Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
09 марта 18:42Распечатать

Мария Боровая. ТРОПАРИ И ЖИТИЯ. О новом учебно-методическом комплекте «Православное краеведение», изданном в Смоленске


Только что вышел в свет первый плод нового издательского проекта, реализованного на Смоленщине, –«Учебно-методический комплект ”История святости и главные святыни земли Смоленской”».

Состоит этот комплект из четырех книг: 1) методическая разработка для учителя, 2) книга-хрестоматия для учителя, и 3-4) два тома разных по объему, но одинаковых по названию «Православный календарь “Святые земли Смоленской”».

В целом сама подобного проекта заслуживает определенного уважения и похвалы, однако, в данном случае об этом говорить не приходится по причине наличия в издании чрезмерного количества разнообразных неточностей и ошибок. Рассмотрим хотя бы некоторые из них, чтобы дать общее представление о качестве рецензируемого труда.

Во-первых, все четыре книги изданы с указанием М.С. Хохловой как автора. Но это не соответствует действительности в трех из четырех случаев. Она является автором лишь программы (первый том указанного комплекта). В прочих книгах М.С. Хохлова предстает составителем. Причем она подобрала материалы из разных изданий, не предназначенных специально для использования в учебно-воспитательном процессе светских учебных заведений. Очевидно, что в данном отношении все собранные ею материалы являются лишь сырой и малопригодной, если не сказать больше, для использования в преподавании информационной субстанцией.

Во-вторых, в книгах «Православный календарь», который, как мы уже указали, представлен в данном комплекте дважды, но разного объема, в разделе «О различных путях святости» приводятся весьма сомнительные с традиционно православной точки зрения определения. Так, например, «юродивые» здесь прямо названы «бесноватыми».

Что можно сказать еще об этом довольно объемном труде? Рассмотрев оба варианта т. н. «Православного календаря», мы увидели, что в них собраны статьи из разных источников, в том числе и из книг таких маститых, уважаемых и известных писателей-агиографов как игумен Дамаскин (Орловский), монахиня Таисия (Карцова) и др. Возникает вопрос: предназначали ли данные авторы свои труды для работы с ними в светской школе? А кроме всего прочего, была ли согласована с правообладателями перепечатка их трудов для данного проекта? Думается, что подобные неадаптированные тексты могут создать определенные трудности для их использования в рамках учебно-воспитательного процесса в светских школах.

В-третьих, нам совсем непонятно, на какой урок рассчитаны методические разработки для учителей. На каждом уроке М.С. Хохлова предлагает весьма подробно ознакомиться с житиями и тропарями святым. Подобный подход представляется неэффективным для светской школы. Известно, что настоящий предмет является факультативным и должен без излишних перегибов знакомить учеников с особенностями регионального аспекта православной культуры и истории. В данном случае представляется очевидным, что М.С. Хохловой таких перегибов избежать не удалось. Предлагаемые ею разработки носят внеконтекстный, дезинтегрированный и сомнительный характер.

Надеемся, что автор рассмотренного труда учтет наши замечания в своей дальнейшей работе, а педагоги, которые уже имеют данный комплект, будут относиться к нему с  большой осторожностью.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

 

[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования