Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
27 августа 13:42Распечатать

Борис Колымагин. МИТРОПОЛИТ ЮВЕНАЛИЙ (ПОЯРКОВ) НА СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ. "Даниил Штайн, переводчик" в жизни советского церковного дипломата


Среди «никодимовцев» РПЦ МП заметную роль в современной церковной жизни играет митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков). Интересно, что одно время он занимал пост начальника Русской духовной миссии (РДМ). Сейчас это благообразный, убеленный сединами старец с несколько расплывшимися формами. В Палестине он выглядел иначе, о чем свидетельствует настоятель маронитской церкви в Хайфе о. Илия Вутрос: «Ваш архимандрит очень похож на греческого епископа».

Архимандрит Ювеналий вступил в должность начальника РДМ 16 мая 1963 года. За месяц он побывал на всех участках миссии, совершил богослужения во всех ее храмах и нанес протокольные визиты. Новый начальник немедленно занялся имущественными вопросами. В частности, при нем был заключен договор с художником-абстракционистом Давидом Боккаром о сдаче ему в аренду на 25 лет участка и дома в Тверии.

В русле текущей государственной политики СССР в отношении Русской Палестины новый глава миссии выдвинул идею передать территорию «Русского сада» в Яффе под нужды советского посольства. Однако оформить эту передачу юридически оказалось невозможно.

Напомним, что в 1964 году, как раз во времена о. Ювеналия, советское правительство совершило так называемую «апельсиновую сделку», когда за копейки было распродано значительное имущество Русской Палестины: земельные участки и здания. Но сам руководитель РДМ, похоже, был в этой истории только статистом.

Начальник миссии стал прощупывать почву для овладения имуществом Русской Зарубежной Церкви в Иордании (тогда граница проходила по центру Иерусалима). Но далеко не продвинулся.

Также архимандрит Ювеналий участвовал во многих знаковых встречах. Например, со Вселенским Патриархом Афинагором и Папой Павлом VI. Пересекся он на Святой Земле и с монахом-кармелитом Даниэлем Руфайзином.

Сейчас, благодаря роману Людмилы Улицкой «Даниил Штайн, переводчик», имя о. Даниэля стало известно в России, легенда обрела романную плоть.

О самом католическом священнике известно то, что во время Второй мировой войны он, свободно владеющий несколькими языками, выдал себя за польского немца, поступил на службу в немецкую полицию и спас сотни жизней своих соплеменников.

Об этом человеке архимандриту Ювеналию рассказал в 1964 году маронитский священник из Хайфы. В одном из своих отчетов Ювеналий пишет: «О. Илия очень хорошо знаком с о. Даниилом (Даниэлем) из католического монастыря Кармелит. По словам о. Илии, о. Даниил пользуется доброй репутацией со стороны евреев, ибо, будучи каким-то служителем правительственного учреждения в Германии во время войны в 1942 года, помог многим евреям избежать смерти. Сам Даниил по национальности еврей. Несколько лет тому назад принял христианскую веру и сан священника ордена Кармелитов. О. Илия предлагал свои услуги познакомить нас с о. Даниилом».

Да, о. Даниэлю пришлось выдержать немало бурь. Ему пришлось судиться с государством Израиль за право считаться израильским гражданином. Он дошел даже до Верховного Суда Израиля, защищая права крещеных евреев считать себя частью своего народа и полноценными гражданами.

И вот 29 июня 1963 года Ювеналий вместе с иеромонахом Агафангелом и диаконом Дмитриевым посетили Кармелитский монастырь в Хайфе. Начальник Русской духовной миссии «был принят настоятелем о. Петром в присутствии о. Даниила Руфайзина». Содержание беседы Ювеналий сообщает в скупой манере: «Основной перечень вопросов, которыми интересовались настоятель и о. Даниил: 1). Какое положение занимает религия и Церковь в вашей стране? Как вы уживаетесь с режимом и правительством, которое преследует религию? 2). Мы, католики, уверены в том, что с Церковью в Советском Союзе нам будет гораздо легче объединиться, т. к. она является самостоятельным органом и имеет свое управление в отличие от других церквей, таких, например, как Греческая, которая стоит на службе у правительства и проводит его линию. 3). Каковы в настоящее время взаимоотношения между Русской церковью и Греческой после того как Русская церковь направила наблюдателей на Собор?» Немного, чего уж там говорить. И где-то наивно: ну, какая свобода может быть в СССР? Неужели не понимают?

Богословие в Палестине использовалось в качестве одного из языков дипломатии. Архимандрит Ювеналий владел этим языком в совершенстве. 26 января 1964 г. он был приглашен католическим обществом св. апостола Иакова на вечер, который устраивался ежегодно в неделю молитв о христианском единстве. Каждый год представитель одной из христианских церквей читал в обществе доклад о своей Церкви. На этот раз выступить попросили представителя РДМ.

Перед докладом Ювеналий прочитал по-церковнославянски молитву Господню. «Большинство из присутствующих тоже повторяло ее за мной, затем все прочитали на иврите «Отче наш»», - пишет он.

Главным событием в жизни Русской духовной миссии в 1960-е годы было 25 февраля – день ангела Патриарха Алексия I. 25 февраля 1964 года «Троицкий собор был украшен зеленью и цветами». Архимандрит Ювеналий совершил Божественную литургию, в которой ему сослужили три архиепископа, 11 священников, 3 диакона. На богослужении присутствовали посол в Израиле М.Ф. Бодров, представители стран «народной демократии», а также Австрии, Бельгии, Греции, Либерии, Франции, Эфиопии и главнокомандующий войсками ООН Одд Буль.

В то же время будущему архиерею пришлось пережить на Святой Земле немало тревожных моментов, связанных с арабо-израильским конфликтом. Так, в ночь с 24 на 25 августа 1963 года на границе Старого и Нового Города началась перестрелка. «В самый разгар перестрелки все члены Миссии и матушки, находившиеся в Миссии, собрались «воедино». Перестрелку перенесли спокойно, без замешательства и паники. В 8 часов утра согласно расписанию была отслужена Божественная литургия».

В конце 1964 года Ювеналия назначили заместителем председателя ОВЦС МП, и он двинулся по ступенькам иерархического роста. В начале января 1965 года Ювеналий «наносил прощальные визиты различным религиозным, дипломатическим и государственным представителям в Иерусалиме и в Израиле».

На Рождество, во время богослужения в миссийном Троицком соборе, архимандрит сказал прощальное слово и поблагодарил всех за тепло, за внимание к Миссии и «за экуменический дух, который является одним из оснований мира и дружбы между народами».

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования