Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
15 января 11:30Распечатать

Родион Часовников. ГОМОСЕКСУАЛЬНЫЙ СКАНДАЛ ВОКРУГ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ: кто виноват и что делать


Вновь, как и перед выборами 2011-12 гг., сотни тысяч паломников собрались, чтобы поклониться православным святыням в храме Христа Спасителя в Москве. Нынешние святыни, правда, имеют еще более неясное происхождение, чем прежняя (да и поклоняться золоту, преподнесенному в качестве подарка Христу, странно)... Но наш разговор сегодня не об этом.

На фоне нового всплеска энтузиазма вокруг поклонения святыне, в это же самое время, в Интернете разыгрывается нешуточный гомосексуальный скандал вокруг отдельных церковных иерархов РПЦ МП. Пока почти без подтвержденных имен и внятных фактов…

Этот скандал особо не раздувают оппозиционеры-либералы. Возможно, в их среде кто-то даже радуется, что нашел в Церкви "своих", а остальным тоже неудобно полоскать именно это белье, ибо западные ориентиры требуют не просто лояльности к "сексменьшинствам", но и нетерпимости к тем, кто их называет своими именами. Я даже думаю, что если большинство фактов, вброшенных в сеть протодиаконом Андреем Кураевым, подтвердится, часть оппозиционеров вообще отстанет от РПЦ МП, забыв про часы патриарха, про батюшек-стяжателей, "автопопов" и т.п.

Но не все так просто для толерантной тусовки, обезоруженной внезапным разоблачением недавнего "врага прогрессивных идей".

По существу никуда не исчезла и не исчезнет непримиримость Православия к содомскому греху во всех его проявлениях. Библия, жития и поучения святых, богословские трактаты, проповеди известных священников в разные времена однозначно относят этот грех к числу самых тяжелых, связанных с крайним нравственным растлением и деградацией личности, как таковой. Никаким образом это проявление греховности человека не может стать нормой, вызвать понимание и "уважение к выбору" с точки зрения полноты Церкви.

Наличие персонажей, подверженных такой заразе, внутри церковного организма не меняет этой позиции и не делает Церковь покровительницей гомосексуалистов и педофилов.

Среди Десяти заповедей действительно отдельно не упомянут гомосексуализм, потому что там не упомянуты вообще крайние извращения человеческой природы, немыслимые для современников. Там не сказано и об эвтаназии, и о ювенальной юстиции, и о продаже людей на органы, и о наркомании, и о многих других позднейших достижениях человечества.

Но вот города Содом и Гоморра (на их месте сейчас Мертвое море) были уничтожены в силу подверженности разврату в крайней степени, искажения человеческой природы до неузнаваемости в ней Божия Образа. И ни один православный христианин в здравом уме и трезвой памяти не пересмотрит этот Божий взгляд на проблему.

Другое дело, что иерархи или священники или миряне, ставшие пассажирами превилегированного "голубого вагона", не находятся уже (с точки зрения нравственного богословия) в здравом уме и трезвой памяти. И вот у них, наверное, есть масса идей и объяснений: для себя, для ближних и для дальних – от милосердия к болящим до "голубой" крови и принадлежности к новой "элите" современного общества.

Эту проблему нельзя анализировать, не исследуя ее причин и истории развития. Иначе выводы неизбежно будут поспешными и неточными.

Церковь со времен раннего христианства особо заботилась о нравственной чистоте своего клира. Вообще вся духовная жизнь тесно связана с нравственным совершенствованием человека. Языческому миру, привыкшему зачастую потворствовать инстинктам своих представителей, христианство было немым укором, и это в значительной мере определяло враждебность античного, европейского, древнерусского и позднейшего – атеистического - язычества к Церкви. Большевики, использовавшие типичную для языческого мира модель обожествления власти, стремились уничтожить Православную Церковь. С бешеной яростью бросились новые хозяева России убивать духовенство, рушить храмы, закрывать монастыри. Огромное число православных епископов, священников и мирян приняли от рук большевиков мученическую смерть за Христа. Это были праведники, которые предпочли страдания и кончину сытой жизни без Христа. И это были не первые мученики Церкви. Церковь и жива две тысячи лет кровью мучеников и исповедников всех времен от Христа до наших дней.

Кого-то советской власти удалось сломить, кого-то – завербовать, кого-то – внедрить. Но это не привело к саморазложению и уничтожению Церкви. Прогнозы яростных атеистов не подтверждались. Все еще оставались миллионы православных христиан и десятки миллионов сочувствующих. Старый чекист рассказывал мне о том, что в КГБ СССР существовала программа по снижению интеллектуального и нравственного уровня Русской Православной Церкви Московского патриархата. Специально обученные люди проводили работу с абитуриентами духовных семинарий. Если поступать приходили троечники, "религиозные ремесленники", люди из семей с плохой репутацией и низким социальным статусом, то им не создавали никаких препятствий. Если были вопросы к их моральному облику, то их стремления поощрялись вдвойне. Если же приходил поступать человек с высшим светским образованием, или из интеллигентной семьи, или с безупречной биографией, то с ним и его родней велась плановая работа по его отстранению от церковной жизни. В ход шли запугивание, увольнение родственников с престижных мест, угрозы, убеждения, в крайнем случае — подкуп. Не все выдерживали давление, и среди семинаристов, а потом – батюшек, а потом – епископов оказалось значительное число людей, прошедших "искусственный отбор". Неудивительно, что впоследствии эти "отобранные" люди поддерживали и двигали себе подобных в полном согласии с враждебной по отношению к Церкви государственной машиной.

После 1000-летия Крещения Руси, когда государство в какой-то мере повернулось к Православию лицом, механизм саморазрушения уже работал полным ходом. Безусловно, не прекращал работать и механизм самоочищения, но, как известно, созидание и восстановление всегда занимают больше времени и сил, нежели разрушение. Церковь – это богочеловеческий организм, и в этом смысле она свята, поскольку строится на праведниках, на Правде Божией. Но, Церковь – это еще и собрание верующих и, в какой-то мере – общественный институт, и в этом смысле она состоит из нас с вами – из современных людей со всеми их плюсами и минусами.

Простой прихожанин уже несет более существенную, а именно, — христианскую ответственность за свою жизнь и жизнь ближних. Священник несет духовную ответственность за своих прихожан, за тех, у кого принимает исповедь, кому дает советы, за тех, кого он направил на нормальный путь, и за тех, кого совратил с него, кому закрыл своей спиной Свет Христов. Епископ несет ответственность за десятки, а, порой, сотни священников и за тысячи их прихожан. Осознает он эту ответственность или нет – он ее несет перед Творцом, и нормальный человек не позавидует этой доле.

Мне лично знакомы и те иерархи, в которых с большой долей вероятности можно заподозрить ту самую проблему, о которой начал "бурлить" Интернет. Конечно, "со свечкой я не стоял", но, если я прав в своих предположениях, основанных на сопоставлении фактов, то это несчастные люди с раздвоением личности, стремящиеся оправдать себя и свой странный выбор, это опасные люди, втягивающие в свою игру молодые неокрепшие души.

Но я знаю и праведников нашего времени среди иерархов и простых священников, среди монахов и прихожан русских храмов. Знаю тех, кто духовный выбор ежеминутно ставит выше материального, социального, экономического или политического. Знаю тех, кто уподобился своей жизнью древним святым в аскетическом подвиге, в нестяжательстве, в целомудрии, в смирении, в трепетности служения. Именно на них стоит Церковь.

Любой человек, укоренившийся в Православии, останется православным, даже если встретит пьяного священника в Великую Субботу, даже если земля начнет крутиться в обратном направлении. Любой хронический атеист найдет себе повод отвернуться от Церкви, будет ли это повод серьезный или вовсе надуманный, обрадуется этому поводу, оправдывающему духовную лень. Если он не найдет такой повод, он его придумает. Так было всегда, на протяжении всей христианской истории.

Отец Андрей Кураев поднял ту важнейшую тему, которую замалчивали долгое время. Я не знаю большинства фактов, которые непосредственно приведены в публикациях, но мне известно, что тема эта разрушает Церковь многие годы, что гомосексуальное лобби и невысказанность внятной позиции власти играют на руку задетым болезнью священнослужителям. Мне понятно, что это проблема не столько Церкви, сколько современного мира в целом, и чем толерантнее мы станем к растлителям, тем труднее будет ее решать.

Церковь не обращается обычно с апелляцией к языческому по духу миру со своими проблемами. Мир этот точно не чище. Но, если так случилось, что нечистота отдельных ее представителей вырвалась на информационную "свободу", то, возможно, это станет стимулом к каким-то внутренним решениям, к новому самоочищению, к покаянию тех, кто еще не осатанел и сохранил способность каяться.

Важно помнить, что представители Церкви – это не только епископы и священники, это все православные христиане. А толерантность ко греху - это что-то вроде иммунодефицита общества и государства. Давайте лечиться вместе от такой толерантности!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования