется с большей или меньшей степенью корректности, то в России это понятие очень быстро исказилось до политического ярлыка.

У нас слово ваххабизм активно замелькало на рубеже 80-90 х гг. ХХ века. Им обозначали самые разные течения и группировки в исламе. Общим для них было только одно – все они были "неформальными" и в какой-то мере представляли собой антитезу официальным исламским структурам.

Условно говоря, если вдруг в каком-либо азиатском или северокавказском селе вдруг появлялся некий молодой человек, получивший коранические знания от дедушки-шейха, и начинавший проповедовать, а также... проводить свадебные, или похоронные обряды бесплатно, тут же "куда надо" летело сообщение: "Ваххабиты пришли!" Хотя очень часто такой молодой бородач в чалме не имел не малейшего представления о такой материи, как особенности культурного политического и духовного развития аравийских земель в XVII веке.

Довольно целенаправленно в течение 90-х годов ваххабизм был низведен до политического ярлыка, под которым понималось довольно многое. Часто это было определение уровня ортодоксальности и приверженности исламу не только в мыслях, но и, что называется, в одежке. Например, правоверный, пять раз в день совершающий намаз, не замеченный в питии алкоголя и других предосудительных, с точки зрения ислама, деяниях, вполне мог заработать от своего менее ортодоксального окружения прозвище "ваххабит".

Ярлык ваххабизма активно использовался в полемике между двумя ведущими российскими муфтиями –Толгатом Таджуддином и Равилем Гайнутдином. Толгат -хазрат активно обвинял своего более молодого и энергичного коллегу Равиль-хазрата в ваххабизме, а причиной было то, что возглавляемые Гайнутдином структуры оказались более успешными в установлении культурных и деловых связей с мусульманскими организациями за рубежом.

Другой пример. В прессе получила довольно широкое освещение деятельность мусульманского деятеля Абдула Вахид Ниязова и созданного им Исламского культурного центра, а также "Евразийской партии России". Их именовали не иначе как ваххабитскими организациями, причем исключительно на том основании, что они активно позиционировали себя на фоне слов "ислам" и "мусульмане". Хотя с точки зрения деловых связей этого политика с весьма двойственной репутацией можно было обозначить как пантюркиста и сторонника шиизма, так и последователя полковника Муамара Каддафи.

В мусульманских районах ярлык ваххабизма часто используется как противопоставление местной мусульманской традиции, тем "учености плодам", которые привозят, возвращаясь из жарких арабских стран, уже довольно многочисленные посланные туда студенты. Конечно, не всегда эти плоды сочные, сладкие и приходятся по вкусу местным верующим. Это обстоятельство часто дает возможность местным религиозным авторитетам попросту "задвинуть" более образованных и энергичных служителей, чем они сами. И они успешно это делают путем наклеивания на молодых ярлыка "ваххабит"...

Конечно, война в Чечне, трагические события в Дагестане довольно красноречиво показали опасность того, что называют ваххабизмом, получающим подпитку, что не является секретом, в значительной мере от "нефтяных" монархий Аравийского полуострова. Но вот поможет ли в таких случаях закон?...

Такие нормативные акты, кстати, уже приняты и действуют в Дагестане (1999 г.) и Ингушетии. Тогда же, под эмоциональным влиянием кровавых событий, происшедших в селах Карамахи и Чобанмахи, предпринята была попытка внести антиваххабистскую поправку в закон о свободе совести 1997 г. Предложение не прошло, потому что по размышлении стало очевидно, что нельзя понятие, имеющее в той или иной степени сугубо религиозную окраску, автоматически вводить в юридический документ, ибо тем самым он просто программируется на дискриминацию по религиозному принципу и нарушение прав.

Понятие "со смещенным центром тяжести", подобно аналогичной пуле автомата, бьет не только и не столько в цель, сколько устраивает мясорубку вокруг.

На сегодняшний день, когда вновь реанимируется идея о законодательном запрете "ваххабизма", нет сведений, что соответствующие законы в северокавказских республиках стали эффективным средством борьбы против экстремизма в псевдоисламской оболочке. Нет убедительных доказательств, что нынешняя волна терроризма имеет прямую связь с "исламским фактором".

Хотя как-то странно умудряется не сгорать Коран и некая мусульманская литература в аду взрыва на "Автозаводской". А бывший муфтий сепаратистов, объявлявший России джихад, становится президентом республики, что не менее странно. И теперь, кроме религиозных, этот муфтий имеет еще и явные узкополитические интересы...В такой ситуации, когда имеется наличие объекта, но сам объект в точных юридических формулировках не определен, принятие подобного закона однозначно сделает его тем самым дышлом, поворачиваемым в любую сторону...

Чтобы быть более понятным, можно предложить принять закон или поправку к Уголовному кодексу против... кальвинизма. Кальвин, как известно, будучи в XVI веке "женевским папой", отправил на костер открывшего кровообращение врача Сервета. Пуритане, захватив политическую власть, так же не очень церемонились с человеческими жизнями.

Глупо, но именно подобная логика лежит в подходе к законодательному запрещению ваххабизма. А поскольку Восток – дело тонкое, то в конечном счете это может оказаться больно. Причем, в прямом, физическом смысле...


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования