Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
01 мая 18:44Распечатать

Эльдар Сабитов. СОВЕТ МУФТИЕВ РОССИИ МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ. Часть вторая


Начало – ЗДЕСЬ…

ВНИМАТЕЛЬНО ЧИТАЙТЕ ДОКУМЕНТЫ

Упомянув имена сопредседателей СМР Нафигуллы Аширова и Мукаддаса Бибарсова, нужно сказать, что в публикациях о ДУМ РФ они никогда не упоминаются, их там на прежних условиях никто не ждёт, и в скором времени им придётся решать, на каких принципах они и их организации будут взаимодействовать с будущими-прежними коллегами из Москвы. Даже если бы Гайнутдин или Мухетдинов позвали их в новую организацию, сложно было бы представить, что они примут условия, сформулированные в уставах ДУМ РФ. Почему?

Например, потому что данные документы предполагают правоспособность председателя ДУМ РФ согласовывать, утверждать и снимать руководителей региональных управлений, и даже их первых заместителей, на основании выводов Совета улемов о нарушении ими «канонов ислама», в связи с утратой доверия, а также за ненадлежащее исполнение своих обязанностей. Совет улемов ДУМ РФ, чей руководитель назначается председателем, а не избирается съездом (что было бы логично), имеет очень широкие исключительные полномочия, часть из которых - это наблюдение за правильным истолкованием учения ислама; контроль за соблюдением духовными лицами этических норм ислама; контроль за соответствием деятельности всех духовных лиц «канонам ислама»; проведение аттестации духовенства на предмет соответствия занимаемой должности; разработка проектов проповедей и процедуры их исполнения. Поэтому, если в формате СМР, чей устав является довольно простым, региональные духовные управления могли работать исходя из местных реалий, которые у всех различны, то ДУМ РФ такой свободы не оставляет и само будет определять, что можно и что нельзя говорить и делать в Москве, Санкт-Петербурге, Перми или Владивостоке.

Роднит уставы СМР И ДУМ РФ только единая исламская платформа, но даже здесь мы находим различия в деталях. Так, устав СМР закрепляет, что Совет осуществляет свою внутреннюю деятельность на основе Корана, в соответствии с нормами мусульманского права и сунны Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). При этом вряд ли можно сказать, что в опоре на обозначенные идеологические основы внутри СМР есть чётко сформулированная концепция деятельности, в рамках которой определены ориентиры развития, выработаны конкретные цели и индикаторы их достижения, утверждены планы работы. Собственно говоря, даже документ об идеологических основах СМР был опубликован только недавно, в ответ на небезызвестную фетву грозненской конференции, действительно объединившую Совет муфтиев России, пусть и на короткое время. Если говорить о ДУМ РФ, то здесь ситуация обратная. Устав этой организации лишь вскользь замечает, что в религиозной деятельности она руководствуется «канонами ислама». Исходя из написанного выше, можно предположить, что спектр этих «канонов» будет подбираться самим руководством ДУМ РФ. Но при этом с самого начала запуска ДУМ РФ упор в работе делается именно на идеологическое направление, под которое взращиваются и подбираются кадры, проводятся конференции и курсы повышения квалификации, устанавливаются контакты с научным сообществом в России и за рубежом, выпускаются газеты, журналы и книги, без конкуренции завоёвывается научная площадка исламской теологии и востоковедения, да так, что вся исламоведческая и востоковедческая научная интеллигенция Москвы, Санкт-Петербурга и отчасти Казани сегодня замкнута на Дамира Мухетдинова. Длится этот период уже довольно долго, однако только сейчас в единую картину начинает складываться образ той идеологии, которая ляжет в основу Духовного управления мусульман Российской Федерации в качестве «канонов».

 

NEW AGE ПО-ИСЛАМСКИ

Сейчас мы опять вернёмся к Рустаму Батрову, который на данном этапе играет существенную роль в продвижении выбранного ДУМ РФ идеологического направления. Не будем пересказывать смысл статей, которые можно найти в его личном блоге на Facebook (также стоит прочесть беседы, которые ведутся в комментариях). Но более чётко прояснить картину нам помогает даже не откровенность Батрова, а информация о курсах повышения квалификации, организуемых Дамиром Мухетдиновым. Такие курсы проводятся по всей России достаточно долгий период, в качестве слушателей туда приглашаются представители самых разных направлений общественной, религиозной и научной деятельности, которые периодически делятся отзывами об услышанном. Один из отзывов позволим себе процитировать: «Вся программа курсов и их тематика построена на продвижении идеологии коранитов. Кораниты – это секта, отрицающая Сунну Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) и утверждающая, что каждый человек вправе толковать Коран, игнорируя разъяснения Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Лекторы, Т.Ибрагим, Р.Батров, А.Садриев, Д.Мухетдинов и другие, под лозунгом о необходимости обновленчества и реформаторства в исламе, один за другим пытались убедить слушателей, что Сунна Пророка (мир ему и благословение Аллаха) не может быть принята за источник исламского права в виду ее недостоверности, а Коран необходимо толковать на предмет соответствия разуму человека. Так, были поставлены под сомнение необходимость совершения 5 обязательных намазов, исполнения поста в Рамадан, выплата заката, обязательность хиджаба для женщин и многие другие религиозные основы». Конечно, можно скептически относиться к этой информации, а также к тому, что упрёки в «коранизме» встречаются и в комментариях к публикациям Рустама Батрова, прямо названных Нафигуллой Ашировым ересью, но то, что эти обвинения имеют некоторую основу - очевидно.

Со своей стороны, не могу сказать, что отношусь к статьям Батрова и к нему самому столь же безапелляционно. Но полагаю, что пространство для дискуссии должно оставаться всегда. В этой связи мне близка позиция Валерия Емельянова, который, с одной стороны, указал на неактуальность и утопичность некоторых поднимаемых Батровым вопросов, а, с другой стороны, выразил точку зрения, что «Рустам хазрат очень верно подаёт существующую проблему соотношения Корана и Сунны и проблему верификации хадисов в суннитской традиции, но эти и другие темы требуют иного уровня обсуждения». Обратим внимание и на то, что в Санкт-Петербургском мухтасибате работает выпускник ассоциируемого с кузницей салафизма Исламского университета Медины Дамир Хусаинов, уровень знаний которого является достаточно высоким, чтобы он мог возразить в случае несоответствия идей Батрова и Мухетдинова тому, чему учат в Саудовской Аравии. Тем не менее, в видеосюжете о пятничной проповеди Дамира-хазрата Мухетдинова, посвящённой «кораническому принципу непротивления злу насилием», мы видим, что Хусаинов внимательно прислушивается к словам своего руководителя без намёка на возражения, хотя лично мне доводы Дамира Мухетдинова кажутся спорными.

Настоящее беспокойство вызывает не то, что идеология обновленчества становится предметом публичных споров, дискуссий и даже пятничных проповедей, а то, что она подводится под платформу Духовного управления мусульман Российской Федерации - пусть не самой крупной, но всё равно самой титульной мусульманской религиозной организации нашей страны. В скором времени уже со всех минбаров ДУМ РФ могут зазвучать проповеди, повторяющие постулаты статей Рустама Батрова и подготовленные единым идеологическим центром в лице Тауфика Ибрагима со товарищи. Тот, кто не согласен, попадет под действие соответствующих положений устава и будет снят с должности по причине нарушения «канонов» и в связи с утратой доверия.

 

КОРАБЛЬ ВСТАЛ ПОД ПАРУС

Как уже было сказано, выстраивание идеологической структуры ДУМ РФ идёт довольно давно, но именно в последнее время этот процесс ускорился. Статьи Рустама Батрова выходят одна за одной, охватывая самые разные вопросы, но не углубляясь в суть конкретной темы и не оставляя возможности для подготовки ответа по существу. Достаточно очевидно, что каркас статей Батрова о мурджиизме Абу Ханифы, его конфликте с непослушным учеником Абу Юсуфом, о средневековом мракобесии, насаждаемом «пустыми головами в чалмах», о неаутентичности Сунны, о педофилии в трудах учёных ислама, об извечности Вселенной и религиозном «эксклюзитивизме» были готовы заблаговременно. Вероятно, что на подходе и другие похожие тексты. Но в чём причина ускорения планомерного процесса построения и внедрения этой идеологической системы?

Можно предположить, что в высшем руководстве ДУМ РФ грядут изменения и появилась необходимость проверить реакцию будущей паствы на новый идеологический формат, чтобы потом в минбары не полетели помидоры, поэтому Рустаму Батрову и определили роль испытателя и апробатора новых идей в публичном пространстве. Думаю, что результаты должны были воодушевить авторов, потому что они не увидели широкой реакции ни со стороны простых мусульман в социальных сетях, ни со стороны многочисленных профессиональных религиозных деятелей, ни со стороны выпускников иностранных и российских исламских университетов. Адекватные возражения звучали крайне редко, часть из них, причём самая информативная, - от людей из-за границы не с самым благоприятным в глазах российских официальных лиц реноме.

Можно было предположить, что на фоне натянутых отношений между московским и некоторыми кавказскими управлениями, последние обрушатся с критикой новых религиозных веяний в ДУМ РФ, расшатывающих не только ханафитский мазхаб. Однако эта тема на Кавказе не является предметом обсуждения из-за обилия собственных проблем. Более того, мы видим, что после кризиса грозненской конференции и двух конфликтов с прежним и нынешним муфтиями Чечни, вылившихся в суровые отповеди Дамиру Мухетдинову, он был принят председателем ДУМ Чечни Салахом Межиевым. Отдавая должное дипломатическим талантам Мухетдинова, можем предположить, что два религиозных деятеля на этой встрече преодолели прошлые и даже будущие противоречия. Тем более, что в противостоянии Москвы и Грозного по поводу грозненской фетвы ни ДУМ РФ, ни сам Мухетдинов не засветились – весь удар тогда пришёлся на Гайнутдина и СМР.

 

А ЧТО ЖЕ ЗАВТРА

Что мы имеем в сухом остатке? Религиозную организацию Духовное управление мусульман Российской Федерации, имеющую крепкую базу в Москве, существенное количество членов во многих регионах страны, жесткую централизованную структуру, налаженное взаимодействие с органами власти и представителями науки, международные контакты, систему СМИ и книгопечатания. Первым заместителем главы этой организации является Дамир Мухетдинов, с именем которого, собственно, и связана определённая часть этих достижений. По крайней мере, ни один другой соратник Гайнутдина не проявляет такой активности и работоспособности, не демонстрирует такого масштаба и последовательности, как это делает Дамир-хазрат. Именно он уделял особое внимание выстраиванию региональной структуры ДУМ РФ, поэтому не вызывает сомнений, что он может рассчитывать на благоприятное отношение съезда ДУМ РФ, когда встанет вопрос о выборе нового председателя. Сопредседатели СМР, как не имеющие отношения к ДУМ РФ, от этого процесса будут отсечены, поэтому сегодня мы видим достаточно спокойное и равнодушное отношение к проявлениям их активности.

Альтернативной фигурой, которая могла бы составить конкуренцию Дамиру Мухетдинову внутри ДУМ РФ, является Ильдар Аляутдинов, ученый секретарь Совета улемов. Его родной брат Шамиль, судя по всему, выбрал иной путь самореализации. Между прочим, если бы кто-то сегодня запросил у Совета улемов ДУМ РФ фетву о соответствии принципам ислама идеологических установок Дамира Мухетдинова, демонстрируемых им на различных проповедях и семинарах в последний период, то возможное развитие событий могло бы дать нам любопытную пищу для размышлений.

В итоге мы должны констатировать, что внутрирелигиозные процессы в жизни российского ислама переходят на иной уровень, СМР трансформируется в ДУМ РФ, избавляется от балласта и начинает проводить целенаправленную идеологическую работу, увлекая за собой и всех мусульман центральной части России. Но за годы развития системы Духовных управлений в РФ мы почему-то ощущаем всё меньше единства, взаимной поддержки и братской любви между ними. Как и во многих других сферах, в религиозной жизни российских мусульман на первые роли выходят не адепты духа и носители традиций, восходящих к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), не духовные учителя, помогающие своим ученикам воплощать в жизнь идеалы ислама и искать довольства Всевышнего, а талантливые манипуляторы с блестящей выправкой и образованием, железной хваткой, здоровыми амбициями и циничным взглядом на вещи. Хотя, кто знает, что у них на сердце. Время покажет.

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования