Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
18 марта 00:43Распечатать

Борис Колымагин. ИЕРУСАЛИМСКАЯ ПАТРИАРХИЯ И РДМ В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ. В зависимости от финансовых обстоятельств Иерусалимская Церковь могла признавать или не признавать таинства РПЦ МП


Иерусалимская Церковь является колыбелью христианства, хранительницей священных сокровищ Святой Земли. Ее юрисдикция традиционно простирается на территорию Израиля, Иордании и Палестины. Вопрос выстраивания нормальных отношений с ней чрезвычайно важен для РПЦ МП. Значимость его понимали и в советском руководстве. По мнению Совета по делам РПЦ, в задачу Русской духовной миссии (РДМ) Московской патриархии в Святой Земле входила непосредственная связь с руководством Иерусалимской патриархии. Гостем Патриарха не раз бывали не только церковные, но и светские дипломаты. Например, в дневнике посла СССР в Иордании П.К. Слюсаренко за 1964 год можно прочесть: «Нанес сегодня протокольный визит патриарху Иерусалима. Патриарх организовал подчеркнуто пышную встречу. Он заверил нас, что обязательно воспользуется приглашением патриарха Алексия в будущем году и побывает в Советском Союзе».

Иерусалимская патриархия вела в Святой Земле сложную, многовекторную политику. С появлением советского присутствия она сделала несколько дипломатических шагов, чтобы подключить к своим комбинациям нового сильного игрока. Летом 1945 года Иерусалимская патриархия порвала сношения с миссией РПЦЗ, поскольку она не признала каноничности РПЦ МП. И всему духовенству «зарубежников» было запрещено служить в святых местах и в греческих храмах. Впрочем, как показали последующие события, это решение не означало отказа от других, внебогослужебных контактов и поддержки миссии РПЦЗ в качестве противовеса расширению Московского патриархата.

В послевоенные годы, чтобы привлечь на свою сторону восточных Патриархов, советские власти готовились передать им храмы-подворья в Москве. Но, поскольку Иерусалимская патриархия заняла выжидательную позицию, а ее глава не поехал на Всеправославное совещание 1948 года в СССР, подворье так и не было передано.

В Иерусалиме греческие иерархи постоянно бывали в Русской духовной миссии и принимали церковных дипломатов у себя. Москва неоднократно передавала церковным топ-менеджерам щедрые подарки и деньги. Для укрепления дружбы греческие епископы, по просьбе РПЦ МП, совершали хиротонии и другие знаковые действа. Например, 25 февраля 1965 года Патриарх Венедикт прибыл на торжества в Миссию и возвел игумена Гермогена (Орехова) в сан архимандрита, прочитав соответствующие молитвы.

В Иерусалимской патриархии существовала просоветская и антисоветская партии, причем последняя стремилась ограничить появление «советских попов» в Старом городе и оградить интересы «зарубежников». Так что в документах Совета по делам РПЦ мы можем прочитать пассаж вроде: «Во время обеда, который состоялся сегодня в Миссии, архиепископ Артемий говорил, что он не верит враждебной пропаганде, и предложил тост за Н.С. Хрущева». А в другом документе этого же Совета – узнать, что греки, хотя на словах и обещали начальнику миссии устроить аудиенцию у короля Иордании, на деле ничего для этого не делают. И арх. Ювеналию (Пояркову) остается только воскликнуть: «Не хотят, и без них устроим».

Особенно жестко греки себя вели, когда дело касалось финансов. Они даже отказывались признать таинства «братской Церкви», если деньги шли не в тот карман. 22 декабря 1959 года «председатель Духовного суда Иерусалимской патриархии епископ Епифаний послал решение в Министерство Религий Израиля, из которого явствует, что все тайнодействия, которые будут совершены служителями Русской духовной миссии, как: венчание, крещение, погребение – считать недействительными. Этим решением Иерусалимская патриархия абсолютно как бы ущемила законную благодатную правоспособность Русской духовной миссии, имеющую одинаковую спасительную благодатную силу таинств, что и греческая православная церковь, и еще хуже официальным законным арбитром в этом вопросе поставила представителей нехристианских вероисповеданий», – жалуется в Москву арх. Августин (Судоплатов). И приводит, между прочим, пример, когда греческий арх. Игнатий вторично повенчал г-на Романа Домбровского на другой женщине.

Руководство Иерусалимской патриархией всегда осуществляли греческие топ-менеджеры, хотя подавляющее большинство православных в Святой Земле были арабами.

По информации «NEWSru Israel», в 2014 году в Израиле проживала 181 тысяча христиан, 80 % которых составляли арабы. Арабы-христиане находятся главным образом в северных районах Израиля. Из них в Назарете – 22 тысяч человек, в Хайфе – около 14 тысяч, в Иерусалиме – 12 тысяч. 52 % израильских арабов-христиан – православные, 30 % - католики, менее 6 % - греко-католики. Можно назвать примерную цифру православных арабов – около 80 тысяч человек. В дореволюционном Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона приводится цифра в 50 тыс. человек. Как видим, прирост невелик.

В Иерусалимской Церкви православные арабы чувствовали себя неуютно. Их не было среди руководства, да и священников-арабов греки рукополагали неохотно. Поэтому в 1960-е была создана  организация, цель которой – борьба против церковной дискриминации арабов со стороны греков. Арабы хотели, чтобы большая часть доходов с церковного имущества шла на школы, реставрацию, жалования священников. Иерусалимская патриархия отвечала, что главная цель ее существования – это беречь и охранять святые места, а потом уже - заботиться о местном православии. Пренебрежительное отношение к православным арабам сохранилось в Иерусалимской патриархии и по сей день.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

 

[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования