Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
19 мая 21:27Распечатать

Сергей Бычков. АФОНСКИЙ ДЕСАНТ. Путин и Кирилл летят на Святую Гору демонстрировать миру, где Россия еще способна доминировать


Патриарх РПЦ МП Кирилл (Гундяев) намеревается уже в этом мае посетить Афон с “частным паломническим визитом”. В начале месяца специальный корреспондент ТАСС Андрей Шитов сообщил, что на Афоне готовы "с любовью принять" Патриарха Московского и президента России Владимира Путина.

Корреспондент сослался при этом на иеромонаха Гавриила - постоянного представителя “канонического братства обители Эсфигмен” при Священном Киноте (высшем органе монастырского управления на Афоне). Этот иеромонах, к реальному братству Эсфигмену отношения не имеющий (монастырь не поминает Константинопольского Патриарха), якобы является членом специальной комиссии Священного Кинота по подготовке празднования тысячелетия “присутствия русских монахов” на Святой Горе. Из других источников о факте существования такой комиссии при Киноте и ее составе ничего неизвестно. Странно, что об этом впервые сообщает миру иеромонах Гавриил, который проживает где-то в столице Афона Карее, поскольку монастырь Эсфигмену принадлежит Истинно-Православной Церкви, которую “каноническое братство” считает расколом. Третья странность заключается в том, что  отсчет “русского присутствия” на Афоне ведется строго с 1016 года.

Отдел внешних церковных связей РПЦ МП связывает “русское присутствие на Афоне” с житием преподобного Антония Киево-Печерского. В первой русской летописи “Повесть временных лет” рассказывается о том, как некий мирянин, происходивший из города Любеча, в 1051 году решил совершить путешествие и оказался на Афоне. Посетив несколько святогорских монастырей, он остановился в одном из них и попросил игумена постричь его в монахи. Игумен выполнил его просьбу и при постриге нарёк его Антонием. Научив его основам монашеской жизни, игумен напутствовал его словами: «Иди на Русь обратно и да будет на тебе благословение Святой Горы, ибо от тебя пойдёт много чернецов». По возвращении в Киев Антоний задумался о месте поселения. После скитаний он остановился у холма, где некогда вырыл пещеру и подвизался монах Иларион, впоследствии ставший митрополитом Киевским и всея Руси. Эта пещера понравилась Антонию, и он устроился в ней. С тех пор Антоний жил в пещере, и к нему присоединились ещё двенадцать монахов, с помощью которых он расширил пещеру и выстроил храм. Своим сподвижникам Антоний говорил: «Это Бог вас, братия, собрал, и вы здесь по благословению Святой Горы, по которому меня постриг игумен её, а я вас постриг — да будет благословение на вас, первое от Бога, а второе от Святой Горы». Основной целью при описании путешествия преподобного Антония на Святую Гору было не повествование о первых связях Руси с Афонским полуостровом, но изложение обстоятельств, при которых была основана Киево-Печерская Лавра. Преподобный Антоний прожил в пещере сорок лет и скончался в 1073 году.

Сохранились и свидетельства святогорских документов: с начала XI века русские не только бывали на Святой Горе, но и имели там свой монастырь. В одном из актов Великой Лавры святого Афанасия зафиксирована подпись настоятеля первого русского монастыря на Афоне. Этот документ датируется 1016 годом и является соглашением монахов Николая и Симеона по вопросам управления монастырём Предтечи. Среди прочих подписей, подтверждающих соглашение, мы читаем: «Герасим монах, милостию Божией пресвитер и игумен обители Роса, свидетельствуя, собственноручно подписал». Эта подпись вроде бы свидетельствует о том, что существование первого русского монастыря на Святой Горе относится к началу ХI века. В ту эпоху русский народ и страна обозначались на греческом языке несклоняемым именем собственным «Рос» (?Ρ?ς), в первый раз упомянутым в документе Патриарха Константинопольского Фотия в 867 году. Невозможно определить, где именно располагался тот монастырь, поскольку в акте о нём ничего не сказано.

Русская афонская обитель снова упоминается в святогорских документах в 1030 году. На этот раз с названием «Пресвятой Богородицы Ксилургу (Древодела)». Возможно, кто-то из русских монахов, живших там, прославился как замечательный плотник. Какими были связи этой обители с Русью, остаётся неизвестным. Историки ОВЦС развивают гипотезу о том, что там подвизалось много русских монахов, и что её развитию содействовал киевский князь Ярослав Мудрый (1019—1054). В 1030 году монастырь Ксилургу купил келлию Димитрия Халкейского. По этой причине, считают архивисты ОВЦС, представляется возможным утверждать, что русский монастырь на Святой Горе к тому времени начал получать экономическую поддержку от русских князей.

По данным Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне, в начале ХХ века на Святой Горе спасалось около 7 500 монахов, среди которых было 3 200 греков, 3 600 русских, более 300 болгар, остальные - преимущественно сербы, румыны и грузины. Число монастырей на Афоне ограничено - их ровно двадцать. По времени основания и степени влияния они расставлены в строго иерархическом порядке. В "первую пятерку", помимо греческих обителей - Лавры святого Афанасия, Ватопеда, Ивирона и Дохиара, - входит лишь сербский Хиландар. Русский Пантелеимонов монастырь занимает лишь 19-е место. Официально все монастыри - греческие. Номинальная их принадлежность тому или иному православному народу определяется тем, кто их основывал, обустраивал и заселял. До революции в России вопрос о ее правах на афонские обители, многие из которых по размеру превосходили другие монастыри, не поднимался. Советская власть бросила их на произвол судьбы. И в Андреевский скит в полном соответствии с местными правилами после смерти последнего русского насельника пришли греки из Ватопеда. Сегодня на Афоне проживают только 100 монахов – выходцев из России и Украины.

Скит Успения Богородицы (Панагия Ксилургу) - общежительный, принадлежит Пантелеимонову монастырю. Он находится на восточной стороне Святой Горы на расстоянии часа пути от Кареи. Посвящен Успению Богородицы и в обиходе называется просто «Богородица». С момента заселения Пантелеимонова монастыря в 1169 году Ксилургу приобрел статус скита. Он известен в истории Святой Горы знаменитым актом 1143 года - описью имущества при передаче Протатом новоизбранному игумену Христофору. Переходя из Богородичной обители в новую, более обширную Пантелеимонову, отцы-ксилургийцы просили афонских старцев оставить за ними и прежнюю обитель ради того, как они говорили, «что в ней мы постриглись и много потрудились и издержались над ее охранением и устроением и что в ней скончались родители и сродники наши». Протат пошел им навстречу и в 1169 году ксилургийцы получили старый монастырь в полную собственность. В древности скит «Богородица» был подобен небольшому монастырю с единственным соборным храмом в честь Успения Пресвятой Богородицы. Потом, в 1820 году, был выстроен параклис (храм в братском корпусе) во имя преподобного Иоанна Рыльского, а в 1885 году построен двухэтажный корпус келлий с большим прекрасным параклисом во имя святых Кирилла и Мефодия. В настоящее время к скиту приписаны 2 монаха. За прошлое столетие скит изрядно обветшал, фрески древнего собора покрылись плесенью. Об этом пишет и журналист Андрей Шитов: “Скит Ксилургу, являющийся современником древнейших афонских обителей, колыбелью русского монашества на Святой Горе, ныне находится в плачевном состоянии. То же относится и к скиту Новая Фиваида, и к так называемому Старому или Нагорному Руссику, куда русские иноки пришли в 1169 году и откуда новые поколения монахов перебрались в начале XIX века на место нынешнего русского монастыря».

Ввиду предстоящего визита Кирилла и Путина на Афон были привлечены несколько российских олигархов, которые выложили около десятка миллионов евро для реставрации русских монастырей. Сегодня на эти деньги в скиту Ксилургу выстроена гостиница с евроремонтом (архондарик) и конференц-зал. Как утверждает журналист ТАСС, именно отсюда начнутся 28 мая торжества, посвященные 1000-летию “присутствия русских” на Афоне, "С первого же момента, когда нам стало известно о подготовке программы торжеств, Священный Кинот выразил желание принять самое активное участие, чтобы эти торжества принесли духовную пользу и России, и Афону и прошли с подобающими для подобного события торжественностью и красотой", - сказал бездомный иеромонах Гавриил. Он уточнил, что предстоятель РПЦ МП, вероятно, прибудет вечером 27 мая. Как ни странно, но Священный Кинот назначил лишь двоих официальных представителей, которые будут сопровождать Кирилла. На торжествах не будет Вселенского Патриарха Варфоломея, который направи своего представителя. Не будет на торжествах ни одного из предстоятелей 14 официальных поместных Церквей.

Затем торжества переместятся в Нагорный  или Старый Русик – древнейший на Афоне русский монастырь, где находятся храм великомученика Пантелеимона, параклисы преподобного Саввы Сербского, а также  святых мучениц Варвары, Екатерины и Параскевы и 42-х мучеников  Амморейских. До недавнего времени обитель не имела насельников. Старый Русик сейчас оказался в центре внимания. Решено было восстановить этот старый монастырь, который официально числится как келья. В центре обители находится собор, величественный иконостас которого не уступает по красоте иконостасам Андреевского и Ильинского скитов. Храм Русика находится в прекрасном состоянии, несмотря на то, что почти 70 лет, за редким исключением, здесь никто не служит. Ситуация с Русиком напоминает о трагедии Русского Афона, когда в 1913 году из-за имяславческих споров русскими солдатами по указанию Святейшего Синода насильно было увезено в Россию 900 монахов, которые дожидались в заключении в различных российских монастырях решения церковного суда.

Завершатся торжества в Свято-Пантелеимоновом монастыре. Журналист Андрей Шитов напоминает в своем очерке: “Отношение к России, насколько я успел разобраться, на Афоне двойственное. С одной стороны, ее любят и уважают, как крупнейшую державу православного мира, сыгравшую ключевую роль в освобождении Греции и южных славянских народов от османского ига. Русские цари и богатые благотворители на протяжении многих веков щедро помогали различным афонским монастырям. С другой стороны, после обретения независимости греки заняли достаточно настороженную и ревнивую позицию по отношению к усилению российского влияния на Святой Горе. Решением Лондонской международной конференции 1913 года Святая Гора была объявлена независимым государством под покровительством России и других православных стран. После того, как в России произошла революция, в 1923 году по условиям Лозаннского соглашения Афон решено было передать Греции. Три года спустя он стал частью греческого государства».

Размышляя об утрате на Афоне русских монастырей и скитов, Шитов пишет: «Историю утраты прежних русских "активов" мне рассказывали на Святой Горе в необычном контексте. Дело в том, что на Афоне ждали президента России Владимира Путина. Обстоятельства уже дважды мешали ему туда приехать, но агиориты были убеждены, что российский лидер от своего намерения не отступится. И были правы. Ждали Путина на Афоне по-разному: кто с упованием, а кто и с опаской. Местные "политологи" считали, что он вполне может попросить у Греции вернуть тот же Андреевский скит, и отказать ему будет трудно. Однако, президент туда вообще не пошел, хотя скит и высится в двух шагах от Кареи. На Афоне рассуждают, что программа скоротечного визита, видимо, сознательно была составлена так, чтобы "не дразнить" греков - а скорее всего заранее с ними же и согласована». Нынешний визит президента России обставлен более обдуманно. Духовник Свято-Пантелеимонова монастыря архимандрит Макарий срочно выписал с Западной Украины 20 монахов, чтобы довести число братии до ста и явить Патриарху и президенту обновленную братию обезлюдевшего монастыря.

Афонские торжества откликнутся и в России. Председатель ОВЦС МП митрополит Иларион наметил приоритетные направления празднования, в числе которых — заключительный этап общешкольной олимпиады по Основам православной культуры, а также подготовка мероприятий по увековечению памяти преподобного Силуана Афонского. Празднование в Липецкой области 150-летия со дня рождения преподобного Силуана возложено на заместителя председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству игумению Иулианию (Каледа).

Пока все поместные Церкви активно готовятся к проведению на Крите летом этого года Всеправославного собора, РПЦ МП стремится еще раз подчеркнуть свою особенную значимость. Празднование 1000-летнего “присутствия русских” на Афоне призвано явить всему православному миру мощь и многочисленность россиян среди других православных народов. Направлено оно и на демонстрацию Украине эксклюзивных претензий Москвы на духовно-историческое наследие Киевской Руси. Ведь во времена преподобного Антония никакой Москвы еще не было и в проекте.

Монашеская республика сильно изменилась на последние 25 лет. Вместо осликов по дорогам Афона рассекают мощные джипы, появились еврокельи, оборудованные джакузи и интернетом. Среди новых русских считается престижным провести хотя бы Старстную неделю на Святой Горе. И все же монашеская республика сопротивляется как может, современным веяниям. Быть может, поэтому насельники Афона и Кинот столь осторожно отнеслись к празднованию 1000-летия “присутствия русских”.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

 

[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования