Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
09 октября 17:21Распечатать

Александр Зорин. ОБЫКНОВЕННЫЙ САДИЗМ. Отец Всеволод Чаплин, именем Бога можно оправдать любое насилие или несправедливость?


Протоиерей Всеволод Чаплин оправдывает неправедный суд человеческий праведным гневом и карой Господней. Поощряя садизм в мордовской колонии, где отбывает наказание Надежда Толоконникова, он пишет: «Господь иногда наказывает целые народы, что мы знаем из Писания и Предания Церкви. Суждение по этому поводу в Писании и Предании однозначно, даже если оно расходится с позицией некоторых модных «кисейных» богословов второй половины ХХ века, которые говорили, что Бог никого не наказывает, представляли Его кем-то вроде Ганди или Сахарова, и в этом расходились с теми самыми Писанием и Преданием».

Действительно, в Ветхом Завете Бог иногда предстаёт карающим Судиёй. Библейский писатель излагает события – природные, исторические - на языке своего времени. Коллективный этнос удерживался естественным силовым правлением. Понятия "гнев", "ярость", "жестокость" соответствовали там пониманию ветхозаветной справедливости. Это одно из положений антропоморфизма. Люди всегда проецируют на Бога свои собственные черты и проблемы – так сказать, проецируют горизонталь в вертикаль.

Наказывает не Бог, а человек сам себя, отпавший от Бога и вознамерившийся идти своим путём. Наказывает заложенное им мироустройство. Об этом много размышляли святые отцы, столпы святоотеческого Предания, которых протоиерей Чаплин хотел бы привлечь в себе единомышленники. Однако они думают совсем иначе, опровергая чаплинскую однозначность.

Так, например, св. Иоанн Златоуст (347-407 гг.), упоминая в педагогическом смысле о гневе и о наказаниях Бога, в догматическом о Нём учении прямо говорит: "Когда ты слышишь слова "ярость и гнев" в отношении к Богу, то не разумей под ними ничего человеческого: это слова снисхождения. Божество чуждо всего подобного; говорится же так для того, чтобы приблизить предмет к разумению людей более грубых". Св. Григорий Нисский (335-394 гг.) писал: "Ибо что неблагочестиво почитать естество Божие подверженным какой-либо страсти удовольствия или милости, или гнева, этого никто не будет отрицать даже из мало внимательных к познанию истины Сущего». Преп. Иоанн Кассиан Римлянин (360-435 гг.) даже так говорил: "Без богохульства (!!) нельзя приписывать Ему и возмущение гневом и яростью".

Изречения святых отцов можно продолжить – для пущего убеждения нашего "богослова". «Бог благ и только благое творит, вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым» (Св. Антоний Великий (251 – 356 гг.). Наставления о доброй нравственности и святой жизни). «Ибо было бы в наивысшей степени гнусно и абсолютно богохульно полагать, что ненависть и обида существуют у Бога – даже против естества демонов – или думать, что какая-либо иная немощь, или страстность, или что-либо ещё, могущее появиться в процессе воздаяния за доброе или злое, относится, по способу воздаяния, к этому славному Естеству" (Преп. Исаак Сирин (YII век). Беседа 39). 

Странно, что человек, окончивший Духовную школу, изучавший вроде бы догматическое богословие, настолько грубо пренебрегает учением святых отцов в угоду своекорыстной политической цели...

 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования