Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
04 апреля 17:53Распечатать

Иван Нелюбов. ИРАК: ГОД СПУСТЯ ПОСЛЕ САДДАМА. Пока нет оснований утверждать, что ислам станет в Ираке влиятельной и самостоятельной силой


Можно предположить, что при разработке стратегии американского вторжения в Ирак, ее религиозно-политическая часть выглядела следующим образом. В стране баасистский суннитский режим (причем являющийся суннитским скорее по традиции, нежели по живой практике) подавляет шиитскую часть населения. Эта последняя, в свою очередь, активно ненавидит Саддама, сохраняет свои духовное наследие, живую религиозность, и активно ожидает света свободы с Запада. А посему в Ираке необходимо сделать ставку именно на шиитов, как на будущую опору американской политики. Наконец, их большинство в стране – около двух третей населения.

Прошедший год показал, что в этой гипотезе, если что и верно, так это то, что баасистский режим действительно жестко притеснял многие религиозные группы, а его лидеры, хотя и демонстрировали ритуальную приверженность исламу, умудрялись даже в этом совершать аморальные, с точки зрения шариата, поступки. Достаточно вспомнить многочисленные изображения и статуи вождя (хотя подобное строго запрещается именно в суннитском исламе), написание Саддамом аятов Корана собственной кровью (выпущенная кровь считается нечистой и запретной к употреблению). Можно еще вспомнить абсолютно свободную продажу алкоголя...

А вот дальше при столкновении с действительностью гипотетическая концепция активно рассыпается. Во-первых, оказалось, что шиитов не такое уж и большинство – их незначительно более половины населения. Исследования, проведенные американской администрацией и гуманитарными организациями, показывают, что соотношение между суннитами и шиитами может составить 43% к 55% от всего населения страны. Но эти цифры не совсем достоверны. Ларчик открывается просто: при распределении гуманитарной помощи, особое внимание уделялось угнетаемым шиитам, а потому многие сторонники сунны объявляли себя шиитами.

Во-вторых, иракцы (сунниты и шииты) активно, порой в форме выстрелов и взрывов, дали понять, что не допустят установления серьезного чужеземного влияния в религиозной сфере. Западу это показали убийством прошлой весной молодого аятоллы аль-Хоэи, а соседнему Ирану – убийством в августе аятоллы Бакра аль-Хакима, лидера Высшего Совета Исламской Революции Ирака– наиболее организованной политической силы местных шиитов, имеющей собственные вооруженные формирования и финансовую подпитку из Тегерана.

Судя по хронике самых последних дней, обмен тротиловыми любезностями между основными религиозно-этническими группами страны продолжается. Ну, а после взрывов в Кербеле, во время главного для шиитов праздника ашура, которому они, в отличие от суннитов, придают значение траура по имаму-мученику Хуссейну, пожалуй, никто не решиться сделать ставку исключительно на шиитский фактор в строительстве будущего Ирака.

Наконец следует учесть еще один фактор. Шиитская традиция в Ираке, в отличие от соседнего Ирана, никогда не призывала к политической власти религиозных лидеров, задачи которых должны ограничиваться исключительно сферой духовного руководства. Кроме того, у арабов Ирака на психологическом уровне существует довольно глубокая неприязнь к персам, и поэтому исламская республика в соседнем Иране, тем более находящаяся в состоянии затяжной стагнации, для них отнюдь не пример, по крайней мере положительный. Кроме того, между суннитами и шиитами на бытовом уровне, и не только в Ираке, существует большой запас предрассудков и неприязни. И можно очень быстро догадаться, чем может закончиться превращение шиитов в правящую элиту в стране, где основных исламских групп практически поровну.

Итак, если не шиитская Исламская Республика Ирак, неважно с либеральным и консервативным содержанием, тогда что? И вообще, каковы место и роль ислама в нынешнем и будущем Ираке?

Пока ничто не говорит о том, что он станет влиятельной и самостоятельной силой. У шиитов есть достаточно авторитетный лидер аятолла аль-Систани, однако очевидно, что он не аятолла Хомейни. Например, несмотря на то, что ранее он однозначно не принимал Временный правящий совет и даже угрожал издать фетву (юридическое предписание), объявляющую его незаконным, в последнее время аналитики, в том числе и из западных спецслужб, отмечают, что эта фигура склонна, или даже готова к компромиссам.

Сунниты, в том числе бывшие баасисты, сегодня разобщены, обескуражены падением Саддама и, вообще, жизнью. Существующие суннитские организации объединяют, в основном, ученых-богословов, и, как говорится, не имеют связи с рядовыми верующими.

Что касается третьей силы – курдов, то очень заметно, что они активно и демонстративно отмежевываются от приверженности ценностям исламским, в пользу секулярно-западных. Маленькая ваххабитская группировка "Ансар уль-Ислам", действующая в Курдистане, погоды, как говорится, не делает.

Так что если и представить создание в обозримой перспективе появление Исламской Республики Ирак, то ее границы явно не будут совпадать с границами нынешнего Ирака. Скорее всего, в такое государство могут войти провинции юга, населенные шиитами.

А вот чтобы страна сохранилась в нынешнем виде, необходим компромисс, в том числе и по вопросу о роли ислама. Принятая Конституция, несмотря на всю ее временность, представляет собой очень неплохой образец такого подхода. В ней говорится, что ислам государственная религия, но исламский шариат не является единственным источником законодательства. При этом ни один из законов не может быть введен в действие, если он противоречит духовным принципам ислама.

Для мусульманской страны, где религия не только молитвенное поклонение, но и политическая система, такая модель может быть едва ли не единственной предпосылкой для строительства более или менее демократического общества. Хотя окончательные выводы о месте и роли ислама в Ираке можно будет сделать только после окончания "переходного периода" и преодоления послевоенной разрухи.

Иван Нелюбов,
специально для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования