Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
14 апреля 15:40Распечатать

Шейх Джад уль-Хакк Али Джад уль-Хакк. ВОСКРЕСЕНИЕ И ВОЗНЕСЕНИЕ ХРИСТА В ИСЛАМЕ. Взгляд современного исламского богослова


От переводчика: Между христианством и исламом, традициями резко противоречащими друг другу в истории современности, есть одно важное связующее звено. Это звено – личность Иисуса Христа, или пророка Исы бин Мариам, как его именуют мусульмане. ПророкИса во всей пророческой цепочке почитается особым образом. В Коране и учении ислама, в принципе, признается то, что мы называем воскресением и вознесением Христа, хотя этот взгляд и отличается от традиционно христианского. Может быть, поэтому праздник Пасхи – в отличие от других дат христианского календаря, например, Рождества – это праздник, который мусульмане стараются разделить с христианами. Официальные лидеры посылают объемные поздравления, в которых подчеркивают изначальную общность двух религий, ну, а простые правоверные с удовольствием вкушают крашеные яйца и куличи...

Арабское слово мутаваффика происходит от корня-основы таваффа и в Коране применяется в значении приговорить кого-либо к смерти. Но первоначально значением этого корня было "взять", "взятие". Можно сказать, например, "таваффату мин фуланин ма лия алайхи", что означает "я взял свои долги у того-то и того-то". Еще он имеет значение "усыпить кого-либо". И в этом значении он употребляется в одном из аятов Корана, гласящем "Он тот, кто усыпляет вас ночью(ятаваффукум) и знает, что вы делаете днем. Затем Он воскрешает вас днем (йаб атукум), чтобы исполнился назначенный срок. Затем к Нему вам предстоит вернуться, и затем Он поведает вам о том, что вы совершили ( Сура аль-Анаам, 60)"

В этом аяте слово ятаваффукум означает усыпил вас ночью, а йаб атукум (воскрешать или пробуждать кого-либо) означает, что Он будит нас днем. На основании всего этого можно сделать вывод, что слова мутаваффика и таваффайтани могут здесь означать тот, кто усыпляет вас или когда ты усыпляешь меня.

Большинство толкователей Корана трактует относящуюся к Иисусу фразу из Корана "баль рафа а аху Аллаху илайху", как исполнение обетования Аллаха, что Он вознесет Иисуса на небеса.

Вознесение в кораническом контексте включает как материальный, так и сугубо духовный аспект. Духовный заключается в том, что вознесение имело место в смысле отдания, почести и возвеличивания Иисуса над другими людьми и пророками. И принимая мысль о том, что вознесение стало способом спасти Иисуса от его смертельных врагов, мы должны заметить, что вознесению могли предшествовать либо реальное умерщвление, либо усыпление.

Современные научные исследования также демонстрируют, что когда человеческое тело находится в полете (например, при прыжке) грудная клетка резко сжимается и он почти не дышит. Аллах Всевышний говорит: "Кого Аллах желает наставить на прямой путь, тому он раскрывает грудь для Ислама, а кого Он желает ввести в заблуждение, тому он сдавливает и сжимает грудь, словно тот забирается на небо" (cура аль-Анам 125). Таким образом, вознести Иисуса на небеса и потом воскресить его не составляло для Аллаха никакого труда.

Аллах забрал Иисуса на небеса, спасая его от распятия и смерти. При этом Он по своей воле мог подвергнуть Иисуса-Ису либо смерти, либо усыпить его (таваффах). Но поскольку Всевышний намеревался спасти его от мук и болей казни, вполне вероятно, что Он взял его на небо живым.

Точка зрения большинства улемов, которой придерживается и автор, состоит в том, что Иисус был взят на небо по воле Аллаха, и его враги не распяли его, как это утверждают христиане, и не лишили жизни каким-либо иным способом. Но каким конкретно образом Иисус был спасен, мы досконально не знаем.

Не говорится об этом подробно и в Коране. Есть только такой аят "И сказали: "Воистину, мы убили мессию Ису, сына Мариам, посланника Аллаха". Однако они не убили его и не распяли, а это только показалось им…О нет, это Аллах вознес его к Себе (баль рафа а аху Аллаху илайху), ведь Аллах-Могущественный, Мудрый" )ан-Ниса 157-158).

По вопросу о том, был ли Иисус взят на небеса живым или мертвым среди богословов нет единого мнения, поскольку нет однозначных упоминаний об этом в Коране. Большинство придерживается той точки зрения, что Иисус, по-прежнему жив, но живет он такой жизнью, природу и сущность которой нам постичь не дано.

Основополагающей для мусульманина должна быть вера в то, что Иисус был взят на небо и тем спасен от распятия. Те же, кто веруют, что он был распят, не могут более считаться мусульманами.

Мусульмане ожидают второго пришествия Иисуса, когда он будет призывать людей к исламу и введет законы шариата. Известен хадис, где пророк говорит: "Клянусь Тем, в чьей длани моя душа! Грядет сын Марии, владыка справедливый, который сокрушит крест, убьет свинью, отменит уплату дани, а денег на земле будет столько, что никто в них не будет нуждаться, а один земной поклон будет человеку более приятен и желанен, нежели все вещи этого мира". В сборнике Муслима в окончании этого хадиса есть фраза "… и убьет даджаля (антихриста)"

Шейх Джад уль-Хакк Али Джад уль-Хакк,
бывший шейх академии аль-Азхар в Каире
IslamOnLine.net

(Перевод В. Емельянова, для "Портала–Credo.Ru")


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования