Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
03 апреля 00:28Распечатать

Иван Нелюбов. ЕДИНОЛИЧНЫЙ АВТОРИТЕТ СРЕДИ РОССИЙСКИХ МУСУЛЬМАН НЕ УДАСТСЯ УСТАНОВИТЬ НИКОМУ. Еще раз о всероссийском муфтияте


Вообще-то, заявления о едином для всей России верховном муфтияте мусульман вполне понятны. После постсоветского десятилетия, когда мусульманскую умму также не миновали разделения на все и вся и когда пошел процесс создания собственных муфтиятов для самых маленьких народов, исповедующих ислам, совершенно естественным будет процесс если не единения, то хотя бы стремления к оному.

Однако сегодня любые декларации о необходимости создания единого руководства для мусульман России своим практическим результатом будут иметь лишь одно – общественность будет знать, кто озвучивает эту идею, а, следовательно, заявляет о собственных амбициях стать муфтием всея Руси...

Для создания монолитной, существующей под единым руководством российской уммы, существует ряд препятствий. Одно из них заключается в том, что мусульмане России – это представители самых различных в этнокультурном отношении народов. И несмотря на призыв, идущий еще со времен пророка Мухаммеда:"Держитесь за ветвь Аллаха и не разделяйтесь" ,мусульманам всего мира, и России в том числе, пока не удалось до конца преодолеть трения по этническому признаку.

Кроме того, мусульмане России принадлежат к двум различным богословско-правовым школам (мазхабам). Татары, башкиры, меньшая часть народов Северного Кавказа принадлежат к махабу ханафи, большая часть кавказских мусульман – к мазхабу шафии. Наряду с различием в культурно-исторических традициях, это серьезно затрудняет единое администрирование для российских мусульман.

В исламе, как известно, отсутствует сакральный институт наподобие Церкви, а существует личное общение человека и Всевышнего. Отсюда значимость человеческого фактора со всеми его добродетелями и недостатками. В том числе и такими, как амбиции.

В значительной мере благодаря амбициям, мы сегодня имеем Центральное Духовное управление мусульман России (Талгат Таджуддин), Совет Муфтиев России (Равиль Гайнутдин), Координационный совет мусульман Северного Кавказа, ныне возглавляемый муфтием Карачаево-Черкесии Исмаилом Бердиевым.

Вообще-то, по определению, муфтий – это богослов-правовед, способный выносить юридические вердикты - фетвы, и только во вторую очередь уже администратор. Очевидно, многочисленные отечественные муфтии – в первую очередь администраторы, часто стремящиеся, если не ухватить побольше "административного ресурса", то уж, по крайней мере, свой не отдать.

Наиболее последовательно идею единого муфтията озвучивал до последнего времени Талгат Таджуддин. Он единственный среди российских муфтиев, имеющий полноценное исламское образование (Талгат обучался в знаменитом египетском университете Аль-Азхар). Он находится на посту муфтия еще с советских времен.

Однако его серьезные "ляпы" в публичном поведении оттолкнули от сотрудничества с ЦДУМ официальные российские структуры, и даже некоторых сторонников.

Так, по имеющимся сведениям, ряд региональных муфтиев, находящихся в юрисдикции Талгата Таджуддина, около трех недель назад имели неофициальные консультации с Равилем Гайнутдином, предметом которых вполне мог быть и переход в стан последнего.

Равиль Гайнутдин – персона достаточно влиятельная, но… лишь в ареале татаро-башкирской Евразии. А на Кавказе своя специфика. Реальный духовный авторитет в этом регионе принадлежит шейхам-старейшинам, а вовсе не официальным муфтиям. Да и между национальными муфтиятами Кавказа очевидно нет жесткого единства. Иначе чем объяснить создание здесь не духовного управления, а структурно весьма рыхлого "координационного центра"?

Тот факт, что очередная инициатива по "всероссийскому муфтияту" исходит из уст бывшего муфтия, а ныне президента Чечни Ахмада-хаджи Кадырова, подтверждает еще и то, что с подобной инициативой выступает обычно мусульманский деятель, лично близкий к коридорам власти. Раньше таким был Талгат Таджуддин, имевший неформальные завязки в окружении московского Патриарха и российского президента. Теперь – Ахмад-хаджи, ставший полноценным и важным звеном "вертикали власти".

На общероссийском уровне ему вряд ли очень помогут те методы, которые он использовал будучи муфтием при Дудаеве, в частности, называя генерала кем-то вроде божественного посланца, спустившегося с неба. Хотя, может быть, имелась в виду профессия генерала – летчик дальней авиации.

Очевидно, что в нынешней ситуации реальный, а не номинальный единоличный авторитет в российской умме не удастся установить никому. А ответ на вопрос, когда все это произойдет, следующий: когда будет на то воля Аллаха.

Иван Нелюбов,
специально для "Портала-Credo.ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования