Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
28 октября 22:58Распечатать

Епископ Григорий (Лурье). КАК РПЦ МП СТАНЕТ ДОБРОЙ И ВЕСЕЛОЙ. Церковь поповской мечты и отказ от регистрации ЦРО


От редакции: Сокращенная версия этой статьи опубликована в одном из российских сетевых изданий. Но поскольку его редакция подвергла текст сокращениям и искажениям, не согласованным с автором, он обратился в редакцию «Портала-Credo.Ru» с просьбой опубликовать полную и неискаженную версию статьи.

Как нам обустроить РПЦ МП? — Нет, не надо так сразу отмахиваться от вопроса. Если кому-то кажется, что РПЦ МП и сама себя хорошо обустроит, или что ее надо уничтожить, могут дальше не читать. Для всех остальных этот вопрос неизбежен.

В этом вопросе стоит слово «как». Его надо понимать двояко: какой она должна стать, и как этого добиться. Начать надо с первой половины — с определения целей преобразований РПЦ МП. После целей можно будет задуматься о средствах, но об этом как-нибудь в другой раз. Сейчас только про цели. А то сколько примеров, когда смутное понимание цели переходило во всеконечное помутнение рассудка…

Поэтому так важно понять, к чему же нам нужно стремиться. «Нам» — это всем, кто желает РПЦ МП благоденственного и мирного жития в таком сегменте общественной жизни, где об нее никто не спотыкается, и ее никто не пинает.

Начать можно с минимума — того, в чем заинтересованы все. А продолжить тем, что важно лишь для определенных групп, чьи интересы нужно гармонизировать между собой.

1. Церковь поповской мечты

Минимум — это то, что прежде всего имеют в виду, когда говорят о религиозных потребностях населения. Это ритуалы, для которых принято привлекать профессионалов церковного рынка, — крещение, отпевание, для кого-то венчание и для всех – поставить свечку. От РПЦ МП требуется обеспечить доступность всего этого для населения, как верующих (хоть во что-то), так и вовсе неверующих (как известно, «православие по рождению» не требует веры в существование Бога и очень часто обходится без таковой).

В качестве «Церкви для верующих и неверующих» РПЦ МП не имеет серьезных альтернатив. Этот аспект ее деятельности требует, в той или иной форме, государственного лицензирования, поскольку это не что иное, как разновидность коммерческой деятельности на рынке услуг и, в меньшей степени, на рынке товаров. Но основные проблемы здесь не с государством, а с собственным поповским начальством. Поповское начальство склонно устанавливать монополии и убивать рынок.

Тут главное — обеспечить приходам свободу хозяйствования, а эта свобода оборачивается свободой конкуренции между приходами внутри РПЦ МП. Это требование радикально. Оно означает недопустимость мер административного принуждения к приходу со стороны как епархии, так и центра. Иначе говоря, это воплощение поповской мечты.

У нормальных попов нет мечты сидеть к Кремле на приемах, а у них мечта — сидеть в собственном доме, в бане, в машине, на курорте… Вот и пусть зарабатывают, служа народу и удовлетворяя его религиозные потребности как можно полнее и дешевле.

Сам отбор попов в такой системе будет почти полностью определяться рынком, то есть публикой. Приход, как и любая фирма, будет бороться за клиента. Влияние епископа на назначение клирика при этом будет не очень большим (мягко скажем): между епископами ведь тоже возникнет некоторая конкуренция… — Но это уже технические детали, в которые мы тут не будем входить.

Сейчас всем этим процессам мешает развиваться главное зло: чрезмерная зависимость рядовых попов от административного аппарата. Сейчас мы увидим, что ограничение власти административного аппарата в РПЦ МП, хоть и не панацея, но сразу же даст еще несколько решений трудных проблем.

2. Церковь для религиозного поиска

Приходы поповской мечты еще далеки от реальности, а в жизни подавляющего большинства «местных религиозных организаций» РПЦ МП уже и сейчас нет никаких интересов, кроме коммерческих. Это вызывает страдания у религиозно-ориентированных прихожан, небольшое (в процентном отношении) количество которых размазано тонким слоем по различным приходам и монастырям РПЦ МП.

Нужно ли вообще удовлетворять их потребности в рамках РПЦ МП? Ответ неочевиден, т.к. много преимуществ имеет переформатирование РПЦ МП в организацию, полностью стерильную в отношении религии. — Мол, кому нужна религия, те пусть идут в специальные религиозно-ориентированные организации, где будет мало денег, но много религии.

Такой подход был бы близок нынешней администрации РПЦ МП и, наверное, кому-то из так называемых Истинно-православных церквей (ИПЦ). Но против него есть два настолько существенных возражения, что от него необходимо отказаться.

Во-первых, люди, даже и самые религиозные, имеют право быть, где хотят. Если они хотят развивать свой приход как религиозную структуру, то будет насилием заставлять их углубляться в коммерцию. В «церкви поповской мечты» такое насилие было бы естественно, но нельзя допускать попов к разработке архитектуры общественных организаций, — как и животных не привлекают к проектированию зоопарка.

Во-вторых, всем верующим нужно обеспечивать право экспериментировать над собой. Пусть кто хочет, экспериментирует, погружаясь в РПЦ МП.

Как же обеспечить права верующих в РПЦ МП и особенно право создавать внутри РПЦ МП специальные группы религиозного назначения, буквально говоря — спецназ?

Тут опять тот же ответ: убрать административно-финансовую составляющую епархиальной власти.

3. Одно легкое движение

Наш проект РПЦ МП отличается от ее реальности очень сильно, но не так сильно, как кажется. Существенное отличие только одно, а все остальное подтянется. Это отличие — отсутствие хозяйственно-административной власти епархиальных центров над приходами и монастырями.

Сейчас эта власть основана не на канонах, а на зарегистрированных государством уставах РПЦ МП в целом и всех ее подразделений. Но государственная организация религиозных структур в качестве отдельных юридических лиц — это не что иное как вмешательство государства в дела религиозных организаций.

Религиозные организации вправе ограничивать себя, как угодно, — это их внутрирелигиозные дела. Они могут подчиняться друг другу и создавать любые иерархические структуры, если им это нравится. Но государство в эти отношения лезть не должно, так как это противоречит отделению религиозных организаций от государства. В законодательстве, например, Украины централизованные религиозные организации и не могут получать регистрацию в качестве юридического лица.

Зачем эта регистрация нужна и кому? — Очевидно, она нужна церковному начальству, которое может — в пределах того, что сказано в зарегистрированных уставах — привлекать государственное насилие вместо своего отсутствующего религиозного авторитета. С зарегистрированным уставом можно пойти в светский суд, чтобы там воевать с подчиненными.

Разумеется, светская власть, которая хочет манипулировать церковными организациями, также заинтересована в государственной регистрации церковных центров. В советское время в этом, впрочем, не было нужды, но после смягчения нравов стало нелишним.

А для простых людей, верующих и неверующих, статус юридического лица у централизованных религиозных организаций — абсолютное зло и delenda est.

Вряд ли даже при перемене власти государство откажется добровольно от регистрации централизованных религиозных организаций. Но если создать давление в нужный момент в нужном месте – то никуда не денется, откажется.

Что для этого можно сделать уже сейчас? Начать можно хотя бы с осознания цели.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

 

[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования