Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
03 июля 18:22Распечатать

Александр Зорин. ВОКРУГ СВЯТОГО ИСТОЧНИКА. В загаженном русском лесе вокруг Троице-Сергиевой Лавры как-то сама собой явилась национальная идея


Лесная тропинка утыкана битым бутылочным стеклом. Нет, это не кадр из фильма Хичкока. Тропинка ведёт к озеру из посёлка Семхоз, что расположен в трёх километрах от Троице-Сергиевой лавры, русской православной святыни. Озеро, как объявлено в путеводителях, «является жемчужиной края». И, правда, оно достойно кисти Нестерова, если бы не язвы мусора на берегу.

Очищенная тропинка снова и снова «зарастает» осколками. Бутылок, подручного материала, в лесу избыток: чуть не под каждым кустом. Как не воспользоваться ими в каверзных целях? Наверное, это проделывают мальчишки подросткового возраста. Племя младое, незнакомое. Что это: форма социального протеста? Немотивированная жестокость?

Очень даже мотивированная и заострённо нацеленная. И племя знакомое. Они - внуки, если не правнуки, тех военной поросли шалунов, что развлекались похожим образом. Завернут в тряпку дохлую кошку или чего-нибудь позловоннее и зашвырнут в открытую форточку обитаемого полуподвала. 

Таких, обитаемых, в Москве было много. Поэт Клюев, например, жил когда-то в полуподвале; Мастер с Маргаритой в Булгаковском романе… Приличные интеллигентные люди на отведённой им жилплощади в скученной Москве. Так что сегодняшние отморозки - это отпрыски вчерашних шалопаев, которые не знали разницы между подвигом и злодейством. Очень даже селекционно выстроенная преемственность. И сегодня ни семья, ни школа, ни Церковь (почти у всех на шее кресты) не умеют объяснить им, что разница есть.
Возможно, это запущенные дети, плоды неблагополучных семей… Но ведь и взрослые поступают так же, разве что не колотят специально бутылки в шкодливых целях.

В мае крутой накат туристов оставляет после себя плеши кострищ, пеньки срубленных ёлок в пол человеческого роста (рубить удобнее, не нагибаясь), фантики, огрызки, закопченные мангалы. Впрочем, такая же картина и после выходных на протяжении лета. Нехорошая мысль закрадывается в конце недели: хоть бы дождь со снегом выпал на выходные.

***

Утро туманное, утро седое… Поднимается солнышко над верхушками оставшихся ёлок, скрадывает бегущий по воде туман. Две девушки плещутся у берега и с ними два здоровенных пса. Взрослый дядя укоряет их, стыдит, просит, чтобы собак вывели из воды. Вот ведь и объявление висит: «Купать собак на пляже запрещается». Девушкам лет по шестнадцати.

- А я считаю собаку за человека, и даже чище! – отбрёхивается девица.

Вдруг одна собака (собачища!) выскочила из воды и задрала ногу над вещичками своей хозяйки.

- Ой, Валька, смотри, с…т на сумку!

Валька рванулась к берегу и вторая псина за нею следом.

Действительно, чище иных двуногих, если справить нужду выскочила на берег. Чище прилежных автомобилистов, которые моют своих «рысаков» прямо у кромки воды.
Примерам вандализма, взрослого и подросткового, в современной России несть числа, но настаёт момент, когда сознание, отягощённое примерами, замирает – в традиционном русском вопросе: что же делать? Как спасти эту жемчужину, которую питает чистый родник, освящённый именем Сергия Радонежского?!

Когда гудит заглавный колокол в Лавре и посылает призывные волны на окрестные долы и веси, они касаются и этого лона, утыканного режущим ором и грохотом попсовых хитов. Как спасти беззащитный лес, заваленный ржавым железом, святой источник, куда, не взирая на мусор, тянутся паломники?.. Каждый год на Троицу отец Александр, настоятель ближайшего храма св. Георгия Победоносца, служит здесь молебен с водосвятием.

Ни городские власти, ни садовые товарищества, которых вокруг множество, этими вопросами  не озабочены.

Древогрыз в засушливое лето пожрал половину леса на правом берегу, возле родника. Лет пять он стоял мрачным надгробием. Наконец его спилили, частично вывезли и посадили саженцы будущих елей, тонкие хвостики – которые пришлись по вкусу пасущимся козам... А те, что остались в бороздках, забиты густо прущей крапивой, конским щавелем, репейником, молодым орешником, белопенной снытью.. .

Извечные  русские вопросы: кто виноват?! Что делать?!     
Первое, что сделала Эстония, как только стала самостоятельным государством, - почистила свои леса. Весь народ - и стар, и мал - участвовал в этой патриотической акции. Подобрали всё до последнего стёклышка, до пивной пробки. Обнаружилось национальное самосознание, общее понимание стихийного бедствия.

Но – Россию не сравнить с Эстонией! Мно-о-го в ней лесов, полей и рек... И подобная очистительная акция ей сегодня не по плечу. Главное, отсутствует общее понимание элементарного варварства, его социальное и духовное восприятие, на месте которого образовалась брешь, залатанная ультрапатриотическим пафосом. Экология жизненной среды напрямую связана с экологией духа.

Мой друг, Борис Львович Альтшулер, физик, правозащитник, известный общественный деятель, недавно вернувшийся из Финляндии, привёз оттуда  ёмкое определение Русской идеи: «НЕ ГАДИТЬ!» Он был потрясён чистотой и видом этой страны. Правда, Финляндия обрела свою самостоятельность намного раньше Эстонии...

НЕ ГАДИТЬ! Действительно, важная составляющая национальной идеи, которая мучительно и долго вызревает в нашем климате.

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования